1.1. Нормативная база

1.1. Нормативная база

Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 Федерального закона. Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями 5, 6, 8 и 10 к Федеральному закону установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах различного уровня.

Исходя из пункта 1 статьи 34 Федерального закона подписи избирателей собираются в поддержку самовыдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае, если самовыдвижение кандидатов предусмотрено законом субъекта Российской Федерации; самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвижения избирательным объединением, не являющимся политической партией, и самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона).

Законами субъектов Российской Федерации должны быть установлены:

порядок сбора подписей избирателей и количество необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подписей избирателей (пункты 1 и 1.1 статьи 37 Федерального закона);

форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (пункт 8 статьи 37 Федерального закона);

процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

Также законами субъектов Российской Федерации при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлена обязанность кандидата составить список лиц, осуществлявших сбор подписей, и нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц (пункт 16 статьи 37 Федерального закона).

Кроме того, в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.

Например, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением от 17 ноября 2011 года N 58/504-6 утвердила Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации и иных связанных с ними документов, Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, списка лиц, осуществлявших сбор подписей, и представлению их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Положение о подгруппе по приему и проверке подписных листов Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации.

В случае если закон обязывает комиссию, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она будет обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия может рекомендовать единую форму, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением. При этом в указанном акте целесообразно привести примеры заполнения представляемых в избирательную комиссию документов - подписных листов, протокола об итогах сбора подписей и т.д.