6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

Очевидно, что главный правовой вопрос, который требует разрешения при внедрении цифровой валюты центрального банка, - это вопрос ее правового статуса.

Поскольку в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, не вызывает сомнения тот факт, что эмитируемая Банком России цифровая валюта центрального банка, независимо от вопросов технической реализации такой эмиссии, будет являться в Российской Федерации официальной денежной единицей, обязательной ко всеобщему приему в качестве средства платежа.

Представляется, что так как цифровая валюта центрального банка не будет иметь натуральной формы, то есть не будет существовать в виде вещи, а будет представлять собой обязательство Банка России, ее правомерно рассматривать в качестве вида безналичных денежных средств. Кроме того, поскольку цифровая валюта центрального банка будет являться обязательством Банка России, у обладателя цифрового рубля возникнет право потребовать его обмена как на наличные рубли, так и на безналичные денежные средства путем увеличения остатка на счетах, открытых в кредитных организациях.

Ревизии на предмет внедрения цифровой валюты центрального банка потребуют прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации - в части включения цифрового рубля в перечень объектов гражданских прав, установления возможности осуществления платежей в цифровой валюте центрального банка, включения цифрового рубля в общие положения о расчетах, а также Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" - в части расширения функций Банка России и определения вопросов выпуска и обращения цифровой валюты центрального банка.

Важно также решить правовые вопросы использования цифровой валюты центрального банка, когда технологическая и операционная инфраструктура будет создаваться Банком России с включением кредитных организаций и, возможно, иных финансовых посредников. Здесь особое значение приобретает установление и распределение ответственности за устойчивость и непрерывность деятельности информационной системы, в рамках которой будет осуществляться обращение цифровой валюты центрального банка.

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

В последние годы цифровизация стремительно меняет рынок платежей во многих странах мира, меняется характер потребительского поведения. Растет использование безналичных денег. Иными словами, снижается спрос на наличные деньги центрального банка, к которым есть прямой доступ у бизнеса и домохозяйств. Это ставит вопрос о необходимости появления дополнительной цифровой формы денег центрального банка, лучше соответствующей духу цифровой эпохи.

Внедрение цифровой валюты центрального банка широко обсуждается регуляторами и международными финансовыми организациями. Некоторые из них уже тестируют пилотные версии ЦВЦБ. Центральные банки изучают варианты модели ЦВЦБ, оценивая, какие из них позволят наилучшим образом реализовать преимущества для общества от внедрения ЦВЦБ. При этом центральные банки проводят анализ различных аспектов введения ЦВЦБ с учетом особенностей экономик конкретных стран, в том числе особенностей денежных расчетов, финансовой системы, условий проведения денежно-кредитной политики.

Текущий статус изучения/внедрения ЦВЦБ в разных странах

Многие страны активно анализируют опции и последствия введения ЦВЦБ, проводят общественные консультации, реализуют исследовательские проекты, но пока не озвучили планы введения. В феврале 2020 года сайтом Central Banking (Великобритания) проводился опрос о возможностях цифровой валюты центрального банка ("Central Banking Digital Currency Survey"), участие в котором приняли 46 центральных банков (Central Banking 2020a). Согласно опросу, 65% респондентов, большая часть из которых являются представителями стран Западной Европы, активно проводят исследования в области цифровых валют, что объясняется переходом на безналичные расчеты в странах этого региона.

Ряд стран уже активно реализуют пилотные проекты (или имеют планы пилотного введения ЦВЦБ) <1>.

--------------------------------

<1> Обобщенная информация об отношении центральных банков к введению ЦВЦБ также содержится в опросах МВФ и БМР: Barontini, C., & Holden, H. (2019). Proceeding with caution-a survey on central bank digital currency. BIS Paper, (101); Tobias Adrian and Tommaso Mancini-Griffoli, Central Bank Digital Currencies: 4 Questions and Answers. 2019.

Основные мотивы изучения/введения ЦВЦБ зарубежными центральными банками

Центральные банки, изучающие вопросы введения ЦВЦБ, выделяют широкий круг преимуществ такого шага (рис. 7.1). Согласно упомянутому опросу Central Banking, большая часть респондентов отметили положительное влияние ЦВЦБ на внутренние платежи, внедрение инноваций и рост финансовой доступности. Существенное увеличение доли безналичных платежей было отмечено респондентами как значимый фактор введения ЦВЦБ. Часть респондентов считают, что внедрение цифровой валюты центрального банка окажет положительное влияние на условия реализации денежно-кредитной политики, а также повысит в целом эффективность трансграничных платежей.

Многие центральные банки видят в качестве основных функций ЦВЦБ выполнение роли "цифровых наличных" в условиях высокого уровня использования безналичных платежей, повышение устойчивости и диверсификацию рисков для платежной системы.

Некоторые центральные банки, например Народный банк Китая (НБК), который объявил о тестировании "цифрового юаня" (Central banking 2020b), пытаются снизить риски, связанные с бурным развитием систем электронных платежей (прежде всего небанковских платежных систем). Это операционные риски, риски концентрации, риски монополизации платежного рынка, а также риски снижения эффективности трансмиссии денежно-кредитной политики и политики по поддержанию финансовой стабильности. Кроме того, центральные банки стремятся реализовать возможности, которые открывает лидерство в финансовых технологиях, чему развитие ЦВЦБ может способствовать. В качестве других задач рассматривается и интернационализация национальной валюты, повышение ее статуса.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
(ДОЛЯ ОТВЕТОВ, %)
Рис. 7.1

Источник: The Central Bank Digital Currency Survey (2020) - debunking some myths (Central banking 2020a).

Важно отметить, что, изучая введение ЦВЦБ, регуляторы сходятся во мнении, что ЦВЦБ должна быть организована таким образом, чтобы она пользовалась достаточным спросом (поэтому характеристики ЦВЦБ должны учитывать потребности пользователей) и не создавала новых рисков или искажений в работе денежной системы, а наоборот, снижала их.

Дополнительный вопрос, который также рассматривают центральные банки, - это возможность введения процентной ставки на ЦВЦБ, что потенциально может усилить действенность трансмиссионного механизма. Палитра мнений на этот счет формируется в том числе с учетом особенностей функционирования финансового сектора в различных странах, а также условий реализации и вызовов, которые стоят перед денежно-кредитной политикой.

Возможные эффекты введения ЦВЦБ

Центральные банки изучают возможное влияние введения ЦВЦБ на финансовый сектор, условия реализации денежно-кредитной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности. В частности, предполагается, что банковскому сектору необходимо будет выработать подходы к работе, управлению рисками и структурой своего баланса в условиях, когда средства клиентов будут перемещаться между текущими счетами и ЦВЦБ. Это может вызывать усиление конкуренции между банками за клиентов, что, возможно, отразится на уровне ставок по депозитам и кредитам, а также на динамике кредитования. Отмечается, что в условиях обращения ЦВЦБ может усилиться роль инструментов предоставления ликвидности банковскому сектору центральными банками, а это может потребовать уточнения их операционной процедуры.

Кроме того, обсуждается, что в случае экономических кризисов могут наблюдаться эффекты резкого перетока средств субъектов экономики в ЦВЦБ - точно так же, как в таких ситуациях наблюдается переток в наличные деньги <2>. С целью стабилизации обстановки центральные банки должны иметь наготове инструменты для предоставления рефинансирования банкам в необходимом объеме и в краткие сроки.

--------------------------------

<2> Bank of England 2020, Bank of France 2020, Reserve Bank of New Zealand 2018, Norges Bank 2018, Denmark National Bank 2017, Bank of Lithuania 2019.

В обзорах центральных банков отмечается, что для ЦВЦБ могут действовать те же ограничения, что и для наличных, например в части объемов конверсии средств со счетов в банках в ЦВЦБ, объемов использования ЦВЦБ, в том числе в офлайн-режиме. Это необходимо для устойчивого выполнения финансовым сектором всех функций, а также для эффективного осуществления деятельности в части ПОД/ФТ/ФРОМУ в интересах общества.

Отмечается также, что возможное усиление конкуренции банков за клиентов в условиях обращения ЦВЦБ будет способствовать повышению качества и разнообразия оказываемых ими услуг. Кроме того, при розничной системе ЦВЦБ банки, выполняя роль посредников в предоставлении ЦВЦБ своим клиентам, будут иметь возможность развивать на этой основе различные сервисы для своих клиентов. При этом задачей регуляторов будет отслеживать, чтобы борьба за клиента не приводила к применению избыточно рисковых стратегий и не отражалась негативно на устойчивости банковского сектора.

Модели ЦВЦБ и механизмы их реализации

Модель системы ЦВЦБ - розничная или оптовая. Центральные банки в своих обзорах в основном фокусируются на изучении розничной (retail) системы ЦВЦБ, так как она предполагает существенные новации к текущим формам денежного обращения и сможет лучше удовлетворять потребностям пользователей и способствовать развитию цифровой экономики. Оптовые (wholesale) системы ЦВЦБ предполагают улучшение уже существующих между финансовыми институтами платежных систем (работа в режиме реального времени, трансграничные, более надежные, более дешевые) или расширение периметра регулирования и обеспечения ликвидностью со стороны центрального банка небанковских или международных финансовых институтов. Ни то ни другое не является принципиально новым явлением. Поэтому задача улучшения соответствующих "оптовых" платежных систем не рассматривается как первостепенная и наиболее актуальная.

Архитектура ЦВЦБ и роль центрального банка как эмитента ЦВЦБ. Многие центральные банки предпочитают смешанную архитектуру, при которой центральный банк ведет реестр ЦВЦБ (то есть центральный банк, как и в случае наличных, имеет обязательства перед нефинансовым сектором), но операции с реальным сектором осуществляют посредники. Прямая модель, в которой все функции выполняет центральный банк, перегружает регулятора избыточными функциями, в которых частный, ориентированный на прибыль сектор заведомо более компетентен, в том числе в части знания своих клиентов ("know your client"). Ориентация посредников на прибыль создает правильные стимулы по предложению наилучших сервисов и дальнейшему внедрению технологических клиентоориентированных решений с их стороны.

Выбор инфраструктуры: распределенные или централизованные реестры. Это техническая развилка, влияющая на стабильность и надежность работы системы ЦВЦБ. Считается, что при распределенных реестрах риски потери информации ниже. Однако распределенные реестры обычно создаются на аутсорсинге, что оставляет подрядчикам возможность владения ключами для таких реестров - это может оказывать влияние на доверие к данной системе.

Банк Швеции отмечает, что обязательным компонентом инфраструктуры должна быть возможность работы при отключении Интернета (работа посредством СМС-сообщений).

Вид доступа: токены или счета в ЦБ/операторах ЦВЦБ. Отмечается, что реализация розничной ЦВЦБ на токенах в некоторых вариантах лучше реализует важные свойства наличных денег: конфиденциальность расчетов (но не будет абсолютной анонимности, учитывая, что на платформе центрального банка будет фиксироваться информация о расчетах), их безусловность (безвозвратность сделки).

ВЫБОР ОТДЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В КАЖДОЙ ИЗ РАЗВИЛОК
Табл. 7.1

Страна (название ЦВЦБ)
Развилка 1
Развилка 2
Развилка 3
Развилка 4
Статус проекта
Оптовая или розничная
Доступ через токены или счета
Роль ЦБ в обороте
Инфраструктура: распределенный или централизованный реестр
Китай (DC/EP)
Розничная, оптовая для трансграничных платежей
Токены с возможностью привязки к счетам, в стадии обсуждения
Дистрибуция через посредников, возможны расчеты безучастия ЦБ
DLT для оптовых транзакций, для розничных возможен реестр на стороне банка
Пилотирование
Швеция (e-krona)
Розничная
Токены
Дистрибуция через посредников, расчеты через ЦБ
DLT (Corda)
Пилотирование
Южная Корея
Розничная
Токены
В стадии обсуждения
Консультации
Пилотирование
Канада
Оптовая, розничная, в стадии обсуждения
В стадии обсуждения
В стадии обсуждения
Консультации
Исследование
Еврозона (e-euro)
Розничная
Счета, в стадии обсуждения
Консультации
DLT
Исследование
Норвегия
Розничная
Токены
Дистрибуция через ЦБ
Реестр в ЦБ
Исследование
"Digital Dollar" (США) <*>
Розничная и оптовая
Токены, в стадии обсуждения
Дистрибуция через посредников
DLT
Исследование
Великобритания
Розничная
В стадии обсуждения
Консультации
Консультации
Исследование
Дания (e-krona)
Розничная
Токены
Дистрибуция через ЦБ
Консультации
Исследование
Швейцария (e-franc)
Оптовая, в стадии обсуждения
В стадии обсуждения
Консультации
Консультации
Исследование
Исландия (rafkrona)
Розничная
Счета
Дистрибуция через ЦБ
Консультации
Исследование

--------------------------------

<*> Не является проектом, инициированным центральным банком США, то есть Федеральной резервной системой.

Источники: Auer, R., & Bohme, R. (2020), Boar, C., Holden, H., & Wadsworth, A. (2020): Center for the Fourth Industrial Revolution (2020).

Классификация ликвидных финансовых активов

При обсуждении ЦВЦБ часто рассматривается классификация ликвидных финансовых активов, представленная в работе Bech and Garrat (2017). Она отражает соотношение существующих форм денег и цифровых валют, а также прочих ликвидных финансовых активов, как показано на рис. 7.2 ("денежный цветок").

Критериями классификации выступают доступность (прямая или опосредованная), форма выпуска (электронная или физическая), тип эмитента (центральный банк или нет) и используемые технологии (централизованные или децентрализованные расчеты).

Модификации цифровой валюты центрального банка, рассматриваемые в данном докладе (розничные и оптовые), находятся на пересечении "лепестка" "цифровые активы" с "лепестками": "выпущенные центральным банком", "открытый доступ" и "обращающиеся децентрализованно". Розничные цифровые валюты в зависимости от технологии реализации (в виде токенов либо счетов) попадают в разные части "цветка": если токены по способу обращения имеют определенное сходство с фиатными либо товарными наличными деньгами, то счета в центральном банке существуют в виде записей и в этом смысле аналогичны банковским резервам либо счетам в коммерческих банках.

Некоторые активы на схеме не являются деньгами. Это "криптовалюты" (частные цифровые токены), локальные частные средства обращения, виртуальные монеты в компьютерных играх.

С более подробным описанием представленной классификации можно ознакомиться в указанной работе Bech and Garrat (2017).

ТИПОЛОГИЯ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ПО ЭМИТЕНТАМ, ФОРМАМ, ДОСТУПНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЯМ
Рис. 7.2

Источник: расширенная версия схемы, первоначально предложенной в Bech and Garrat (2017).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Банк России предлагает обсудить следующие открытые вопросы. Ваши комментарии и замечания просим направлять на электронный адрес Банка России cbdc@cbr.ru до 31 декабря 2020 года. Если вы считаете, что какие-либо из значимых вопросов не были отмечены в представленном списке, просим также сообщить о них и других ваших предложениях на указанный адрес.

Раздел 1

1.1. Есть ли необходимость введения цифрового рубля в настоящее время и чем она определяется?

1.2. Какие факторы могут усилить потребность в использовании цифрового рубля на горизонте нескольких лет?

1.3. Какие еще аспекты необходимо рассмотреть при разработке проекта цифрового рубля наряду с теми, что указаны в подразделе 1.2?

Раздел 2

2.1. Какими ключевыми свойствами из указанных в разделе 2 должен обладать цифровой рубль как форма денег, чтобы быть полезным обществу? Какие еще свойства являются важными?

2.2. Обеспечит ли, по вашему мнению, введение цифрового рубля существенные преимущества относительно существующих форм платежей и расчетов?

2.3. Считаете ли вы необходимым условием успешного внедрения цифровых рублей требование обязательного их приема всеми торгово-сервисными предприятиями?

2.4. Насколько важна возможность использовать цифровой рубль в офлайн-режиме? Каков оптимальный лимит суммы цифровых рублей для использования в офлайн-режиме? Должно ли быть ограничение максимального времени нахождения такого кошелька в офлайн-режиме без синхронизации с онлайн-инфраструктурой цифрового рубля?

2.5. Нужны ли расчеты в цифровых рублях в офлайн-режиме при условии полного покрытия Интернетом всей территории страны и доступа к нему каждого гражданина?

2.6. Должна ли быть обеспечена возможность восстановления цифровых рублей, хранящихся на устройствах пользователей, предназначенных для осуществления расчетов в офлайн-режиме, при их утере?

2.7. Целесообразно ли на первом этапе при запуске цифрового рубля обеспечить возможность расчетов с ним в офлайн-режиме?

2.8. Необходимо ли обеспечить возможность осуществления платежей в цифровых рублях в офлайн-режиме для юридических лиц?

2.9. Какие специальные меры защиты потребителя вы считаете необходимым внедрить в случае введения цифрового рубля? Какие способы контроля операций с цифровым рублем целесообразно предоставлять самим потребителям?

2.10. Какое влияние, на ваш взгляд, окажет введение цифрового рубля на конкуренцию на финансовом рынке, на бизнес-модели банков и других финансовых посредников?

2.11. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять функции ПОД/ФТ/ФРОМУ при обращении цифрового рубля - центральный банк или финансовые посредники?

Раздел 3

3.1. Считаете ли вы введение цифровой валюты центрального банка существенным фактором, который может повлиять на условия проведения ДКП? В чем может проявиться это влияние и каким образом это необходимо учитывать центральному банку?

3.2. Считаете ли вы введение цифровой валюты центрального банка существенным фактором, который может повлиять на политику по обеспечению финансовой стабильности, в том числе макропруденциальную политику? В чем может проявиться это влияние и каким образом это необходимо учитывать центральному банку?

3.3. Насколько целесообразным вы считаете введение тех или иных ограничений при использовании цифрового рубля, включая возможные ограничения на объем владения и (или) операций с цифровой валютой центрального банка (например, по аналогии с наличными) с точки зрения решения задач макроэкономической политики?

3.4. Каковы могут быть стратегии банков и иных финансовых посредников на начальном этапе введения цифровой валюты центрального банка и в дальнейшем?

Раздел 4

4.1. Какие модели реализации цифрового рубля, на ваш взгляд, могут повысить эффективность платежей и расчетов, а также способствовать конкуренции и инновациям?

4.2. Какие, по вашему мнению, технологические инновации необходимо учесть при проектировании цифрового рубля в целях удовлетворения потребностей общества?

4.3. Какую степень конфиденциальности на уровне центрального банка и коммерческих банков необходимо обеспечить при открытии клиентам кошельков и осуществлении расчетов в цифровых рублях?

Раздел 5

5.1. Какие, по вашему мнению, риски информационной безопасности могут влиять на онлайн- и офлайн-расчеты и какие методы минимизации этих рисков могут быть использованы?

ГЛОССАРИЙ

АРМ (автоматизированное рабочее место) - интерфейс для взаимодействия человека с программным обеспечением, который автоматизирует деятельность определенного вида.

Двухуровневая банковская система - система, в которой финансовые учреждения разделены на две группы. К первой относится центральный банк, осуществляющий денежную эмиссию, регулирование финансового рынка и расчеты между кредитными организациями, ко второй - регулируемые центральным банком финансовые организации, которые обслуживают конечных клиентов. Функции центрального банка в Российской Федерации устанавливает Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Инструмент на предъявителя - финансовый инструмент, факт владения которым достаточен для удостоверения права предъявителя на деньги или актив. Наличные деньги являются самым распространенным инструментом на предъявителя.

Кастодиальное хранение криптовалюты - способ хранения, при котором у держателя криптовалюты нет полного контроля над своими средствами, поскольку доступ к паролю (ключу) имеет также оператор (кастодиан).

Криптовалюты - децентрализованные виртуальные валюты, основанные на математических алгоритмах и защищенные методами криптографии, работающие в децентрализованной платежной системе.

Платеж - один из способов исполнения денежных обязательств.

Смарт-контракт - договор между двумя и более сторонами об установлении, изменении или прекращении юридических прав и обязанностей, в котором часть или все условия записываются, исполняются и/или обеспечиваются компьютерным алгоритмом автоматически в специализированной программной среде.

Стейблкойны - разновидность криптовалют с встроенными механизмами стабилизации их курсов по отношению к другим активам или обеспеченные данными активами.

Токен - единица учета в сети блокчейн, которая используется для представления цифрового баланса в определенном активе или учета взаимозаменяемых цифровых активов. Токены, как правило, применяются для создания деривативов на базе распределенных реестров.

Урегулирование - исполнение обязательств в рамках контракта или иной формы соглашения сторон. В случае финансового обязательства урегулированием является расчет - предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

Финансовый институт - организация, работающая на финансовом рынке. Финансовый институт может быть кредитной организацией или некредитной финансовой организацией.

Электронные деньги - имущественное право, отраженное технической записью и носящее предоплаченный характер. Согласно пункту 18 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронные деньги представляют собой денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

- ДКП - денежно-кредитная политика

- ОМТ - отдаленные, малонаселенные и труднодоступные территории

- ТМДКП - трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики

- ТСП - торгово-сервисное предприятие

- ЦБ - центральный банк

- ЦВЦБ - цифровая валюта центрального банка

- DLT (distributed ledger technology) - технология распределенного реестра

- DVP (delivery versus payment) - поставка против платежа