2.2. Порядок заполнения раздела "Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях (по числу лиц)"

2.2. Порядок заполнения раздела "Результаты рассмотрения
дел об административных правонарушениях (по числу лиц)"

2.2.1. В разделе учитываются результаты рассмотрения районными судами и мировыми судьями дел об административных правонарушениях, субъектный состав лиц, подвергнутых административным наказаниям, виды назначенных наказаний, суммы наложенных и взысканных штрафов.

2.2.2. Показатели по строкам раздела группируются по подразделам в зависимости от того, в соответствии с какими законодательными актами лица были привлечены к административной ответственности. В строках подразделов отражаются данные о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральными законами и законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации.

2.2.3. Показатели по строкам подраздела "А. Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ" приведены в порядке нумерации составов статей КоАП РФ по отдельным статьям или по группировкам статей как отнесенных в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности районных судов и мировых судей, так и не подведомственных, но рассматриваемых ими в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ в качестве альтернативной подсудности.

2.2.4. В показателях строки "Другие правонарушения в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ" указываются сводные сведения о рассмотрении административных правонарушений, учет которых в отдельные категории по строкам не выделен. В строке "Другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, непосредственно неподведомственные суду" указываются только итоговые сведения по категориям дел, которые не подведомственны непосредственно суду <1>.

--------------------------------

<1> Например, в случаях отсутствия в данном районе органа, уполномоченного рассматривать дела о соответствующих видах административных правонарушений, такие дела об административных правонарушениях рассматриваются судом.

2.2.5. Отдельными строками подраздела "А. Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ" выделяются составы: наиболее распространенных административных правонарушений <1>; необходимых для осуществления анализа общественных отношений <2>; включенных в государственную статистическую отчетность в сфере экономической деятельности <3>.

--------------------------------

<1> Например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения.

<2> Например, в сфере избирательных правоотношений.

<3> Например, незаконная торговля запрещенными товарами.

2.2.6. В строках с группировками статей по главам КоАП РФ указываются все правонарушения, рассмотренные судьями по указанным статьям главы независимо от подсудности, кроме статей, вынесенных отдельно в строки.

2.2.7. Данные в строках по "редким составам правонарушений" <1>, предусмотренным статьями КоАП РФ, должны быть дополнительно проверены <2>.

--------------------------------

<1> Под редкими составами административных правонарушений понимаются составы, по которым число привлеченных лиц по субъектам Российской Федерации исчисляется единицами, а в целом по Российской Федерации - несколькими десятками лиц.

<2> Значения по строкам, характеризующим правонарушения, связанные с континентальным шельфом, должны заполняться в отчетах субъектов Российской Федерации, имеющих выход на континентальный шельф. Значения по строкам, характеризующим правонарушения, связанные с нарушениями избирательных прав граждан, должны заполняться только в тех субъектах Российской Федерации, в которых проводились выборы.

2.2.8. В показателях строк о нарушениях прав граждан-инвалидов и правонарушениях, совершенных иммигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами, группируются статьи разных глав КоАП РФ.

2.2.9. Подразделы "Б. Правонарушения, предусмотренные законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ", "В. Правонарушения, предусмотренные нормативными актами субъектов РФ" представлены показателями по двум итоговым строкам. В подразделе "Б. Правонарушения, предусмотренные законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ" учитываются дела о правонарушениях, отнесенных к подведомственности судов отдельными федеральными законами и законами Российской Федерации. В подразделе "В. Правонарушения, предусмотренные нормативными актами субъектов РФ" учитываются подведомственные судам дела о правонарушениях, ответственность за которые определена в законодательных актах республик в составе Российской Федерации, органов представительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2.2.10. Значения показателей графы "Всего рассмотрено в сроки свыше установленных КоАП РФ" исчисляются со дня регистрации в суде протокола об административном правонарушении по день вынесения постановления или определения по существу дела. При этом день поступления протокола и день вынесения судебного постановления по существу дела считаются за один день. Расчет осуществляется по календарным дням.

2.2.11. В случае продления судом на основании мотивированного определения срока рассмотрения дела в статистической отчетности оно должно быть учтено как рассмотренное с нарушением срока, если находится в производстве суда более полутора месяцев <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела может быть продлен судьей на один месяц.

2.2.12. Показатели в графах "Возвращено для устранения недостатков протоколов (ч. 1 п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ)", "Передано по подведомственности", "Производство прекращено с передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания", "Производство прекращено по другим основаниям, в том числе освобождено от административной ответственности", "Всего лиц, подвергнутых наказанию" отражают результаты рассмотрения дела и соответственно содержат сведения:

1) о возвращении дела для устранения недостатков протокола в орган (должностному лицу), его составивший, если дело не вернулось в суд в трехдневный срок;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выявлено, что рассмотрение дела не относится к компетенции суда;

3) о прекращении производства по делу об административном правонарушении и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, в случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступлений;

4) о прекращении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям: за отсутствием события, состава административного правонарушения; издание акта амнистии, устраняющего административную ответственность; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности <1>; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо наличие постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; если лицо подлежит дисциплинарной ответственности;

--------------------------------

<1> Число лиц, в отношении которых производство прекращено в связи с истечением сроков давности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, дополнительно выделяется в показателе "Из раздела "Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях (по числу лиц): прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ)" раздела "Сведения из раздела "Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях (по числу лиц)".

5) об общем числе лиц, подвергнутых административному наказанию.

2.2.13. В показателях графы "Производство прекращено по другим основаниям, в том числе освобождено от административной ответственности" также учитываются сведения об освобождении от административной ответственности лиц, совершивших малозначительные административные правонарушения, с объявлением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

2.2.14. Число лиц, подвергнутых административным наказаниям, распределяется по показателям граф "Юридические лица", "Должностные лица" <1>, "Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ)", "Иные физические лица".

--------------------------------

<1> Под должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также руководители и другие работники иных организаций, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий.

2.2.15. Должностные лица в отчете учитываются следующим образом:

1) при выделении должностных лиц в качестве субъекта правонарушения - в показателях графы "Должностные лица";

2) в случае совершения должностными лицами административных правонарушений, не связанных с их служебными обязанностями, - в показателях графы "Иные физические лица" <1>.

--------------------------------

<1> Например, в случае совершения руководителем предприятия мелкого хулиганства.

2.2.16. Учет ПБОЮЛ осуществляется следующим образом:

1) в показателях графы "ПБОЮЛ", если они выделены в качестве отдельного субъекта правонарушения;

2) в показателях графы "Должностные лица", если в составе правонарушения ПБОЮЛ не выделен в качестве отдельного субъекта правонарушения <1>;

--------------------------------

<1> В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.

3) в иных случаях - в показателях графы "Юридические лица" <1>.

--------------------------------

<1> Административная ответственность для ПБОЮЛ по составам гл. 16 КоАП РФ в соответствии с примечанием к ст. 16.1 КоАП РФ устанавливается как для юридических лиц.

2.2.17. Учет юридических лиц осуществляется как по составам правонарушений и распределением по строкам отчета, так и видам вынесенных судебных постановлений и по видам административного наказания в графах отчета.

2.2.18. Значение показателей по графам, характеризующим виды административных наказаний, формируются по соответствующим признакам реквизитов "Наложено основное наказание" и "Наложено дополнительное наказание" учетно-статистических карточек на дела об административных правонарушениях <1>.

--------------------------------

<1> В нормах КоАП РФ не предусмотрена замена видов административного наказания на другие более мягкие. В этой связи при наличии данных по графам о видах административного наказания, помимо указанных в санкции статьи КоАП РФ, эти сведения должны быть подтверждены.

2.2.19. В показателях графы "Предупреждение" учитываются лица, которым было назначено указанное административное наказание, предусмотренное в санкции статьи КоАП РФ, по которой лицо было привлечено к административной ответственности <1>.

--------------------------------

<1> В случаях объявления лицам, привлеченным к административной ответственности, устного замечания или вынесении его в форме предупреждения, когда такой вид административного наказания не предусмотрен санкцией статьи КоАП РФ, лица подлежат учету в показателях графы "Производство прекращено по другим основаниям, в том числе освобождено от административной ответственности".

2.2.20. Учет наложенных административных наказаний в виде выдворения, возмездного изъятия и конфискации осуществляется следующим образом:

1) в случае назначения данных видов наказания в качестве единственных они отражаются в реквизите "Наложено основное наказание" учетно-статических карточек на дело об административном правонарушении и соответствующих показателях граф "Наложены административные наказания: основные" отчета.

2) в случае назначения этих видов наряду с иными видами наказаний, предусмотренными ст. 3.3 КоАП РФ, в качестве основных они отражаются в реквизите "Наложено дополнительное наказание" учетно-статических карточек на дело об административном правонарушении и соответствующих показателях граф "Наложены административные наказания дополнительные" отчета.

2.2.21. Дела об административных правонарушениях, влекущих применение административного выдворения или административного приостановления в соответствии с ч. 3 статьи 23.1 КоАП, рассматриваются только районными судами <1>. В этой связи данные по графам "Наложено административное наказание выдворение" и "Наложено административное наказание приостановление" в показателях отчетов мировых судей исключаются.

--------------------------------

<1> Применение административного наказания в виде выдворения предусмотрено лишь в нескольких санкциях гл. 18 и ст. 19.27 КоАП РФ.

2.2.22. В показателях графы "Суммы штрафов, наложенные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде" суммируются значения реквизита "Сумма штрафа" учетно-статических карточек на дело об административном правонарушении по судебным постановлениям, вынесенным в отчетном периоде.

2.2.23. В показателях графы "Суммы штрафов, взысканные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде" учитываются взысканные принудительно и уплаченные добровольно в отчетном периоде суммы штрафов по постановлениям, вынесенным в указанном отчетном периоде.

2.2.24. В показателях графы "Суммы штрафов, взысканные по постановлениям прошлых лет" учитываются взысканные принудительно и уплаченные добровольно в отчетном периоде суммы штрафов по постановлениям, вынесенным в прошлые отчетные годы.

2.2.25. Все суммы указываются в рублях с округлением копеек.

2.2.26. При заполнении граф "Суммы штрафов, наложенные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде", "Суммы штрафов, взысканные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде" необходимо наличие данных о лицах, подвергнутых штрафу, в графе "Наложены основные административные взыскания: штраф". При заполнении графы "Суммы штрафов, взысканные по постановлениям прошлых лет" допускается отсутствие данных в графе "Наложены основные административные взыскания: штраф".

2.2.27. Средняя сумма наложенных штрафов должна быть в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ <1>.

--------------------------------

<1> В КоАП РФ отсутствует норма, предусматривающая назначение наказания ниже низшего предела.

2.2.28. Данные по графе "Суммы штрафов, взысканные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде" должны быть меньше или равны данным графы "Суммы штрафов, наложенные по вынесенным постановлениям в отчетном периоде".