ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. N 18/194-6

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основании статьи 25 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Рекомендации по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Управлению организации избирательного процесса, Управлению общественных связей и информации и Российскому центру обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с участием членов Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подготовить информационные издания для избирателей, являющихся инвалидами, связанные с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации.

3. Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями Российской Федерации обобщить опыт работы по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, в период федеральных выборов.

4. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН

Утверждены
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 29 июня 2011 г. N 18/194-6

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Целью Рекомендаций по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации (далее - Рекомендации) является определение задач и способов их решения в работе избирательных комиссий всех уровней по обеспечению максимально удобных условий гражданам Российской Федерации, являющимся инвалидами, для реализации их активного избирательного права.

Рекомендации также могут быть использованы при организации голосования граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и др.).

1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.

1.3. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод граждан Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав.

1.4. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - выборы депутатов Государственной Думы) и выборов Президента Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента).

1.5. Каждый гражданин Российской Федерации без ограничений по его физическому состоянию имеет право (и ему должна быть предоставлена возможность) участвовать в управлении делами государства через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании на выборах, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, и такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированная Российской Федерацией 1 июля 2003 года, Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в сентябре 2008 года, а также Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.

1.6. Организационные и технические вопросы обеспечения избирательных прав инвалидов в соответствии с федеральным законодательством регулируются Постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации", от 23 декабря 2009 года N 186/1309-5 "О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами", иными нормативными актами ЦИК России.

2. Организация работы избирательных комиссий по подготовке
ко дню голосования

2.1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации, разрабатывает планы мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

При формировании плана мероприятий рекомендуется предусмотреть все этапы подготовки избирательной кампании и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов.

2.2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, из представителей управлений (отделов) социальной защиты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, общественных организаций инвалидов, специализированных учреждений и хозяйствующих субъектов для инвалидов. При необходимости такие рабочие группы могут создаваться и при территориальных избирательных комиссиях.

2.3. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется:

при организации обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий предусмотреть специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. В данной работе рекомендуется использовать учебный фильм "Имею право. Обеспечение избирательных прав граждан, являющихся инвалидами", подготовленный ЦИК России совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям при ЦИК России, игровые формы обучения, иные материалы. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;

проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной защиты населения, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями с инвалидностью и избирательными комиссиями, пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.

2.4. При формировании участковых избирательных комиссий рекомендуется при необходимости включать в их состав представителей общественных организаций инвалидов, органов социальной защиты населения, специалистов, владеющих жестовым языком (сурдопереводчиков), и т.д.

3. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки
избирателей на соответствующей территории

3.1. В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях сведения о численности избирателей, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности, представленные в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2011 года и 1 января 2012 года в разрезе муниципальных образований, передаются в территориальные избирательные комиссии.

Сведения об избирателях, являющихся инвалидами, содержащихся в следственных изоляторах, могут быть представлены руководителями следственных изоляторов по запросам соответствующих избирательных комиссий.

3.2. Территориальные избирательные комиссии организуют работу по уточнению вышеназванных сведений, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

3.3. Территориальные избирательные комиссии, взаимодействуя с управлениями (отделами) социальной защиты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства).

3.4. На основании уточненных сведений территориальные избирательные комиссии совместно с участковыми избирательными комиссиями организуют работу по выявлению желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, выявлению необходимости в последнем случае организационного содействия в предоставлении специального автотранспорта.

4. Оборудование избирательных участков
и помещений для голосования

4.1. Избирательным комиссиям при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств для голосования благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.

При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования также следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.

4.2. При согласовании главами местных администраций муниципальных образований с территориальными избирательными комиссиями (в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона о выборах депутатов и пунктом 2 статьи 25 Федерального закона о выборах Президента) вопроса об образовании избирательных участков должно быть учтено, что избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах избирателей, являющихся инвалидами, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.

4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям следует обратиться в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной защиты населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).

При проведении работ по установке вышеназванных специальных приспособлений необходимо учитывать, что они должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятым Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73), а пешеходные пути и территории, прилегающие к помещениям для голосования избирательных участков, должны соответствовать сводам правил СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения", одобренным и рекомендованным Постановлением Госстроя России от 19 июля 2002 года N 89.

Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования, пешеходных путей рекомендуется создать рабочую группу, в которую должны войти члены избирательной комиссии, представители общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления.

4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с Постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 года N 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).

Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.

4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию о политических партиях, участвующих в выборах, о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

В соответствии с частью 9.1 статьи 72 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, пунктом 9.1 статьи 66 Федерального закона о выборах Президента избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются вышеназванные материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.

4.6. При организации голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими избирательных бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:

с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований политических партий, зарегистрированных кандидатов;

с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований политических партий, зарегистрированных кандидатов, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В соответствии с частью 2.1 статьи 73 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, пунктом 2.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента перечень избирательных участков, для которых изготавливаются такие трафареты, определяется решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

5. Организация информационно-разъяснительной работы

5.1. Избирательные комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.

5.2. Информирование избирателей, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.

5.3. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной защиты населения, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, социальные магазины и т.д.).

5.4. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:

предусмотреть использование возможностей сети радиовещания;

подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (на цифровых носителях) о ходе избирательной кампании (времени и месте голосования, основных избирательных действиях, контактах), политических партиях, участвующих в выборах, кандидатах на должность Президента Российской Федерации, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и других процедур;

предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;

использовать для размещения информационных материалов, предназначенных для инвалидов по зрению, возможности информационно-телекоммуникационной сети или специальной информационной системы, в том числе официальные сайты ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, созданные в соответствии с пунктом 6 Постановления ЦИК России от 23 декабря 2009 года N 186/1309-5 "О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами";

обратиться к печатным средствам массовой информации о возможном размещении публикаций о выборах в текстовом формате в информационно-телекоммуникационной сети или в специальной информационной системе;

в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах использовать технические возможности библиотек для слепых, коррекционных школ, общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием (тифлооборудованием), на которое установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые. По возможности информация может передаваться с использованием сотовой связи посредством отправки СМС-сообщений, преобразующихся при их получении пользователем в голосовой сигнал;

обеспечить специализированные библиотеки для слепых необходимыми информационными материалами, изготовленными избирательными комиссиями и адаптированными для данной категории избирателей.

5.5. Избирательным комиссиям целесообразно осуществлять информационное обеспечение избирателей, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.

5.6. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения глухих и слабослышащих избирателей в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности:

использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи (СМС-сообщения);

при взаимодействии со средствами массовой информации предусмотреть при подготовке к выходу в телеэфир различных тематических передач и трансляций информационных выпусков, в том числе видеороликов о ходе подготовки и проведения выборов, использование сурдоперевода или субтитрирования.

5.7. Визуальную информацию о выборах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы избиратели, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.

5.8. Избирательным комиссиям рекомендуется заблаговременно довести до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных федеральным законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.

5.9. Рекомендовать политическим партиям, участвующим в выборах, кандидатам на должность Президента Российской Федерации обратить особое внимание на информационную работу с данной категорией избирателей и готовить для слепых и слабовидящих избирателей агитационные материалы в аудиоформате, печатные агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или слабослышащих избирателей - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами или сурдопереводом.

5.10. Избирательным комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами местного самоуправления, иными организациями в целях повышения правовой культуры избирателей, являющихся инвалидами, их интеграции в общество рекомендуется использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий; уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями; проводить адаптированные к целевой аудитории различные мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.д.

5.11. В работе по информированию граждан, являющихся инвалидами, оказанию им консультативной, юридической помощи избирательные комиссии могут использовать возможности "горячей линии" связи с избирателями, в том числе средства факсимильной, мобильной связи и интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов.

6. Обеспечение процесса голосования избирателей,
являющихся инвалидами

6.1. В целях обеспечения максимально возможной доступности маршрутов движения избирателя, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия может обратиться к органам социальной защиты населения, общественным организациям инвалидов с просьбой о проведении совместной работы по составлению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок" (далее - паспорт).

В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категория инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); наличие на маршруте следования: звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к избирательному участку; наличие доступа на избирательный участок (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); иные проблемы, возникающие при передвижении.

Заполненный паспорт может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, представителем органов социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем участковой избирательной комиссии.

По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной защиты населения - о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).

6.2. Участковые избирательные комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосований.

6.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 77 Федерального закона о выборах депутатов, статьей 71 Федерального закона о выборах Президента имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванными нормами Федеральных законов.

6.4. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, где они включены в список избирателей, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 74 Федерального закона о выборах депутатов и пунктами 5 и 6 статьи 68 Федерального закона о выборах Президента вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на территории которого они будут находиться в день голосования.

В случае, если избиратель не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель избирателя на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).

Избирательные комиссии при взаимодействии с органами социальной защиты населения могут по просьбе избирателя, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной защиты населения автотранспорта (социальное такси).

6.5. На избирательном участке в день голосования избиратель, являющийся инвалидом по зрению, либо избиратель, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с частью 10 статьи 75 Федерального закона о выборах депутатов и пунктом 10 статьи 69 Федерального закона о выборах Президента вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.

Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

6.6. На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о политических партиях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, и о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.

6.7. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования избирательным комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.

Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти наименование политической партии, зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.

Трафареты для заполнения избирательного бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования избирателей с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.

6.8. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.

6.9. В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.

7. Учет особенностей электорального поведения
избирателей, являющихся инвалидами, в деятельности
избирательных комиссий

7.1. Избирательные комиссии в своей работе с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.

7.2. При появлении в помещении для голосования избирателя, являющегося инвалидом, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.

7.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.

7.4. При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться в письменной форме либо через сурдопереводчика.

7.5. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.

8. Заключительные положения

Избирательные комиссии после установления итогов голосования должны принять меры по доведению данной информации до избирателей, являющихся инвалидами, в том числе через общественные организации инвалидов.