РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ"

ТИПОВАЯ МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Типовая методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации (далее - Методика) разработана экспертами рабочей группы по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - НСПК).

Методика предназначена для применения аккредитующими организациями, включенными НСПК в реестр аккредитующих организаций на основе нормативных документов НСПК. Методика может использоваться аккредитующими организациями как непосредственно, так и в качестве основы для разработки собственных методик оценки профессиональных образовательных программ в процессе профессионально-общественной аккредитации.

1. Общие положения

Методика разработана на основе следующих документов:

- статья 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Базовые принципы НСПК) <1>;

--------------------------------

<1> Утверждены Председателем НСПК А.Н. Шохиным 20 апреля 2015 г.

- Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ <2>;

--------------------------------

<2> Утвержден решением НСПК от 20 мая 2015 г. (протокол N 10).

- Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям <3>.

--------------------------------

<3> Утвержден решением НСПК от 20 мая 2015 г. (протокол N 10).

Методика содержит подходы к определению показателей оценки образовательных программ; к проведению аккредитационной экспертизы и принятию решения о профессионально-общественной аккредитации; к оформлению отчета организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании профессиональной образовательной программы.

2. Основные понятия и их определения,
используемые сокращения

Аккредитующая организация - организация, которая проводит профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. К числу аккредитующих организаций отнесены советы по профессиональным квалификациям, общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейшие работодатели, оказывающие решающее влияние на рынок труда в отдельных секторах экономики, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями НСПК.

Аккредитационная экспертиза - процедура оценки образовательной программы, основанная на анализе информации о соответствии аккредитуемой образовательной программы установленным критериям профессионально-общественной аккредитации. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией независимых экспертов, которую создает аккредитующая организация.

Выездная аккредитационная экспертиза - совокупность мероприятий по оценке соответствия образовательной программы установленным критериям, проводимых экспертами по месту реализации образовательной программы. Выездная аккредитационная экспертиза проводится в целях подтверждения (удостоверения) информации, представленной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Критерий - признак, на основании которого проводится оценка соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Эксперт - физическое лицо, привлекаемое аккредитующей организацией к проведению аккредитационной экспертизы.

Экспертная организация - юридическое лицо, привлекаемое аккредитующей организацией к проведению аккредитационной экспертизы и выполняющее функции по организации и проведению аккредитационной экспертизы. Экспертная организация действует на основании договора с аккредитующей организацией.

Экспертная организация работает по заданным аккредитующей организацией (или уполномоченной ею организацией) нормам, требованиям, критериям; готовит экспертные заключения, на основании которых потом аккредитующая организация принимает решение об аккредитации или отказе в ней.

Используемые сокращения:

ВО - высшее образование

ВКР - выпускная квалификационная работа;

НОК - независимая оценка квалификации;

НСПК - Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

ПОА - профессионально-общественная аккредитация;

ПМ - профессиональный модуль

ПС - профессиональный стандарт;

ОП - образовательная программа;

СПО - среднее профессиональное образование

3. Определение показателей для проведения аккредитационной
экспертизы образовательной программы

В основе профессионально-общественной аккредитации лежит аккредитационная экспертиза.

Аккредитационная экспертиза проводится в соответствии с критериями, установленными Базовыми принципами НСПК:

1) успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации (для профессиональных образовательных программ, ориентированных на получение выпускниками профессиональной квалификации);

2) соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах) профессиональным стандартам;

3) соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы;

4) соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;

5) наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;

6) подтвержденное участие работодателей:

- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

Аккредитующая организация, в соответствии с разработанной ею методикой, может вводить дополнительные критерии в целях проведения объективной и достоверной оценки качества аккредитуемых образовательных программ с учетом специфики соответствующей области профессиональной деятельности.

В то же время необходимо четко разделять задачи собственно профессионально-общественной аккредитации образовательной программы и задачи аудита, консультирования организации, реализующей образовательную программу. Такой подход позволяет избежать перегрузки процедуры профессионально-общественной аккредитации критериями и показателями, которые не несут существенной информации для принятия решения о качестве реализации образовательной программы, и снизить соответствующие издержки.

Используемые по каждому критерию показатели могут быть как количественными, так и качественными, предполагающими экспертную оценку. Для всех количественных показателей должны быть определены пороговые значения. Рекомендуемые минимальные пороговые значения по каждому показателю приведены в методике.

Качественные показатели носят констатирующий характер и оцениваются на основе дихотомического подхода (да - нет), однако могут предполагать примечания, объясняющие позицию эксперта.

Ниже приведены возможные подходы к отбору показателей. Они носят рекомендательный характер. Окончательный перечень показателей зависит от особенностей аккредитуемой образовательной программы, методики проведения аккредитационной экспертизы, установленной аккредитующей организацией.

3.1. Состав показателей для критерия
"Успешное прохождение выпускниками профессиональной
образовательной программы процедуры независимой
оценки квалификации (для профессиональных образовательных
программ, ориентированных на получение выпускниками
профессиональной квалификации)":

- доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших процедуру независимой оценки квалификаций, от общего числа выпускников образовательной программы, 30%.

Данный показатель относится к числу ключевых в составе показателей <4>.

--------------------------------

<4> Здесь и далее показатели, отнесенные к ключевым, набраны особым шрифтом.

Аккредитующая организация может установить максимальный промежуток времени между завершением образовательной программы и прохождением процедуры независимой оценки квалификации, при котором результаты оценивания будут считаться подтверждением качества образовательной программы, например, не позднее 3 лет после окончания образовательной программы. Если интервал оказывается слишком большим, успешное прохождение процедуры оценивания квалификации не может рассматриваться как эффект освоения аккредитуемой образовательной программы.

В случае отсутствия (территориальной недоступности) системы независимой оценки квалификаций по видам профессиональной деятельности, соответствующим профилю образовательной программы, могут использоваться иные показатели, например:

- доля выпускников образовательной программы, прошедших процедуру государственной итоговой аттестации и получивших оценки "хорошо" и "отлично", от общего числа выпускников образовательной программы <5>, 70%;

--------------------------------

<5> При условии непосредственного участия работодателей в проведении итоговой государственной аттестации и положительного заключения экспертов о соответствии применяемых в организации программ, процедур, фондов оценочных средств итоговой государственной аттестации требованиям профессиональных стандартов (в рамках аккредитуемой образовательной программы).

- доля выпускников образовательной программы, чьи выпускные квалификационные работы нашли практическое применение в профильных организациях, от общего числа выпускников образовательной программы, 30%.

По мере расширения участия российских профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в российских и международных исследованиях качества профессионального образования аккредитующие организации смогут включать в состав показателей требования к результатам участия выпускников аккредитуемых профессиональных образовательных программ в таких исследованиях.

3.2. Состав показателей для критерия
"Соответствие сформулированных в профессиональной
образовательной программе планируемых результатов освоения
профессиональной образовательной программы (выраженных
в форме профессиональных компетенций, результатах обучения,
иных формах) профессиональным стандартам"

К числу показателей этой группы относятся:

- наличие в составе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы профессиональных компетенций, разработанных на основе профессионального стандарта (профессиональных стандартов) (указать какого, каких) и/или иных квалификационных требований (указать каких);

- соответствие планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы требованиям федерального (регионального, местного) рынков труда, зафиксированных в официальных документах объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, профессиональных сообществ (для установления такого соответствия аккредитующая организация должна привести ссылки на документы, содержащие указанные требования);

- соответствие планируемых результатов обучения, сформулированных в рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей, практик, результатам, запланированным в целом по профессиональной образовательной программе.

3.3. Состав показателей для критерия
"Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных
материалов и процедур запланированным результатам
освоения образовательной программы":

- соответствие структуры учебного плана запланированным результатам освоения образовательной программы;

- соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик современному уровню и перспективным направлениям развития науки, техники и технологии (по профилю образовательной программы), требованиям профессиональных стандартов;

- соответствие форм и технологий проведения занятий, заявленных в учебном плане профессиональной образовательной программы, рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик результатам, запланированным по профессиональной образовательной программе;

- соответствие оценочных процедур, фондов оценочных средств, используемых при проведении промежуточной и итоговой аттестации, требованиям профессиональных стандартов, требованиям центров оценки квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства развития квалификаций.

3.4. Состав показателей для критерия
"Соответствие материально-технических,
информационно-коммуникационных, учебно-методических
и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество
подготовки выпускников, содержанию профессиональной
деятельности и профессиональным задачам,
к которым готовится выпускник"

Материально-технические ресурсы <6>:

--------------------------------

<6> При оценке данного показателя следует учитывать также наличие учебно-производственных объектов на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, которые используются для практической подготовки обучающихся.

- доля используемых лабораторий, мастерских, иных учебно-производственных объектов, оснащенных современными приборами, техникой и оборудованием, от общего количества, необходимого для реализации образовательной программы, 50%;

- наличие баз для проведения практик, имеющих современное оснащение и подготовленных наставников для руководства практикой обучаемых.

Информационно-коммуникационные ресурсы:

- соответствие параметров коллективного доступа к сети Internet и других элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры современному уровню <7>;

--------------------------------

<7> Конкретные требования устанавливаются аккредитующей организацией в зависимости от профиля аккредитуемой образовательной программы.

- наличие свободного доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам (профессиональным базам данных и др.), соответствующим направленности аккредитуемой образовательной программы.

Учебно-методические ресурсы:

- доля учебников и учебно-методических материалов, используемых для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, профессиональных модулей (включая бумажные и электронные), получивших в течение последних 5 лет положительное заключение экспертов общероссийских объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, крупнейших компаний, базовых экспертно-методических организаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (при условии выполнения норм обеспеченности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами <8>), 50% для СПО, 30% для ВО.

--------------------------------

<8> При оценке данного показателя рассматриваются те учебники и учебно-методические пособия (включая электронные), которые обеспечивают освоение профессиональной квалификации.

Кадровые ресурсы <9>:

--------------------------------

<9> При оценке кадровых ресурсов следует рассматривать педагогических работников, которые обеспечивают реализацию практик, а также профильных учебных дисциплин, модулей. Под профильными в данном случае понимаются учебные дисциплины, модули, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций обучающихся по аккредитуемой образовательной программе.

- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации (переподготовку) в профильных организациях в течение последних 3 лет, от общего числа занятых в образовательном процессе, 70%;

- доля педагогических работников, имеющих опыт профессиональной деятельности <10>, соответствующий профилю аккредитуемой образовательной программы, от общего числа занятых в образовательном процессе, 100%;

--------------------------------

<10> Прохождение стажировок на предприятиях, в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, может приравниваться к наличию практического опыта профессиональной деятельности.

- доля преподавателей, совмещающих педагогическую деятельность как основную с работой в отрасли по профилю образовательной программы, 25%;

- участие в образовательном процессе совместителей из числа действующих работников профильных организаций.

Как дополнительные (по усмотрению аккредитующей организации) могут устанавливаться показатели, отражающие направленность кадровой политики образовательной организации на развитие потенциала педагогических работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы, например:

- наличие действующих документов, отражающих политику организации в области формирования и развития кадрового резерва образовательной программы;

- наличие системы ключевых показателей эффективности педагогических работников, связанных с результатами оценки профессиональной квалификации выпускников и др.

3.5. Состав показателей для критерия
"Наличие спроса на профессиональную образовательную
программу, востребованность выпускников профессиональной
образовательной программы работодателями":

- доля выпускников образовательной программы, обучавшихся на основании договоров об образовании за счет средств юридических лиц, заключенных между организацией, осуществляющей образовательную деятельность по аккредитуемой образовательной программе, и работодателями, от общего числа выпускников, 15%;

- доля обучающихся по образовательной программе лиц, трудоустроившихся по итогам прохождения практики или стажировки в те компании (организации), в которых проходили практику, стажировку, от общего числа обучающихся по образовательной программе, 15%;

- наличие информации, подтверждающей закрепляемость на рабочем месте (в соответствии с освоенными в рамках аккредитуемой образовательной программы компетенциями) и карьерный рост выпускников (за установленный период времени) <11>;

--------------------------------

<11> При условии перехода мониторинга занятости выпускников программ высшего образования и мониторинга занятости выпускников среднего профессионального образования (на основании данных, предоставляемых Пенсионным фондом России) из экспериментальной в массовую практику, информация по показателю должна будет подтверждаться ссылками на результаты мониторинга.

- наличие документов, содержащих позитивную информацию от работодателей об эффективности и качестве работы выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу, в течение установленного периода времени.

3.6. Состав показателей для критерия
"Подтвержденное участие работодателей в проектировании
профессиональной образовательной программы, включая
планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы,
учебные планы, рабочие программы; в организации проектной
работы обучающихся; в разработке и реализации программ
практик, формировании планируемых результатов
их прохождения; в разработке тем выпускных квалификационных
работ, значимых для соответствующих областей
профессиональной деятельности":

- доля рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов, в проектировании и (или) экспертизе которых участвовали эксперты (экспертные организации) объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, крупных и средних компаний от общего числа составляющих профессиональную образовательную программу (модулей), 70%.

Аккредитующая организация может дополнительно разработать требования к документам, содержащим сведения о вовлеченности работодателей в проектирование профессиональной образовательной программы. Соблюдение данных требований может быть для аккредитующей организации свидетельством достоверности предоставляемой информации.

3.7. Дополнительные критерии и показатели

Наряду с перечисленными выше основными критериями могут использоваться дополнительные, например, такие, как приведены ниже.

Обеспеченность интеграции научной, производственно-технической и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ:

- наличие выполненных педагогическими работниками и (или) обучающимися проектов, получивших признание представителей рынка труда (успешно коммерциализированных, внедренных на предприятиях, выполненных за счет выделенного гранта и т.д.);

- доля обучающихся и педагогических работников, участвующих в таких проектах, от общего числа педагогических работников и обучающихся, в %.

Признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- наличие документов (сертификатов и т.п.), подтверждающих соответствие качества аккредитуемой образовательной программы требованиям известных российских и (или) международных организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ по собственным показателям и критериям.

4. Проведение аккредитационной экспертизы
образовательной программы

Аккредитационную экспертизу проводит экспертная комиссия, состав которой отбирается аккредитующей организацией из числа экспертов, входящих в базу (реестр) экспертов, и утверждается локальным нормативным актом.

Рекомендуется включать в состав экспертной комиссии представителей организаций, предприятий по профилю аккредитуемой образовательной программы и методистов, представителей образовательных организаций, не связанных непосредственно с аккредитуемой программой и образовательной организацией, представившей эту программу. Число экспертов, входящих в комиссию, не должно быть менее 3 человек.

Задачи экспертной комиссии:

- проведение камерального анализа отчета о самообследовании и дополнительных документов, представленных образовательной организацией в соответствии с критериями и показателями, определенными в методике аккредитующей организации;

- составление, утверждение программы аккредитационной экспертизы, проведение выездной экспертизы (если это предусмотрено методикой аккредитующей организации);

- оформление индивидуальных экспертных листов каждым членом экспертной комиссии;

- выработка общей позиции и заполнение итогового отчета по результатам аккредитационной экспертизы.

Форма экспертного листа и структура итогового отчета устанавливаются аккредитующей организацией. Примерные варианты таких документов приведены в Приложении 1.

Основной источник информации об аккредитуемой профессиональной образовательной программе в ходе проведения камерального анализа - отчет организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании по соответствующей образовательной программе (приложение 2), а также документы, подтверждающие заявленные в отчете факты. Примерный перечень таких документов, рассматриваемых при проведении ПОА, приведен в приложении 3.

Дополнительным источником информации служит сайт образовательной организации, содержащий сведения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" и приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".

Достоверность представленных документов подтверждается в процессе выездной экспертизы. Методикой аккредитующей организации может предусматриваться посещение занятий, оценочных процедур по аккредитуемой образовательной программе, анализ документов, определяющих формирование библиотечного фонда, очные встречи с работодателями и т.п.

5. Формирование проекта решения
о профессионально-общественной аккредитации
или отказе в ней

Итоговый отчет экспертной комиссии формируется на основании экспертных листов отдельных экспертов.

В итоговом отчете содержатся следующие сведения:

- общая характеристика образовательной организации, представившей образовательную программу на профессионально-общественную аккредитацию;

- общая характеристика представленной на аккредитацию программы;

- роль и место аккредитуемой образовательной программы на федеральном или региональном (местном) рынке образовательных услуг;

- основные выводы экспертов по аккредитуемой образовательной программе;

- сводные данные по степени выполнения показателей по каждому критерию.

На основании итогового отчета экспертной комиссии аккредитующая организация принимает решение о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в ней. Основную роль при принятии решения об аккредитации или отказе в ней должны играть количественные показатели. При этом, значения ключевых количественных показателей должны соответствовать установленным пороговым значениям или превышать их. Если по ключевым количественным показателям отмечено незначительное снижение относительно пороговых значений, учитываются другие количественные показатели и качественные показатели. При значительном отклонении характеристик образовательной программы от установленных по ключевым показателям пороговых значений рекомендуется отказать такой образовательной программе в профессионально-общественной аккредитации.

Наряду с альтернативной позицией - профессионально-общественной аккредитацией или отказом в ней - аккредитующая организация может предусматривать промежуточный вариант: доработку документов образовательной программы по замечаниям экспертов и повторное представление на аккредитационную экспертизу <12>. С учетом того, что доработка образовательной программы предполагает не внесение правок в ее бумажную или электронную версии, а устранение существенных замечаний по реализации данной программы, срок ее повторного представления, как правило, не может быть меньше 6 месяцев.

--------------------------------

<12> В этом случае аккредитационная экспертиза может проходить по облегченной схеме.

Приложение 1

    Таблица 1. Форма экспертного листа

Критерии и показатели оценки
Значение показателя
Результат оценки
Примечания эксперта <*>
пороговое
реальное
выполнен
не выполнен
Критерий 1
Показатель 1.1
Показатель 1.n
...

    --------------------------------
    <*>   Заполняется   в  случае  отрицательного  ответа  по  качественным
показателям.

    Итоговое заключение эксперта __________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Структура отчета экспертной комиссии
по результатам аккредитационной экспертизы

1. Общая характеристика организации, осуществляющей образовательную деятельность, представившей образовательную программу на аккредитационную экспертизу.

2. Общая характеристика представленной на аккредитационную экспертизу образовательной программы.

3. Соответствие представленной на аккредитационную экспертизу образовательной программы критериям, установленным Базовыми принципами НСПК.

Устанавливается по каждому показателю и по критерию в целом. Особо выделяется оценка по ключевым показателям. Рекомендуется использовать табличную форму.

4. Заключение, включающее:

- характеристику "сильных сторон" аккредитуемой программы (при их наличии);

- замечания экспертов;

- рекомендации экспертной комиссии для аккредитующей организации по проекту решения.

Приложение 2

Структура
отчета о самообследовании образовательной программы

I. Общая информация о профессиональной образовательной программе

1. Наименование образовательной программы.

2. Наименование и реквизиты ПС (одного или нескольких), с учетом которого (которых) разрабатывалась образовательная программа.

3. Формы обучения (очная, заочная, очно-заочная).

II. Самообследование профессиональной образовательной программы

Этот раздел представляет собой основную часть отчета о самообследовании. Здесь необходимо представить детальный анализ того, насколько программа удовлетворяет всем требованиям каждого критерия и показателя аккредитационной экспертизы.

Информация должна структурироваться по подразделам. Наименование подраздела должно включать наименование соответствующего критерия.

1. Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации (для профессиональных образовательных программ, ориентированных на получение выпускниками профессиональной квалификации).

Опишите процедуру участия выпускников в независимой оценке квалификации. Приведите результаты независимого оценивания квалификации. Приложите копии свидетельств (или иных документов, получаемых студентами) по итогам прохождения независимой оценки квалификаций (достаточно приложить несколько примеров). Информация может быть представлена в табличной форме.

Таблица 2. Информация о прохождении выпускниками данной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации

N п/п
Год
Количество выпускников всего
Из них
Количество выпускников, проходивших процедуру независимой оценки квалификаций
Количество выпускников, получивших свидетельство о профессиональной квалификации

Если по данной образовательной программе участие выпускников в процедуре независимой оценки квалификаций затруднительно или невозможно, опишите другие оценочные процедуры, которые использовались для проверки качества освоения образовательной программы (с приложением образцов оценочных средств или online-ссылки на соответствующий источник). Приведите результаты выпускников (оценочные ведомости, справки о внедрении результатов выпускных квалификационных работ и др.).

2. Соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатов обучения, иных формах) профессиональным стандартам.

В этом пункте должны быть приведены результаты сравнительного анализа содержания связанных компонентов образовательной программы (общепрофессиональных, профессиональных компетенций) и профессиональных стандартов (иных квалификационных требований). Результаты сопоставительного анализа могу оформляться в табличной форме.

Таблица 3. Сопоставления образовательных программ СПО и ПС

Требования образовательной программы СПО
Требования ПС
Виды деятельности (ВД)
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации
Профессиональные компетенции по каждому ВД
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия
Практический опыт
Трудовые действия
Умения
Умения
Знания
Знания

Таблица 4. Сопоставление образовательных программ ВО и ПС

Образовательная программа ВО
Профессиональный стандарт
Виды деятельности (ВД)
Обобщенные трудовые функции (ОТФ)
Профессиональные задачи
Трудовые функции по каждой ОТФ
Профессиональные компетенции по каждому ВД
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы.

Соответствие подтверждается через:

- сопоставительный анализ структуры учебного плана и требований профессионального(ых) стандарта(ов) (иных квалификационных требований) к необходимым умениям и знаниям;

- сопоставительный анализ результатов, установленных по каждой дисциплине, модулю, практике, и требований профессионального стандарта (иных квалификационных требований);

- сопоставление содержания заданий учебной, производственной, преддипломной практики и требований соответствующего профессионального стандарта (иных квалификационных требований);

- характеристику используемых оценочных средств и процедур, используемых при проведении государственной итоговой (итоговой) аттестации по образовательной программе.

Для проведения сопоставления целесообразно использовать приведенные ниже таблицы.

Таблица 5. Сопоставление умений, предусмотренных профессиональной образовательной программой, и связанных компонентов ПС

Образовательная программа
Положения ПС
Уметь
Трудовые действия
Необходимые умения
Учебные дисциплины (междисциплинарные курсы) <*>
Практики
ПМ (для программ СПО)

--------------------------------

<*> Для образовательных программ высшего образования приводятся данные по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, для программ СПО - по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам.

Таблица 6. Сопоставление знаний, предусмотренных профессиональной образовательной программой, и связанных компонентов ПС

Образовательная программа
Необходимые знания (ПС)
Учебные дисциплины <*>
Профессиональные модули (для программ СПО)

--------------------------------

<*> Для образовательных программ высшего образования приводятся данные по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, для программ СПО - по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам.

Таблица 7. Сопоставление содержания оценочных средств и результатов, предусмотренных учебной программой общепрофессиональной или специальной дисциплины (образовательные программы высшего образования), общепрофессиональной дисциплины и междисциплинарного курса (для программ СПО) <13>

--------------------------------

<13> В таблицах 7 и 8 приводятся наиболее типичные примеры оценочных средств. Отдельно даются online-ссылки на соответствующие используемые фонды оценочных средств (при наличии).

Требования к умениям
Способ проверки (тип задания)
Содержание задания
Требования к знаниям
Способ проверки (тип задания)
Содержание задания

Таблица 8. Сопоставление содержания оценочных средств и результатов, предусмотренных программой профессионального модуля

Требования к профессиональным компетенциям
Способ проверки (тип задания)
Содержание задания
Требования к общим (общепрофессиональным) компетенциям
Способ проверки (тип задания)
Содержание задания

Анализ тематики ВКР, содержания ВКР, процедур оценивания, образовательных технологий, применяемых образовательной организацией по аккредитуемой профессиональной образовательной программе, проводится в свободной форме.

Главное - описать процесс определения, сбора, накопления и анализа данных, используемых для оценки достижения результатов, установленных образовательной программой, представить документированные результаты оценивания, подтверждающие достижение каждого результата, и данные, свидетельствующие о том, что итоги оценивания анализируются, обобщаются и применяются для дальнейшего развития и повышения качества программы (выявляются дефициты в подготовке выпускников, устанавливаются причины "потерь" качества, вносятся изменения в содержание подготовки, образовательные технологии, обновляется ресурсная база, повышается квалификация преподавателей и др.).

4. Соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник.

4.1. Педагогические работники.

Приводятся данные об образовании, повышении квалификации, стажировках педагогических работников, обеспечивающих реализацию программ практик, а также профильных учебных дисциплин, курсов, модулей (таблица 9). Указывается доля педагогических работников, обеспечивающих реализацию программ практик, а также профильных учебных дисциплин, курсов, модулей, которые:

- совмещают работу в профессиональной образовательной организации с профессиональной деятельностью по профилю программы;

- привлечены из профильных организаций, предприятий.

Анализируется участие педагогических работников в выполнении научно-исследовательских работ и (или) проектов по заказу работодателей.

Описывается политика образовательной организации, направленная на повышение квалификации, профессиональный рост педагогических работников.

Таблица 9. Педагогические работники (указанной выше категории)

Ф.И.О.
Год рождения
Должность
Полная или неполная занятость
Образование
Год и учреждение, в котором получен диплом об образовании и квалификации
Опыт работы (количество лет)
Формы повышения квалификации
Общий преподавательский опыт
В данной ОО
Профессиональная деятельность в отрасли
Стажировки с указанием мест прохождения и даты последней
Профессиональные общества
Повышение квалификации с указанием тематики

4.2. Материально-техническая база.

Описываются аудитории, мастерские, лаборатории, лабораторное оборудование.

Указывается, какое оборудование требуется для достижения результатов программы, и что имеется в наличии. Следует учесть, что используемое оборудование необязательно должно быть в собственности организации, осуществляющей образовательную деятельность. В последнем случае прикладываются копии договоров на право использования оборудования для проведения учебных занятий. Дается характеристика баз для проведения практик, включая описание оснащенности и подтверждение наличия подготовленных наставников для руководства практикой обучаемых.

4.3. Информационное обеспечение.

Дается анализ имеющегося информационного обеспечения, оценка его соответствия результатам, установленным по аккредитуемой образовательной программе, в том числе наличие профессиональных баз данных и т.д., соответствующей направленности аккредитуемой образовательной программы.

Оценивается достаточность имеющейся профессиональной, справочной и общей литературы, а также профильных периодических изданий, особенности ее обновления.

4.4. Учебно-методические ресурсы.

Приводится доля учебников и учебно-методических материалов, используемых для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, профессиональных модулей (включая бумажные и электронные), получивших в течение последних 5 лет положительное заключение экспертов общероссийских объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, крупнейших компаний, базовых экспертно-методических организаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

5. Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями.

5.1. Указывается, сколько выпусков было подготовлено по данной образовательной программе (за время после предыдущей аккредитации (если образовательная программа представлена на аккредитационную экспертизу впервые, то за последние 1 - 3 года).

5.2. Описывается существующая в образовательной организации система изучения трудоустройства, карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников. Приводятся ссылки на документы, подтверждающие осуществление такой деятельности в образовательной организации. Приводится документально подтвержденная информация, указанная ниже:

- доля выпускников образовательной программы, обучавшихся на основании договоров об образовании за счет средств юридических лиц, заключенных между организацией, осуществляющей образовательную деятельность по аккредитуемой образовательной программе, и работодателями, от общего числа выпускников, в %;

- доля обучающихся по образовательной программе лиц, трудоустроившихся по итогам прохождения практики или стажировки от общего числа обучающихся по образовательной программе, в %;

- доля выпускников образовательной программы, чьи выпускные квалификационные работы нашли практическое применение в профильных организациях, от общего числа выпускников образовательной программы, в %;

- данные, подтверждающие закрепляемость на рабочем месте (в соответствии с освоенными в рамках аккредитуемой образовательной программы компетенциями) и карьерный рост выпускников (за установленный период времени);

- позитивная информация от работодателей об эффективности и качестве работы выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу, в течение установленного периода времени.

6. Подтвержденное участие работодателей:

- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем ВКР, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

По данному пункту должна быть приведена следующая информация:

- доля рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов, в проектировании и (или) экспертизе которых участвовали эксперты (экспертные организации) объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, крупных и средних компаний от общего числа составляющих профессиональную образовательную программу (модулей), в %;

- документы, подтверждающие участие представителей работодателей в проектировании и актуализации профессиональной образовательной программы.

Данный критерий предполагает, что аккредитующая организация разрабатывает требования к документам, содержащим сведения о вовлеченности работодателей в проектирование профессиональной образовательной программы. Соблюдение данных требований будет для аккредитующей организации свидетельством достоверности предоставляемой информации. Наряду с перечисленной выше основной информацией, могут быть приведены следующие данные:

- наличие выполненных педагогическими работниками и (или) обучающимися проектов, получивших признание представителей рынка труда (успешно коммерциализированных, внедренных на предприятиях, выполненных за счет выделенного гранта работодателей и т.д.);

- доля обучающихся и педагогических работников, участвующих в таких проектах от общего числа педагогических работников и обучающихся, в %;

- количество студентов программы, получающих стипендии/гранты работодателей.

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ПОА

1) справки о количестве:

- выпускников или обучающихся, участвовавших в процедурах НОК и успешно прошедших процедуры НОК (с приложением нескольких копий свидетельств о квалификации по итогам прохождения НОК);

- выпускников или обучающихся, трудоустроившихся по итогам прохождения практики с приложением копий документов, подтверждающих приглашение на работу;

- обучающихся за счет средств юридических лиц (с приложением нескольких копий договоров о целевом обучении);

2) учебный план, рабочие программы дисциплин, модулей, практик;

3) примеры заданий для производственной и преддипломной практики;

4) справки о внедрении ВКР;

5) образцы оценочных средств для промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации, в том числе ВКР с рецензией работодателей;

6) справки о количестве педагогических работников:

- совмещающих работу в образовательной организации с профессиональной деятельностью;

- имеющих опыт работы, соответствующий профилю образовательной программы;

7) копии документов, подтверждающих права использования оборудования, приборов в ходе лабораторных работ, практики и т.п.;

8) договоры на проведение практик; копии документов, подтверждающих наличие кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

9) копии документов, подтверждающих наличие необходимого количества экземпляров бумажных и электронных учебников и учебных пособий из перечней, публикуемых на сайтах Федерального института развития образования, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений в сфере высшего и среднего профессионального образования;

10) копии документов, подтверждающих права доступа обучающихся к информационным ресурсам по профилю обучения.