4.6. Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)"
4.6. Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)"
N п/п
|
Наименование задачи, результата
|
Срок реализации
|
Ответственный исполнитель
|
Задача из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ
|
|||
1.
|
Модернизация среднего профессионального образования
|
||
1.1
|
Не менее 5% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2019 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.2
|
Функционируют не менее 10 центров опережающей профессиональной подготовки
|
31 декабря 2019 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.3
|
Функционируют не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
|
31 декабря 2019 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.4
|
Проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в 2019 году в г. Казани
|
27 августа 2019 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.5
|
Разработаны и внедрены методические рекомендации (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ <30>
|
31 декабря 2019 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России"
|
1.6
|
Разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков <31>
|
31 декабря 2019 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
|
1.7
|
Обновлены перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, на основе актуализации Справочника профессий.
Обновлены федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования
|
1 июля 2020 г., далее - ежегодно
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
|
1.8
|
Не менее 6% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2020 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.9
|
Функционируют не менее 22 центров опережающей профессиональной подготовки
|
31 декабря 2020 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.10
|
Функционируют не менее 1400 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
|
31 декабря 2020 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.11
|
Обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра "Смена"
|
31 сентября 2021 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации
|
1.12
|
Не менее 8% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2021 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.13
|
Функционируют не менее 34 центров опережающей профессиональной подготовки
|
31 декабря 2021 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.14
|
Функционируют не менее 2200 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
|
31 декабря 2021 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.15
|
Не менее 13% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2022 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
|
1.16
|
Функционирует не менее 51 центра опережающей профессиональной подготовки
|
31 декабря 2022 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.17
|
Функционируют не менее 3100 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
|
31 декабря 2022 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.18
|
Не менее 18% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2023 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
|
1.19
|
Функционируют не менее 68 центров опережающей профессиональной подготовки
|
31 декабря 2023 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.20
|
Функционируют не менее 4120 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
|
31 декабря 2023 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.21
|
Во всех субъектах Российской Федерации внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев
|
31 декабря 2023 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.22
|
Сформирована сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оснащенных современным оборудованием
|
31 декабря 2024 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
|
1.23
|
Не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, вовлечены в различные формы наставничества
|
31 декабря 2024 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
|
1.24
|
В 50% организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, не менее 25% выпускников проходят итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена
|
31 декабря 2024 г.
|
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
|
1.25
|
Не менее 35 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, из них не менее 10 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс
|
31 декабря 2024 г.
|
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
|
1.26
|
Реализуются мероприятия по ежегодному проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью
|
31 декабря 2024 г.
|
Т.Ю. Синюгина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
|
2.
|
Глобальная конкурентоспособность высшего образования
|
||
2.1.
|
Проведена ротация и конкурсный отбор университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее соответственно - ведущие университеты, глобальная конкурентоспособность), не менее 30 университетов получают государственную поддержку (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации); сформированы (актуализированы) их программы развития ("дорожные карты") с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 года
|
31 декабря 2020 г;
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.2.
|
К 2024 году каждый ведущий университет, получающий государственную поддержку в целях повышения своей глобальной конкурентоспособности, обеспечивает достижение следующих показателей:
- вхождение не менее двух лет подряд в топ-1000 глобальных институциональных рейтингов;
- вхождение не менее двух лет подряд в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого глобального рейтинга;
- размещение не менее 10 открытых онлайн-курсов на международных платформах онлайн-образования с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5000 не менее чем из 5 стран;
- доля научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет не менее 20% от общего числа научно-педагогических работников;
- доля студентов, поступивших на обучение по программам магистратуры и имеющих высшее образование, полученное в других образовательных организациях высшего образования, составляет не менее 30% от общего числа поступивших в магистратуру;
- общий конкурс по университету при приеме на обучение по программам магистратуры составляет не менее 3 человек на место;
- не менее 40% выпускников по программам аспирантуры защищают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (или ее зарубежных аналогов) не позднее года с момента завершения обучения;
- сформирован фонд целевого капитала;
- вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление образовательной организацией, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления
|
31 декабря 2024 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.3.
|
Разработан и внедрен механизм присвоения и регулярного подтверждения присвоенной категории "национальный исследовательский университет" образовательным организациям высшего образования
|
31 декабря 2020 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.4.
|
Сформирован перечень, включающий не менее 80 образовательных организаций высшего образования не менее чем из 40 субъектов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки
|
31 декабря 2019 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.5.
|
К 2024 году каждая образовательная организация высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достигает следующих показателей:
- совместно с партнерами реального сектора экономики разрабатывает адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности;
- не менее 70% научно-педагогических работников постоянно обновляют свои профессиональные знания и компетенции на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли;
- не менее 70% работников из числа профессорско-преподавательского состава участвуют в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, привлекают к этим исследованиям обучающихся;
- наличие программ развития, разработанных совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в том числе трудоустройство выпускников в данных субъектах Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга);
- не менее 10% выпускников трудоустраиваются на основе договора о целевом обучении (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга);
- сформирован фонд целевого капитала;
- вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление образовательной организацией, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления.
|
31 декабря 2024 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.6.
|
На конкурсной основе ежегодно отбирается не менее 30 научно-педагогических работников из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов, которым предоставляются фанты для:
- разработки передовых образовательных программ высшего образования и их отдельных частей (рабочих программ, модулей, курсов и т.д.) по приоритетным <32> направлениям подготовки кадров, специальностям с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов;
- тиражирования данных образовательных программ (образовательного контента) не менее чем в 30 российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях (за исключением организаций, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге), в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ;
- повышения квалификации и стажировки научно-педагогических работников не менее чем в 30 российских образовательных организаций высшего образования и научных организаций (за исключением организаций, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге) в целях дальнейшей реализации ими данных образовательных программ (образовательного контента).
|
1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.7.
|
Обеспечен свободный доступ (бесплатный для пользователей) по принципу "одного окна" для всех категорий граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами.
|
31 декабря 2020 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.8
|
Обеспечена возможность формирования индивидуальных портфолио обучающихся на созданной платформе "Современная цифровая образовательная среда", в том числе за счет использования набора сервисных и интеграционных решений <33>
|
31 декабря 2019 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.9.
|
К 2024 году не менее 20% обучающихся по образовательным программам высшего образования осваивают отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню
|
31 декабря 2024 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.10.
|
К 2024 году не менее 15% научно-педагогических работников университетов, входящих в топ-500 глобальных институциональных рейтингов, участвуют в реализации образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов
|
31 декабря 2024 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
|
2.11.
|
Внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
|
31 декабря 2022 г.
|
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Н.А. Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
|