Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 25 октября 2016 г. N 9)

ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРОСТРАНСТВА
СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ"

1. Основные положения

Наименование направления
Образование
(согласно перечню, утвержденному протоколом заседания
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и приоритетным проектам (далее - Совет) от 13 июля 2016 г.)
Краткое наименование проекта
Вузы - центры инноваций
Срок начала и окончания проекта
25 октября 2016 г. -
31 декабря 2025 г.
Куратор
О.Ю. Голодец, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
Функциональный заказчик
Министерство образования и науки Российской Федерации
(О.Ю. Васильева, Министр образования и науки Российской Федерации)
Руководитель проекта
Л.М. Огородова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Ключевые участники проекта
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования;
российские университеты;
государственные корпорации, компании с государственным участием, бизнес-сообщество

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта
Обеспечить устойчивую <1> глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих <2> российских университетов <3>; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов

--------------------------------

<1> Под устойчивой глобальной конкурентоспособностью университета понимается вхождение университета не менее двух лет подряд в ТОП-100 не менее одного из мировых рейтингов университетов.

<2> Под ведущими российскими университетами понимаются образовательные организации высшего образования (далее - вузы), которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

<3> Под университетом понимается государственная образовательная организация высшего образования (не филиал).

План достижения показателей проекта

Показатель
Тип показателя
Базовое значение <4>
Период, год
2017
2018
2019
2025 <5>
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-100 мировых рейтингов <6> университетов, единиц
основной
4
4
5
5
не менее 10
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-300 мировых рейтингов <6> университетов, единиц
аналитический
9
9
10
14
не менее 20
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых функционирует не менее одного университетского центра
основной
-
30
40
50
не менее 80
Количество университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, реализующих в отчетном году в своих технопарках, инжиниринговых центрах, бизнес-инкубаторах не менее 10 технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов, единиц
аналитический
-
40
55
70
не менее 100

--------------------------------

<4> Базовое значение показателя на отчетную дату.

<5> Указывается год получения стратегических результатов Проекта.

<6> Под мировыми рейтингами университетов понимают институциональные, отраслевые, предметные рейтинги университетов QS World University Rankings (QS), Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU).

Результаты проекта
1. Обеспечена устойчивая конкурентоспособность ведущих российских университетов на глобальном рынке высшего образования, науки и инноваций: не менее 10-ти ведущих российских университетов не менее 2-х лет входят в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги), и не менее 20-ти университетов - в ТОП-300 указанных рейтингов
В том числе:
Обеспечено право самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими российскими университетами;
Российские научные журналы включены в Web of Science Core Collection или Scopus (не менее 700);
Публикации ведущих российских университетов индексируются в международных библиометрических системах: количество публикаций за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 120 единиц, в базе данных Scopus - не менее 150 единиц.
Обеспечена глобальная конкурентоспособность программ подготовки научно-педагогических кадров ведущих российских университетов: доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры - не менее 15%.
2. В субъектах Российской Федерации функционирует не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, обладающих следующими основными характеристиками:
университет имеет не менее одного объекта инновационной инфраструктуры (технопарк, инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор и т.п.), на базе которых выполняются технологические и (или) социальные проекты за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов; университет имеет базовые кафедры и реализует сетевые образовательные программы совместно с академическими институтами Российской академии наук, государственными научными институтами;
доля студентов очной формы обучения по программам магистратуры и аспирантуры составляет не менее 20% по отношению к общему контингенту студентов очной формы обучения;
доля слушателей, ежегодно проходящих обучение по программам повышения квалификации (не менее 72 часов), по отношению к контингенту студентов очной формы обучения, не менее 35%;
не менее 50% выпускников в течение года после окончания университета трудоустроены (включая самозанятость) в экономике субъекта Российской Федерации, на территории которого находится университет, за исключением вузов, расположенных на территории городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов:
реализуются проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития (не менее 400);
функционируют инжиниринговые центры, обеспечивающие продвижение инновационных, научных разработок, способствующие импортозамещению в промышленности (не менее 60-ти).
Описание модели функционирования результатов проекта
Устойчивое вхождение российских университетов в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги) обеспечивается созданием и поддержанием международной репутации российского высшего образования и его выходом на глобальный рынок образования и исследований.
Это поддерживается последовательным наращиванием интернационализации российского образования, продвижением брендов российских университетов в мировом образовательном и научном сообществе.
Проводится работа по включению российских научных журналов в ведущие мировые индексы научного цитирования Web of Science Core Collection и Scopus, что в свою очередь обеспечивает кратный рост цитируемости российских научных статей в ведущих мировых индексах научного цитирования.
В ведущих университетах проводится работа по формированию международно признанной системы самостоятельного присуждения ученых степеней. При этом обеспечивается повышение качества научных исследований и технологических разработок, производимых ведущими российскими университетами, что позволит ускорить модернизацию предприятий, внедрение современных и опережающих технологий и развитие технологического и социального предпринимательства.
В целях обеспечения функционирования в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов разработаны и реализуются дорожные карты программ развития университетских центров (с их финансово-экономическим обоснованием) и обеспечено привлечение соответствующего финансирования.
Проводится ежегодный мониторинг функционирования университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, результаты которого позволяют проводить корректировку программ их развития.
Созданные университетские центры обеспечивают формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах, доступ к современным технологиям, создание и развитие в регионах отраслей экономики знаний и экономики впечатлений, формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах.
В вузах реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития.
Системное взаимодействие с научными организациями, в том числе с академическими институтами Российской академии наук, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов стимулируют повышение качества подавляющей части научных исследований и технологических разработок университетов и привлечение в университеты талантливых молодых ученых.
Созданные инжиниринговые центры обеспечивают продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствуют импортозамещению в промышленности.
В университетских центрах созданы инновационные экосистемы, обеспечивающие кратное увеличение доходов университетов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (оказание наукоемких и "культуроемких" услуг, выпуск инновационной продукции, реализацию объектов интеллектуальной собственности, управление долями в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах) и массовое вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную и предпринимательскую деятельность.

3. Этапы и контрольные точки

N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
Срок
1 этап
1.1.
Проект инициирован (паспорт Проекта утвержден).
Завершение этапа
25 октября 2016 г.
1.2.
Сводный план утвержден.
Завершение этапа
25 декабря 2016 г.
1.3.
Разработаны модели и параметры мониторинга университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, с учетом стратегий их социально-экономического развития, и сформированы методические основы формирования национального рейтинга университетов.
Контрольная точка
1 июля 2017 г.
1.4.
Разработаны дорожные карты программ развития университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, включая источники их финансирования.
Завершение этапа
1 октября 2017 г.
1.5.
Разработана модель реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Контрольная точка
1 октября 2017 г.
1.6.
Не менее 12-ти ведущих российских университетов включены в ТОП-400 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
Контрольная точка
31 декабря 2017 г.
1.7.
Созданы правовые и методические основы для реализации права самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими российскими университетами.
Контрольная точка
31 декабря 2017 г.
1.8.
Не менее 40 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
Контрольная точка
31 декабря 2017 г.
1.9.
Не менее 55 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
Контрольная точка
1 июля 2018 г.
1.10.
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 5%.
Контрольная точка
31 декабря 2018 г.
1.11.
Не менее 45-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
Завершение этапа
31 декабря 2018 г.
2 этап
2.1.
Число российских научных журналов, включенных в Web of Science Core Collection или Scopus не менее 400 единиц.
Контрольная точка
31 декабря 2019 г.
2.2.
Не менее 7-ми ведущих российских университетов включены в ТОП-200 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
Контрольная точка
31 декабря 2019 г.
2.3.
Не менее 16-ти ведущих российских университетов включены в ТОП-400 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
Контрольная точка
31 декабря 2019 г.
2.4.
Не менее половины ведущих российских университетов реализуют право самостоятельного присуждения ученых степеней.
Контрольная точка
31 декабря 2019 г.
2.5.
Не менее 70 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
Контрольная точка
1 июля 2020 г.
2.6.
Количество публикаций ведущих российских университетов за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 90 единиц, в базе данных Scopus - не менее 100 единиц.
Контрольная точка
1 июля 2020 г.
2.7.
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития реализуются не менее 150 проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству и (или) по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и (или) институтами развития.
Контрольная точка
1 июля 2020 г.
2.8.
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 10%.
Контрольная точка
31 декабря 2020 г.
2.9.
Не менее 50-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
Завершение этапа
31 декабря 2020 г.
3 этап
3.1.
Количество публикаций ведущих российских университетов за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 120 единиц, в базе данных Scopus - не менее 150 единиц.
Контрольная точка
1 июля 2023 г.
3.2.
Не менее 80 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
Контрольная точка
1 июля 2023 г.
3.3.
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития реализуются не менее 400 проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству и (или) по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и (или) институтами развития; на реализацию таких программ выделены контрольные цифры приема.
Контрольная точка
1 октября 2025 г.
3.4.
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 15%.
Контрольная точка
31 декабря 2025 г.
3.5.
Не менее 10-ти ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-100 мировых рейтингов университетов.
Контрольная точка
31 декабря 2025 г.
3.6.
Число российских научных журналов, включенных в Web of Science Core Collection или Scopus не менее 700 единиц.
Контрольная точка
31 декабря 2025 г.
3.7.
Не менее 60-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
Контрольная точка
31 декабря 2025 г.
3.8.
Все образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей содержат практико-ориентированные компоненты, предполагающие в том числе командное выполнение проекта полного жизненного цикла.
Контрольная точка
31 декабря 2025 г.
3.9.
Проект завершен (итоговый отчет утвержден).
Завершение этапа
31 декабря 2025 г.

4. Бюджет приоритетного проекта

Источники финансирования
Год реализации
Всего млн. рублей
2017
2018
2019
Бюджетные источники, млн. рублей
Федеральные <1>
13 636,07
13 057,85
12 861,28
39 555,20
Субъектов Российской Федерации
-
-
-
-
Местные
-
-
-
-
Внебюджетные источники, млн рублей
1 124,0
1 780,0
2 159,0
5 063,0
Итого
14 760,07
14 837,85
15 020,28
44 618,20

--------------------------------

<1> Дополнительно к указанным средствам могут привлекаться бюджетные средства, предусмотренные на финансирование государственного задания академическим институтам Российской академии наук, государственным научным институтам, в части мероприятий по созданию и развитию совместных базовых кафедр и сетевых образовательных программ с образовательными организациями высшего образования.

5. Описание приоритетного проекта

Связь с государственными программами Российской Федерации
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования").
Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
Формальные основания для инициации
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения вхождения не менее 5-ти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (абзац 3 пункт 1 "в").
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" в части повышения конкурентоспособности национальной экономики и закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав через развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики.
3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. N 2.
Ключевые риски и возможности
Риски:
1. Недостаточное бюджетное финансирование высшего образования.
2. Недостаточное бюджетное финансирование науки.
3. Сокращение горизонтов планирования в бизнесе, снижение экономической активности и, как результат, ограничение возможностей университетов по привлечению внебюджетных ресурсов на развитие образовательной, научной и инновационной деятельности.
4. Консервативность управленческой системы, организационной структуры и культуры университетов и, как результат, увеличение сроков выхода на целевые значения показателей Проекта.
5. Невысокий процент научно-педагогических работников, представляющих практику предприятий и организаций-технологических и инновационных лидеров экономики.
6. Целенаправленная коррекция параметров и правил формирования мировых рейтингов с целью ограничения скорости роста "молодых" университетов, что не позволит российским университетам достичь целевых параметров в мировых рейтингах.
7. Нестабильность курса иностранных валют к рублю, что может привести к снижению уровня инвестиционной активности российского бизнеса.
8. Чрезмерная фокусировка на получении прибыли университетами, а не на воспроизводстве и развитии человеческого капитала, создании технологий и производстве новых знаний.
9. Изменение правил участия университетов в ходе реализации Проекта, создающее нестабильность в их развитии; чрезмерно детализированная отчетность по многим показателям, снижающая для университетов возможности маневра ресурсами и эффективность использования ресурсов.
Возможности (последствия проекта, выходящие за рамки формальных рамок проекта):
1. Рост геополитического влияния России, "мягкой силы", в результате - расширение эффективности экспорта товаров и услуг и импорта высококвалифицированной рабочей силы.
2. Серьезный научно-технический задел, значимые научные результаты и научные школы в перспективных областях научно-технологического знания, обладающих высоким потенциалом коммерциализации.
3. Создание и поддержка молодых людей, способных творить и создавать новые интеллектуальные продукты; повышение их социальной и экономической активности.
4. Обновление структуры экономики российских регионов за счет появления и ускоренного роста новых проектов и их ускоренной институционализации (создания новых предприятий и некоммерческих организаций).
Мероприятия по предупреждению рисков: оптимизация этапов проекта, приоритизация в решении вопросов финансирования проекта.
Дополнительная информация
Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, учитывает основные направления программ развития вузов (в том числе отраслевых).