ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. N 78

О ПОЛОЖЕНИИ О БЮДЖЕТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 и пунктом 2 статьи 20 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г., Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:

1. Утвердить прилагаемое Положение о бюджете Евразийского экономического союза.

2. Установить, что при формировании и исполнении бюджета Евразийского экономического союза на 2015 год используются коды классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации

Утверждено
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 10 октября 2014 г. N 78

ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического союза (далее - Союз), а также подготовки отчета об исполнении бюджета Союза.

2. Для целей настоящего Положения используются понятия, которые означают следующее:

"администратор бюджета Союза" - орган Союза, осуществляющий формирование проекта бюджета Союза, подготовку проекта отчета об исполнении бюджета Союза и ведение сводной бюджетной росписи;

"бюджет Союза" - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функционирования Союза;

"бюджетная отчетность" - данные об исполнении бюджета Союза по доходам и расходам, формируемые распорядителями (получателями) средств;

"бюджетная роспись" - документ, составляемый распорядителем (получателем) средств на основании сводной бюджетной росписи в целях исполнения бюджета Союза по расходам;

"бюджетная смета органа Союза" - утвержденные в составе ведомственной структуры расходов средства, определяющие объем расходов органа Союза;

"бюджетный учет" - формирование документированной систематизированной информации об исполнении бюджета Союза по доходам и расходам и составление на ее основе бюджетной отчетности;

"ведомственная структура расходов" - распределение расходов бюджета Союза по распорядителям (получателям) средств и по кодам бюджетной классификации Союза;

"доходы бюджета Союза" - денежные средства, поступающие в бюджет Союза;

"иные поступления" - средства, образовавшиеся в результате размещения временно свободных средств на счетах банка, проценты по договору банковского счета, средства от реализации активов, от поступления сумм штрафов и пеней по неисполненным договорным обязательствам, поступления сумм компенсаций по судебным искам и сумм страховых возмещений и прочие поступления;

"органы Союза" - постоянно действующие органы Союза, финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Союза;

"ответственный департамент" - структурное подразделение администратора бюджета Союза, на которое возложены функции по формированию проекта бюджета Союза, подготовке проекта отчета об исполнении бюджета Союза и ведению сводной бюджетной росписи;

"отчет об исполнении бюджета Союза" - документ об исполнении бюджета Союза по доходам и расходам за отчетный финансовый год;

"отчетный финансовый год" - год, предшествующий текущему финансовому году;

"очередной финансовый год" - год, следующий за текущим финансовым годом;

"распорядитель (получатель) средств" - орган Союза, участвующий в формировании проекта бюджета Союза, подготовке проекта отчета об исполнении бюджета Союза и осуществляющий расходование средств бюджета Союза в соответствии с бюджетной росписью;

"расходы бюджета Союза" - денежные средства, выплачиваемые из бюджета Союза;

"сводная бюджетная роспись" - документ о распределении доходов и расходов бюджета Союза, составляемый администратором бюджета Союза в разрезе распорядителей (получателей) средств;

"счета бюджета Союза" - счета, открытые администратором бюджета Союза для поступления доходов бюджета Союза и последующего перечисления денежных средств на счета органов Союза;

"счета органов Союза" - счета, открытые распорядителем (получателем) средств для осуществления операций по расходам бюджета Союза, включая расходы на оказание финансового содействия при реализации государствами - членами Союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, и учета иных поступлений;

"текущий финансовый год" - год, в котором осуществляется исполнение бюджета Союза и формирование бюджета Союза на очередной финансовый год;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств - членов Союза, на которые возложены функции по формированию и исполнению национальных бюджетов.

3. Бюджет Союза должен быть сбалансирован в доходах и расходах.

4. Бюджет Союза утверждается на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

5. Валютой расчета бюджета Союза является валюта Российской Федерации - российский рубль.

6. Администратором бюджета Союза является Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия).

II. Структура бюджета Союза

7. Бюджет Союза состоит из доходной и расходной частей.

8. Доходы бюджета Союза формируются за счет долевых взносов государств - членов Союза (далее - государства-члены), размеры которых устанавливаются Высшим Евразийским экономическим советом (далее - Высший совет).

9. Расходы бюджета Союза направляются на:

финансирование деятельности органов Союза;

проведение заседаний Высшего совета, Евразийского межправительственного совета (далее - Межправительственный совет), Совета Комиссии;

оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности.

10. Бюджет Союза включает в себя текстовые статьи, структуру доходов бюджета Союза и ведомственную структуру расходов бюджета Союза.

III. Бюджетная классификация Союза

11. Бюджетная классификация Союза является систематизированной группировкой доходов и расходов бюджета Союза с присвоением объектам классификации группировочных кодов, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджета Союза.

12. Бюджетная классификация Союза используется для формирования и исполнения бюджета Союза, бюджетных смет органов Союза, а также для подготовки отчета об исполнении бюджета Союза и составления бюджетной отчетности.

13. Бюджетная классификация Союза включает в себя классификацию доходов бюджета Союза и классификацию расходов бюджета Союза.

14. Состав и структура бюджетной классификации Союза, включая наименования кодов бюджетной классификации доходов бюджета Союза и бюджетной классификации расходов бюджета Союза, утверждаются Советом Комиссии.

15. Указания о порядке применения бюджетной классификации Союза утверждаются Председателем Коллегии Комиссии.

IV. Порядок формирования бюджета Союза

16. Бюджет Союза основан на принципах:

полноты отражения и сбалансированности доходов и расходов;

достоверности и прозрачности;

адресности и целевого характера;

эффективности использования бюджетных средств.

17. Формирование бюджета Союза на очередной финансовый год осуществляется ответственным департаментом на основании проектов бюджетных смет органов Союза, представляемых в порядке, утверждаемом Председателем Коллегии Комиссии.

18. Подготовка проекта бюджета Союза осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов, правом Союза и актами органов Союза.

Подготовка проектов бюджетных смет органов Союза осуществляется на основании актов Союза, определяющих предельную штатную численность органов Союза, порядок оплаты труда, порядок предоставления медицинского обслуживания, порядок оказания финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и пр., а также актов органов Союза, регулирующих вопросы материального и социального обеспечения, финансирования расходов на командировки, на выполнение научно-исследовательских работ, на проведение заседаний Высшего совета, Межправительственного совета и Совета Комиссии, на функционирование и развитие интегрированной информационной системы Союза.

19. После согласования с членами Коллегии Комиссии проект бюджета Союза с пояснительной запиской, обосновывающей документацией и расчетами по статьям расходов направляется ответственным департаментом для рассмотрения в уполномоченные органы не позднее 1 апреля текущего финансового года.

20. Уполномоченные органы направляют ответственному департаменту замечания и предложения по проекту бюджета Союза для дальнейшей доработки совместно с органами Союза.

21. Доработанный ответственным департаментом в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения проект бюджета Союза направляется Председателем Коллегии Комиссии в правительства государств-членов на рассмотрение.

22. После рассмотрения правительствами государств-членов доработанный проект бюджета Союза вносится на заседание Коллегии Комиссии.

После рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии проект бюджета Союза выносится на одобрение Совета Комиссии и Межправительственного совета.

23. После одобрения Межправительственным советом проект бюджета Союза выносится на утверждение Высшего совета.

V. Порядок исполнения бюджета Союза

24. В месячный срок после принятия решения об утверждении бюджета Союза Председатель Коллегии Комиссии утверждает сводную бюджетную роспись.

На основании сводной бюджетной росписи распорядители (получатели) средств составляют и утверждают бюджетную роспись.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи администратором бюджета Союза и бюджетной росписи распорядителями (получателями) средств утверждается Председателем Коллегии Комиссии.

25. Перечисление взносов государствами-членами на счета бюджета Союза осуществляется, как правило, ежемесячно, но не реже 1 раза в квартал, в валюте Российской Федерации (в российских рублях) или в свободно конвертируемой валюте (в долларах США).

26. Учет средств, перечисленных в долларах США, осуществляется в российских рублях по официальному курсу российского рубля к доллару США, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату поступления средств на счета бюджета Союза.

27. Председатель Коллегии Комиссии ежеквартально информирует правительства государств-членов о полноте перечисления взносов.

28. Средства, перечисленные государствами-членами в текущем финансовом году сверх установленных объемов взносов, по согласованию с этими государствами зачисляются в счет их долевых взносов в бюджет Союза на очередной финансовый год.

29. Взносы, не перечисленные государствами-членами в текущем финансовом году, подлежат обязательному погашению в течение следующего финансового года и считаются задолженностью государства-члена за соответствующий финансовый год.

30. Порядок погашения задолженности государств-членов по уплате взносов определяется Высшим советом.

31. Перечисление денежных средств со счетов бюджета Союза на счета органов Союза осуществляется администратором бюджета Союза в соответствии со сводной бюджетной росписью в течение 5 банковских дней со дня поступления средств на счета бюджета Союза.

Финансирование расходов на оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности осуществляется Комиссией в валюте Российской Федерации - российских рублях - со счетов Комиссии для осуществления операций по расходам бюджета Союза.

32. В процессе исполнения бюджета Союза администратор бюджета Союза имеет право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись в части перераспределения расходов бюджета Союза между статьями расходов бюджетной сметы органа Союза, кроме расходов на заработную плату и оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, в пределах 10 процентов общего объема расходов, утвержденных по этим статьям.

Перераспределение расходов бюджета Союза между статьями расходов бюджетной сметы органа Союза сверх 10 процентов общего объема расходов, предусмотренных по этим статьям, между распорядителями (получателями) средств, а также с применением статьи расходов на заработную плату осуществляется на основании решения Высшего совета о внесении изменений в бюджет Союза.

Средства бюджета Союза, предусмотренные на оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности используются только на указанные цели и не могут быть перераспределены на финансирование других статей расходов, предусмотренных бюджетом Союза.

33. Руководители органов Союза имеют право на принятие решений о направлении образовавшейся экономии денежных средств, предусмотренных на оплату труда, на материальное стимулирование членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников соответствующего органа Союза.

34. В случае неутверждения бюджета Союза на очередной финансовый год до конца текущего финансового года финансирование деятельности органов Союза до утверждения бюджета Союза на очередной финансовый год осуществляется государствами-членами ежемесячно в размере не более одной двенадцатой фактического их финансирования в отчетном финансовом году.

35. Остатки бюджетных средств, образовавшиеся на счетах органов Союза по состоянию на 1 января очередного финансового года, предусмотренные на погашение кредиторской задолженности, приобретение основных средств и проведение заседаний Высшего совета, Межправительственного совета, Совета Комиссии в текущем финансовом году, сохраняют целевой характер и используются органами Союза в первом полугодии очередного финансового года в качестве дополнительного финансирования сверх расходов, предусмотренных бюджетными сметами органов Союза на очередной финансовый год, с последующим отражением указанных операций в бюджетной отчетности.

Остатки бюджетных средств, образовавшиеся на счетах органов Союза по состоянию на 1 января очередного финансового года, предусмотренные на оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, сохраняют целевой характер и используются в очередном финансовом году в качестве дополнительного финансирования сверх расходов, предусмотренных Комиссии в бюджете Союза на очередной финансовый год, с последующим отражением указанных операций в бюджетной отчетности.

36. Остатки бюджетных средств, образовавшиеся на счетах органов Союза по состоянию на 1 января очередного финансового года, за исключением остатков бюджетных средств, указанных в пункте 35 настоящего Положения, а также иные поступления, с учетом наличия дебиторской задолженности, подлежат зачету в счет уплаты долевых взносов государств-членов в бюджет Союза пропорционально объемам фактически произведенных ими перечислений в текущем финансовом году.

37. В случае принятия в текущем финансовом году решения о ликвидации органа Союза и отсутствия его правопреемника средства, оставшиеся на счетах органа Союза после проведения расчетов, связанных с ликвидационными процедурами, подлежат возврату государствам-членам пропорционально объемам фактически произведенных ими перечислений на финансирование ликвидируемого органа Союза в отчетном финансовом году.

VI. Порядок подготовки отчета об исполнении бюджета Союза

38. Все доходы и расходы бюджета Союза, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета Союза, подлежат бюджетному учету, общие принципы которого утверждаются Председателем Коллегии Комиссии.

39. Подготовка проекта отчета об исполнении бюджета Союза осуществляется ответственным департаментом на основании бюджетной отчетности распорядителей (получателей) средств, представляемой в порядке, утверждаемом Председателем Коллегии Комиссии.

Бюджетная отчетность формируется на основании данных бюджетного учета.

40. Ответственный департамент представляет проект отчета об исполнении бюджета Союза для рассмотрения в уполномоченные органы до 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом.

В состав отчета об исполнении бюджета Союза включается, в том числе, пояснительная записка, которая содержит анализ исполнения текстовых статей бюджета Союза, бюджета Союза по доходам и расходам, а также сведения о фактической численности органов Союза в отчетном периоде.

41. Уполномоченные органы направляют ответственному департаменту замечания и предложения по проекту отчета об исполнении бюджета Союза.

42. Ответственный департамент с учетом замечаний и предложений уполномоченных органов дорабатывает совместно с органами Союза проект отчета об исполнении бюджета Союза и представляет его Председателю Коллегии Комиссии для рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии.

43. После рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии проект отчета об исполнении бюджета Союза выносится на рассмотрение Совета Комиссии для последующего представления Межправительственному совету для одобрения.

44. После одобрения Межправительственным советом проект отчета об исполнении бюджета Союза выносится на утверждение Высшего совета.

VII. Финансовый контроль

45. Для целей настоящего Положения предусматриваются следующие формы финансового контроля:

предварительный финансовый контроль осуществляется на этапе формирования проекта бюджета Союза при рассмотрении проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств в целях определения эффективности расходов органов Союза и оптимизации расходов бюджета Союза;

текущий финансовый контроль осуществляется в ходе исполнения бюджета Союза при выделении бюджетных средств органам Союза, а также в процессе поступления доходов в целях предупреждения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств органами Союза;

последующий финансовый контроль проводится после фактического использования получателями выделенных бюджетных средств в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета Союза.

46. Финансовый контроль в органах Союза подразделяется на внешний аудит (контроль) и контроль за исполнением бюджета Союза (внешний и внутренний).

47. Внешний аудит (контроль) осуществляется в целях определения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза. Внешний аудит (контроль) осуществляется группой инспекторов, сформированной из представителей высших органов государственного финансового контроля государств-членов.

Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Союза утверждается Высшим советом. Стандарты и методология внешнего аудита (контроля) определяются высшими органами государственного финансового контроля государств-членов.

Результаты проведенного внешнего аудита (контроля) в органах Союза выносятся в установленном порядке для рассмотрения на заседании Высшего совета.

48. Для осуществления внешнего контроля за исполнением бюджета Союза не реже 1 раза в 2 года проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Союза (далее - ревизия).

По инициативе любого из государств-членов могут проводиться проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности органов Союза (далее - проверка).

Ревизии и проверки осуществляются группой ревизоров, состоящей из представителей органов государственного финансового контроля государств-членов.

Положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Союза, стандарты и методология ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Союза утверждаются Межправительственным советом. Решение о проведении ревизий и проверок с определением сроков их проведения принимается Межправительственным советом.

Результаты проведенных ревизий и проверок направляются в правительства государств-членов с последующим внесением в установленном порядке для рассмотрения на заседании Межправительственного совета.

49. Внутренний контроль за исполнением бюджета Союза осуществляется органами Союза в порядке, общие принципы которого утверждаются Председателем Коллегии Комиссии.

50. Порядок устранения органами Союза нарушений, выявленных в ходе проведения внешнего аудита (контроля), определяется Высшим советом.

Порядок устранения органами Союза нарушений, выявленных в ходе проведения ревизий и проверок, определяется Межправительственным советом.