Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРОСТРАНСТВА
СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ"
1. Основные положения
Наименование направления
|
Образование
(согласно перечню, утвержденному протоколом заседания
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и приоритетным проектам (далее - Совет) от 13 июля 2016 г.)
|
||
Краткое наименование проекта
|
Вузы - центры инноваций
|
Срок начала и окончания проекта
|
25 октября 2016 г. -
31 декабря 2025 г.
|
Куратор
|
О.Ю. Голодец, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
|
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
|
|||
Функциональный заказчик
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
(О.Ю. Васильева, Министр образования и науки Российской Федерации)
|
||
Руководитель проекта
|
Л.М. Огородова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
|
||
Ключевые участники проекта
|
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования;
российские университеты;
государственные корпорации, компании с государственным участием, бизнес-сообщество
|
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта
|
Обеспечить устойчивую <1> глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих <2> российских университетов <3>; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов
|
--------------------------------
<1> Под устойчивой глобальной конкурентоспособностью университета понимается вхождение университета не менее двух лет подряд в ТОП-100 не менее одного из мировых рейтингов университетов.
<2> Под ведущими российскими университетами понимаются образовательные организации высшего образования (далее - вузы), которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
<3> Под университетом понимается государственная образовательная организация высшего образования (не филиал).
План достижения показателей проекта
Показатель
|
Тип показателя
|
Базовое значение <4>
|
Период, год
|
|||
2017
|
2018
|
2019
|
2025 <5>
|
|||
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-100 мировых рейтингов <6> университетов, единиц
|
основной
|
4
|
4
|
5
|
5
|
не менее 10
|
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-300 мировых рейтингов <6> университетов, единиц
|
аналитический
|
9
|
9
|
10
|
14
|
не менее 20
|
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых функционирует не менее одного университетского центра
|
основной
|
-
|
30
|
40
|
50
|
не менее 80
|
Количество университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, реализующих в отчетном году в своих технопарках, инжиниринговых центрах, бизнес-инкубаторах не менее 10 технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов, единиц
|
аналитический
|
-
|
40
|
55
|
70
|
не менее 100
|
--------------------------------
<4> Базовое значение показателя на отчетную дату.
<5> Указывается год получения стратегических результатов Проекта.
<6> Под мировыми рейтингами университетов понимают институциональные, отраслевые, предметные рейтинги университетов QS World University Rankings (QS), Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU).
Результаты проекта
|
1. Обеспечена устойчивая конкурентоспособность ведущих российских университетов на глобальном рынке высшего образования, науки и инноваций: не менее 10-ти ведущих российских университетов не менее 2-х лет входят в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги), и не менее 20-ти университетов - в ТОП-300 указанных рейтингов
В том числе:
Обеспечено право самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими российскими университетами;
Российские научные журналы включены в Web of Science Core Collection или Scopus (не менее 700);
Публикации ведущих российских университетов индексируются в международных библиометрических системах: количество публикаций за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 120 единиц, в базе данных Scopus - не менее 150 единиц.
Обеспечена глобальная конкурентоспособность программ подготовки научно-педагогических кадров ведущих российских университетов: доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры - не менее 15%.
2. В субъектах Российской Федерации функционирует не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, обладающих следующими основными характеристиками:
университет имеет не менее одного объекта инновационной инфраструктуры (технопарк, инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор и т.п.), на базе которых выполняются технологические и (или) социальные проекты за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов; университет имеет базовые кафедры и реализует сетевые образовательные программы совместно с академическими институтами Российской академии наук, государственными научными институтами;
доля студентов очной формы обучения по программам магистратуры и аспирантуры составляет не менее 20% по отношению к общему контингенту студентов очной формы обучения;
доля слушателей, ежегодно проходящих обучение по программам повышения квалификации (не менее 72 часов), по отношению к контингенту студентов очной формы обучения, не менее 35%;
|
не менее 50% выпускников в течение года после окончания университета трудоустроены (включая самозанятость) в экономике субъекта Российской Федерации, на территории которого находится университет, за исключением вузов, расположенных на территории городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов:
реализуются проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития (не менее 400);
функционируют инжиниринговые центры, обеспечивающие продвижение инновационных, научных разработок, способствующие импортозамещению в промышленности (не менее 60-ти).
|
|
Описание модели функционирования результатов проекта
|
Устойчивое вхождение российских университетов в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги) обеспечивается созданием и поддержанием международной репутации российского высшего образования и его выходом на глобальный рынок образования и исследований.
Это поддерживается последовательным наращиванием интернационализации российского образования, продвижением брендов российских университетов в мировом образовательном и научном сообществе.
Проводится работа по включению российских научных журналов в ведущие мировые индексы научного цитирования Web of Science Core Collection и Scopus, что в свою очередь обеспечивает кратный рост цитируемости российских научных статей в ведущих мировых индексах научного цитирования.
В ведущих университетах проводится работа по формированию международно признанной системы самостоятельного присуждения ученых степеней. При этом обеспечивается повышение качества научных исследований и технологических разработок, производимых ведущими российскими университетами, что позволит ускорить модернизацию предприятий, внедрение современных и опережающих технологий и развитие технологического и социального предпринимательства.
В целях обеспечения функционирования в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов разработаны и реализуются дорожные карты программ развития университетских центров (с их финансово-экономическим обоснованием) и обеспечено привлечение соответствующего финансирования.
Проводится ежегодный мониторинг функционирования университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, результаты которого позволяют проводить корректировку программ их развития.
Созданные университетские центры обеспечивают формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах, доступ к современным технологиям, создание и развитие в регионах отраслей экономики знаний и экономики впечатлений, формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах.
|
В вузах реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития.
Системное взаимодействие с научными организациями, в том числе с академическими институтами Российской академии наук, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов стимулируют повышение качества подавляющей части научных исследований и технологических разработок университетов и привлечение в университеты талантливых молодых ученых.
Созданные инжиниринговые центры обеспечивают продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствуют импортозамещению в промышленности.
В университетских центрах созданы инновационные экосистемы, обеспечивающие кратное увеличение доходов университетов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (оказание наукоемких и "культуроемких" услуг, выпуск инновационной продукции, реализацию объектов интеллектуальной собственности, управление долями в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах) и массовое вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную и предпринимательскую деятельность.
|
3. Этапы и контрольные точки
N п/п
|
Наименование
|
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
|
Срок
|
1 этап
|
|||
1.1.
|
Проект инициирован (паспорт Проекта утвержден).
|
Завершение этапа
|
25 октября 2016 г.
|
1.2.
|
Сводный план утвержден.
|
Завершение этапа
|
25 декабря 2016 г.
|
1.3.
|
Разработаны модели и параметры мониторинга университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, с учетом стратегий их социально-экономического развития, и сформированы методические основы формирования национального рейтинга университетов.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2017 г.
|
1.4.
|
Разработаны дорожные карты программ развития университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, включая источники их финансирования.
|
Завершение этапа
|
1 октября 2017 г.
|
1.5.
|
Разработана модель реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
|
Контрольная точка
|
1 октября 2017 г.
|
1.6.
|
Не менее 12-ти ведущих российских университетов включены в ТОП-400 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2017 г.
|
1.7.
|
Созданы правовые и методические основы для реализации права самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими российскими университетами.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2017 г.
|
1.8.
|
Не менее 40 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2017 г.
|
1.9.
|
Не менее 55 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2018 г.
|
1.10.
|
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 5%.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2018 г.
|
1.11.
|
Не менее 45-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
|
Завершение этапа
|
31 декабря 2018 г.
|
2 этап
|
|||
2.1.
|
Число российских научных журналов, включенных в Web of Science Core Collection или Scopus не менее 400 единиц.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2019 г.
|
2.2.
|
Не менее 7-ми ведущих российских университетов включены в ТОП-200 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2019 г.
|
2.3.
|
Не менее 16-ти ведущих российских университетов включены в ТОП-400 мировых рейтингов не менее 2-х лет на отчетную дату.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2019 г.
|
2.4.
|
Не менее половины ведущих российских университетов реализуют право самостоятельного присуждения ученых степеней.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2019 г.
|
2.5.
|
Не менее 70 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2020 г.
|
2.6.
|
Количество публикаций ведущих российских университетов за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 90 единиц, в базе данных Scopus - не менее 100 единиц.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2020 г.
|
2.7.
|
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития реализуются не менее 150 проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству и (или) по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и (или) институтами развития.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2020 г.
|
2.8.
|
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 10%.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2020 г.
|
2.9.
|
Не менее 50-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
|
Завершение этапа
|
31 декабря 2020 г.
|
3 этап
|
|||
3.1.
|
Количество публикаций ведущих российских университетов за год на 100 НПР в базе данных Web of Science - не менее 120 единиц, в базе данных Scopus - не менее 150 единиц.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2023 г.
|
3.2.
|
Не менее 80 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов соответствуют критериям эффективности.
|
Контрольная точка
|
1 июля 2023 г.
|
3.3.
|
На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития реализуются не менее 400 проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству и (или) по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и (или) институтами развития; на реализацию таких программ выделены контрольные цифры приема.
|
Контрольная точка
|
1 октября 2025 г.
|
3.4.
|
Доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры, в ведущие российские университеты, составляет не менее 15%.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2025 г.
|
3.5.
|
Не менее 10-ти ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-100 мировых рейтингов университетов.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2025 г.
|
3.6.
|
Число российских научных журналов, включенных в Web of Science Core Collection или Scopus не менее 700 единиц.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2025 г.
|
3.7.
|
Не менее 60-ти инжиниринговых центров созданы в университетских центрах инновационного, технологического и социального развития, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2025 г.
|
3.8.
|
Все образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей содержат практико-ориентированные компоненты, предполагающие в том числе командное выполнение проекта полного жизненного цикла.
|
Контрольная точка
|
31 декабря 2025 г.
|
3.9.
|
Проект завершен (итоговый отчет утвержден).
|
Завершение этапа
|
31 декабря 2025 г.
|
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования
|
Год реализации
|
Всего млн. рублей
|
|||
2017
|
2018
|
2019
|
|||
Бюджетные источники, млн. рублей
|
Федеральные <1>
|
13 636,07
|
13 057,85
|
12 861,28
|
39 555,20
|
Субъектов Российской Федерации
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Местные
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Внебюджетные источники, млн рублей
|
1 124,0
|
1 780,0
|
2 159,0
|
5 063,0
|
|
Итого
|
14 760,07
|
14 837,85
|
15 020,28
|
44 618,20
|
--------------------------------
<1> Дополнительно к указанным средствам могут привлекаться бюджетные средства, предусмотренные на финансирование государственного задания академическим институтам Российской академии наук, государственным научным институтам, в части мероприятий по созданию и развитию совместных базовых кафедр и сетевых образовательных программ с образовательными организациями высшего образования.
5. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования").
Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
|
Формальные основания для инициации
|
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения вхождения не менее 5-ти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (абзац 3 пункт 1 "в").
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" в части повышения конкурентоспособности национальной экономики и закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав через развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики.
3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. N 2.
|
Ключевые риски и возможности
|
Риски:
1. Недостаточное бюджетное финансирование высшего образования.
2. Недостаточное бюджетное финансирование науки.
3. Сокращение горизонтов планирования в бизнесе, снижение экономической активности и, как результат, ограничение возможностей университетов по привлечению внебюджетных ресурсов на развитие образовательной, научной и инновационной деятельности.
4. Консервативность управленческой системы, организационной структуры и культуры университетов и, как результат, увеличение сроков выхода на целевые значения показателей Проекта.
5. Невысокий процент научно-педагогических работников, представляющих практику предприятий и организаций-технологических и инновационных лидеров экономики.
6. Целенаправленная коррекция параметров и правил формирования мировых рейтингов с целью ограничения скорости роста "молодых" университетов, что не позволит российским университетам достичь целевых параметров в мировых рейтингах.
7. Нестабильность курса иностранных валют к рублю, что может привести к снижению уровня инвестиционной активности российского бизнеса.
8. Чрезмерная фокусировка на получении прибыли университетами, а не на воспроизводстве и развитии человеческого капитала, создании технологий и производстве новых знаний.
9. Изменение правил участия университетов в ходе реализации Проекта, создающее нестабильность в их развитии; чрезмерно детализированная отчетность по многим показателям, снижающая для университетов возможности маневра ресурсами и эффективность использования ресурсов.
Возможности (последствия проекта, выходящие за рамки формальных рамок проекта):
1. Рост геополитического влияния России, "мягкой силы", в результате - расширение эффективности экспорта товаров и услуг и импорта высококвалифицированной рабочей силы.
2. Серьезный научно-технический задел, значимые научные результаты и научные школы в перспективных областях научно-технологического знания, обладающих высоким потенциалом коммерциализации.
3. Создание и поддержка молодых людей, способных творить и создавать новые интеллектуальные продукты; повышение их социальной и экономической активности.
4. Обновление структуры экономики российских регионов за счет появления и ускоренного роста новых проектов и их ускоренной институционализации (создания новых предприятий и некоммерческих организаций).
Мероприятия по предупреждению рисков: оптимизация этапов проекта, приоритизация в решении вопросов финансирования проекта.
|
Дополнительная информация
|
Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, учитывает основные направления программ развития вузов (в том числе отраслевых).
|