ПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2003 г. N 73-7

О ПОЛОЖЕНИИ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Утвердить Положение об аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации (прилагается).

2. Считать утратившим силу Постановление Правления ТПП РФ от 25 марта 1999 г. N 43-4 "О новой редакции Положения об аккредитации торгово-промышленных палат".

3. Контроль за выполнением Постановления возложить на Вице-президента ТПП РФ Катырина С.Н.

Председатель Правления
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
Е.М.ПРИМАКОВ

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Устава ТПП России и устанавливает цели, области, критерии и процедуру аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации.

1.2. Определения:

Аккредитация - официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности (способности) организации выполнять конкретные работы в определенной (заявленной) области.

Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации организации.

Аккредитующий орган - орган, управляющий системой аккредитации и проводящий аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации в управляемой им системе.

Критерии аккредитации - требования, предъявляемые аккредитующим органом к организациям, подлежащим аккредитации.

Область аккредитации - виды деятельности, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Инспекционный контроль за организацией - проверка, проводимая аккредитующим органом на соответствие деятельности организации установленным требованиям.

1.3. Под аккредитацией торгово-промышленной палаты (далее по тексту - аккредитация) понимается официальное признание (подтверждение) ТПП России компетентности (способности) торгово-промышленной палаты выполнять задачи, функции и услуги, предусмотренные Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", действующим законодательством Российской Федерации и уставом палаты.

1.4. Аккредитация торгово-промышленных палат является негосударственной и носит добровольный характер.

1.5. Аккредитация направлена на достижение следующих целей:

- повышение авторитета и укрепление доверия к торгово-промышленным палатам со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, органов власти и управления на основе подтверждения ТПП России компетентности (способности) палатами выполнять конкретные работы в определенной области деятельности (области аккредитации);

- повышение роли торгово-промышленных палат в развитии предпринимательства, поддержке отечественных товаропроизводителей, создании эффективной инфраструктуры их обслуживания;

- оказание торгово-промышленным палатам организационной, методической и информационной помощи в реализации ими уставных функций и задач, расширении диапазона и повышении качества оказываемых услуг, поиске источников саморазвития, разработке бизнес-планов развития услуг.

1.6. Признание результатов аккредитации, проведенной в аналогичной области аккредитации зарубежными аккредитующими органами, осуществляется на основе соглашений ТПП России с национальными торговыми, промышленными или хозяйственными палатами и соответствующими аккредитующими органами.

1.7. Аккредитующим органом является Правление ТПП России, которое:

- утверждает Положение об аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации;

- устанавливает области, критерии и процедуру аккредитации;

- устанавливает единую форму Свидетельства об аккредитации и требования к документам аккредитации;

- информирует о результатах аккредитации.

1.8. Для организации и выполнения работ, связанных с процедурой аккредитации, создается рабочий орган - Комиссия Правления ТПП РФ по аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - Комиссия по аккредитации), действующая на основании Положения, утверждаемого Правлением ТПП России.

2. Области аккредитации

2.1. Настоящее Положение определяет следующие области аккредитации:

- работа с организациями и индивидуальными предпринимателями по расширению членской базы торгово-промышленной палаты, совершенствованию ее организационной структуры и управления;

- представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты, организаций и предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, взаимодействие с государственными, общественными организациями, объединениями предпринимателей;

- формирование эффективной инфраструктуры услуг, оказываемых организациям и предпринимателям, развитие, диверсификация и повышение качества услуг.

2.2. Области аккредитации могут быть расширены решением Правления ТПП России.

2.3. Аккредитация торгово-промышленных палат осуществляется во всех областях аккредитации, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, одновременно.

3. Критерии аккредитации

3.1. В области работы с организациями и индивидуальными предпринимателями по расширению членской базы торгово-промышленной палаты, совершенствованию ее организационной структуры и управления:

- регулярность проведения заседаний руководящих органов палаты, предусмотренных ее уставом;

- наличие и реализация программ деятельности торгово-промышленной палаты, определяющих стратегические цели и задачи по повышению ее роли в развитии экономики региона, поддержке предпринимательства, расширению инфраструктуры услуг;

- наличие и реализация плана экономического развития торгово-промышленной палаты, обеспечивающего достаточные условия для ее дальнейшего совершенствования, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации сотрудников;

- наличие системы качества, соответствующей идеологии международных стандартов ИСО серии 9000 (как обязательный критерий вводится с 1 января 2006 года);

- наличие и функционирование общественных формирований, созданных при палате (комитетов, комиссий, советов, гильдий и т.п.), по отдельным направлениям деятельности;

- соответствие численности членской базы минимальным требованиям, ежегодно устанавливаемым Комиссией по аккредитации, устойчивая динамика роста членской базы в течение последних 3-х лет;

- наличие эффективной системы работы с организациями и предпринимателями, обеспечивающей максимальный охват региона деятельности палаты, соответствие членской базы отраслевой структуре субъектов хозяйственной деятельности и их территориальному размещению в регионе деятельности палаты;

- обеспечение уплаты членами палаты вступительных и членских взносов, своевременное и полное перечисление торгово-промышленной палатой установленной части вступительных и членских взносов в ТПП РФ в течение последних 3-х лет;

- реализация эффективной тарифной политики на услуги для членов торгово-промышленной палаты (предоставление части услуг для них на льготных условиях);

- регулярное проведение мероприятий, направленных на популяризацию деятельности торгово-промышленной палаты, привлечение в члены палаты новых организаций и индивидуальных предпринимателей (проведение встреч с членами торгово-промышленной палаты, а также рекламных компаний, "круглых столов", презентаций новых проектов палаты и т.п.);

- наличие актуализированной базы данных членов торгово-промышленной палаты, регулярное предоставление сведений о членах палаты в объеме "Анкета члена ТПП РФ" в единую электронную базу данных "Члены Торгово-промышленной палаты Российской Федерации" и их актуализация;

- наличие и регулярный выпуск собственных печатных изданий палаты, публикация материалов о деятельности торгово-промышленной палаты в других средствах массовой информации, наличие и регулярное обновление web-сайта палаты;

- обеспечение повышения квалификации руководителей и специалистов палаты и их аттестации в соответствующих областях деятельности в государственных системах аккредитации (лицензирования) и системах аккредитации ТПП России;

- наличие арендуемых или собственных помещений, достаточных для размещения подразделений палаты, проведения переговоров, протокольных мероприятий, деловых встреч;

- наличие компьютеров и другой необходимой оргтехники, средств связи, обеспечивающих устойчивую междугородную связь и связь с Интернет;

- наличие специалистов (в случае необходимости аттестованных) для оказания минимального перечня видов услуг или соглашения с партнерами (в том числе с организациями, созданными при палате) по предоставлению услуг.

3.2. В области представления и защиты интересов членов торгово-промышленной палаты, организаций и предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, взаимодействия с государственными и общественными организациями, объединениями предпринимателей:

- участие в подготовке и экспертизе законодательных и иных нормативных актов в области экономики и поддержки предпринимательства;

- участие в подготовке и реализации программ социально-экономического развития регионов, подготовке предложений по формированию инвестиционной политики и привлечению инвестиций;

- подготовка нормативно-правовых актов, направленных на улучшение правового климата развития предпринимательства, создание благоприятных условий для деятельности торгово-промышленной палаты;

- участие представителей торгово-промышленной палаты в работе комиссий, советов, других формирований, действующих при территориальных органах власти;

- взаимодействие с депутатами, представляющими республики, края, области, автономные округа, города и районы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

- наличие и реализация соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления, региональными структурами федеральных органов исполнительной власти;

- взаимодействие с союзами, ассоциациями и другими объединениями предпринимателей, действующими на региональном уровне;

- участие в работе комитетов, комиссий, других общественных формирований, действующих при ТПП России;

- сотрудничество с российскими, зарубежными и смешанными торгово-промышленными палатами, представительствами ТПП России за границей;

- взаимодействие с межрегиональными объединениями торгово-промышленных палат (Форум ТПП Сибири, Конгресс ТПП Северного Кавказа, Ассоциация ТПП Центра России и т.п.).

3.3. В области формирования эффективной инфраструктуры услуг, оказываемых торгово-промышленными палатами организациям и предпринимателям, развития, диверсификации и повышения качества услуг.

3.3.1. Услуги, оказываемые торгово-промышленной палатой, должны осуществляться в соответствии с:

- законодательством Российской Федерации;

- национальными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации, метрологии и оценке соответствия;

- нормами, правилами, положениями и нормативами государственных органов, к компетенции которых установление этих норм отнесено законодательством Российской Федерации;

- стандартами, положениями, инструкциями, методическими рекомендациями и другими нормативными документами ТПП России, в том числе в сферах экспертизы и сертификации продукции, сбора, обработки, хранения и предоставления деловой информации и других.

3.3.2. Наличие аккредитации экспертной организации торгово-промышленной палаты в системе "ТПП Эксперт" (как обязательный критерий вводится в действие с 1 января 2006 года).

3.3.3. Перечень видов услуг, оказываемых палатой субъектам хозяйственной деятельности, должен включать не менее двух третей перечисленных ниже:

- содействие в установлении деловых связей с иностранными партнерами и проведении операций на внутреннем и внешнем рынках;

- обеспечение программ пребывания иностранных делегаций в регионе деятельности палаты и программ пребывания за границей делегаций, представляющих организации и предпринимателей - членов палаты, подготовка и проведение экономических миссий деловых кругов в других регионах России, содействие российским субъектам хозяйственной деятельности в продвижении товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

- услуги по безопасности предпринимательства, содействие ведению Реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом;

- организация и обеспечение работы третейских судов;

- информационное обслуживание и консультирование;

- защита интеллектуальной и промышленной собственности, разработка товарных знаков, содействие в разработке и регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

- организация выставок и ярмарок в России и за рубежом;

- рекламно-издательская деятельность, выпуск информационных изданий, бюллетеней, сборников;

- деловое образование, подготовка специалистов для предпринимательской деятельности;

- удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров;

- подготовка заключений по обстоятельствам форс-мажора, оформление других документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- экспертиза по количеству, качеству и комплектности товаров (товарная экспертиза);

- сертификация продукции, услуг и систем качества;

- подготовка документов для аккредитации Торгово-промышленной палатой Российской Федерации представительств иностранных фирм, организаций, ассоциаций и союзов предпринимателей, действующих в регионе деятельности палаты;

- оценка различных видов собственности;

- маркетинговая деятельность;

- переводы материалов на иностранные языки и с иностранных языков, обеспечение устных переводов;

- экспертиза и подготовка учредительных документов субъектов хозяйственной деятельности для государственной регистрации;

- организация выставочно-конгрессной деятельности.

3.3.4. Соответствие объема реализации услуг в денежном выражении минимальным требованиям, ежегодно устанавливаемым Комиссией по аккредитации для торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Устойчивая динамика роста объема реализации услуг в течение последних 3-х лет.

4. Процедура аккредитации

4.1. Процедура аккредитации включает следующие основные этапы:

- представление торгово-промышленной палатой заявки на аккредитацию и комплекта документов о деятельности палаты;

- экспертиза документов по аккредитации;

- изучение деятельности аккредитуемых торгово-промышленных палат экспертной группой Комиссии по аккредитации, подготовка заключения, рассмотрение заключения экспертной группы и принятие решения об аккредитации на заседании Комиссии по аккредитации;

- принятие решения об аккредитации Правлением ТПП РФ;

- оформление, регистрация и выдача Свидетельства об аккредитации;

- проведение инспекционного контроля аккредитованной торгово-промышленной палаты.

4.2. Торгово-промышленная палата направляет в Комиссию по аккредитации заявку, составленную в произвольной форме, с комплектом документов о деятельности торгово-промышленной палаты, включающим аналитический доклад, программу деятельности палаты и план экономического развития палаты. Документы представляются в одном экземпляре на бумажном и электронном носителях.

4.3. Комиссия по аккредитации проводит экспертизу представленных документов, организует выезд экспертной группы в аккредитуемую палату, которая составляет экспертное заключение о деятельности палаты. Работа по аккредитации проводится в срок до 6 месяцев с момента принятия документов к рассмотрению. О результатах экспертизы документов Комиссия по аккредитации информирует руководящий орган палаты, принявший решение о направлении заявки на аккредитацию.

4.4. При положительных результатах экспертизы представленных документов и положительном заключении экспертной группы Комиссия по аккредитации готовит проект постановления Правления ТПП России об аккредитации торгово-промышленной палаты. В случае принятия Правлением ТПП России положительного решения Комиссия по аккредитации производит регистрацию палаты в Реестре аккредитованных торгово-промышленных палат, оформляет и выдает Свидетельство об аккредитации.

4.5. В случае выявления несоответствия деятельности торгово-промышленной палаты установленным критериям аккредитации, которые могут быть устранены путем проведения организационных мероприятий и доработки документов в оговоренные сроки, палата, при содействии Комиссии по аккредитации, разрабатывает план конкретных действий по устранению выявленных несоответствий. После его реализации аккредитация может быть проведена повторно, но не ранее чем через 6 месяцев после рассмотрения заявки на аккредитацию.

4.6. Срок действия Свидетельства об аккредитации составляет 5 лет.

4.7. В период действия Свидетельства об аккредитации Комиссия по аккредитации осуществляет ежегодный инспекционный контроль аккредитованных торгово-промышленных палат. Инспекционный контроль может осуществляться путем:

- анализа ежегодно представляемой в ТПП России информации о деятельности торгово-промышленной палаты;

- изучения отчетов о деятельности палаты в установленных областях аккредитации, предоставляемых по запросу Комиссии по аккредитации, но не чаще 2-х раз за один срок действия Свидетельства об аккредитации;

- проведения, в случае необходимости, проверки деятельности палаты с выездом на место.

4.8. По представлению Комиссии по аккредитации Правление ТПП России может принять решение об отзыве Свидетельства об аккредитации (аннулирование аккредитации) или о приостановлении его действия.

Свидетельство об аккредитации может быть отозвано или действие его приостановлено в случаях:

- нарушения палатой законодательства Российской Федерации или устава палаты;

- невыполнения палатой уставных функций, задач и услуг;

- реорганизации палаты;

- устойчивого сокращения членской базы, перечня и объемов реализации услуг в течение 2-х лет;

- снижения активности палаты в области защиты и представления интересов ее членов и других субъектов хозяйственной деятельности в органах законодательной и исполнительной власти;

- неперечисления установленной части членских взносов в ТПП России в течение года;

- лишения аккредитации экспертной организации в системе "ТПП Эксперт".

4.9. За 6 месяцев до окончания срока действия Свидетельства об аккредитации торгово-промышленная палата направляет в Комиссию по аккредитации заявку на повторную аккредитацию и документы, предусмотренные п. 4.2 настоящего Положения.

4.10. Решение о продлении срока действия аккредитации (без процедуры повторной аккредитации) может быть принято Правлением ТПП РФ по представлению Комиссии по аккредитации на основании результатов инспекционного контроля торгово-промышленной палаты.

4.11. Информация об аккредитации торгово-промышленной палаты публикуется в газете "Торгово-промышленные ведомости", журнале "Партнер ТПП РФ" и размещается на web-сайте ТПП РФ, а также направляется:

- в торгово-промышленные палаты;

- в администрацию субъекта Российской Федерации или муниципального образования субъекта Российской Федерации, на территории которого действует аккредитованная палата;

- в союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей, являющиеся членами ТПП России;

- в организации ТПП России;

- в представительства ТПП России за границей.

5. Требования к структуре аналитического доклада

5.1. Аналитический доклад должен состоять из введения, трех разделов, соответствующих трем областям аккредитации, и приложений.

5.2. Во введении приводятся:

- краткое описание региона деятельности палаты (экономико-географическое положение, производственный потенциал, специализация, общее количество зарегистрированных организаций, в том числе малых и средних предприятий, и их отраслевая структура);

- краткая история развития палаты (год образования, характеристика и структура членской базы, динамика ее изменения, филиалы и представительства);

- структура палаты, включающая ее руководящие органы, подразделения палаты, общественные формирования, организации, созданные с участием палаты.

5.3. В каждом из разделов, соответствующих областям аккредитации, приводится описание деятельности палаты в течение 3-х последних лет по выполнению всех критериев аккредитации.

5.4. Приложениями к аналитическому докладу могут быть: последний выпуск печатного издания палаты, информационные сборники, изданные палатой, копии свидетельств о сертификации и аккредитации в других системах аккредитации и сертификации и т.п.

5.5. Примерный объем аналитического доклада - 60 - 70 листов печатного текста через один интервал в формате Microsoft Word, включая таблицы, диаграммы, графики.