4.6. Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)"

4.6. Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)"

N п/п
Наименование задачи, результата
Срок реализации
Ответственный исполнитель
Задача из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ
1.
Модернизация среднего профессионального образования
1.1
Не менее 5% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
31 декабря 2019 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.2
Функционируют не менее 10 центров опережающей профессиональной подготовки
31 декабря 2019 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.3
Функционируют не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
31 декабря 2019 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.4
Проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в 2019 году в г. Казани
27 августа 2019 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.5
Разработаны и внедрены методические рекомендации (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ <30>
31 декабря 2019 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России"
1.6
Разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков <31>
31 декабря 2019 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
1.7
Обновлены перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, на основе актуализации Справочника профессий.
Обновлены федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования
1 июля 2020 г., далее - ежегодно
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
1.8
Не менее 6% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
31 декабря 2020 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.9
Функционируют не менее 22 центров опережающей профессиональной подготовки
31 декабря 2020 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.10
Функционируют не менее 1400 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
31 декабря 2020 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.11
Обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра "Смена"
31 сентября 2021 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации
1.12
Не менее 8% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
31 декабря 2021 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.13
Функционируют не менее 34 центров опережающей профессиональной подготовки
31 декабря 2021 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.14
Функционируют не менее 2200 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
31 декабря 2021 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.15
Не менее 13% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
31 декабря 2022 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
1.16
Функционирует не менее 51 центра опережающей профессиональной подготовки
31 декабря 2022 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.17
Функционируют не менее 3100 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
31 декабря 2022 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.18
Не менее 18% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, проходят аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена
31 декабря 2023 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
1.19
Функционируют не менее 68 центров опережающей профессиональной подготовки
31 декабря 2023 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.20
Функционируют не менее 4120 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций
31 декабря 2023 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.21
Во всех субъектах Российской Федерации внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев
31 декабря 2023 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.22
Сформирована сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оснащенных современным оборудованием
31 декабря 2024 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Л.Ю. Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", субъекты Российской Федерации
1.23
Не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, вовлечены в различные формы наставничества
31 декабря 2024 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
1.24
В 50% организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, не менее 25% выпускников проходят итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена
31 декабря 2024 г.
И.П. Потехина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
1.25
Не менее 35 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, из них не менее 10 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс
31 декабря 2024 г.
М.Н. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Р.Н. Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"
1.26
Реализуются мероприятия по ежегодному проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью
31 декабря 2024 г.
Т.Ю. Синюгина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации
2.
Глобальная конкурентоспособность высшего образования
2.1.
Проведена ротация и конкурсный отбор университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее соответственно - ведущие университеты, глобальная конкурентоспособность), не менее 30 университетов получают государственную поддержку (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации); сформированы (актуализированы) их программы развития ("дорожные карты") с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 года
31 декабря 2020 г;
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.2.
К 2024 году каждый ведущий университет, получающий государственную поддержку в целях повышения своей глобальной конкурентоспособности, обеспечивает достижение следующих показателей:
- вхождение не менее двух лет подряд в топ-1000 глобальных институциональных рейтингов;
- вхождение не менее двух лет подряд в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого глобального рейтинга;
- размещение не менее 10 открытых онлайн-курсов на международных платформах онлайн-образования с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5000 не менее чем из 5 стран;
- доля научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет не менее 20% от общего числа научно-педагогических работников;
- доля студентов, поступивших на обучение по программам магистратуры и имеющих высшее образование, полученное в других образовательных организациях высшего образования, составляет не менее 30% от общего числа поступивших в магистратуру;
- общий конкурс по университету при приеме на обучение по программам магистратуры составляет не менее 3 человек на место;
- не менее 40% выпускников по программам аспирантуры защищают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (или ее зарубежных аналогов) не позднее года с момента завершения обучения;
- сформирован фонд целевого капитала;
- вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление образовательной организацией, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления
31 декабря 2024 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.3.
Разработан и внедрен механизм присвоения и регулярного подтверждения присвоенной категории "национальный исследовательский университет" образовательным организациям высшего образования
31 декабря 2020 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.4.
Сформирован перечень, включающий не менее 80 образовательных организаций высшего образования не менее чем из 40 субъектов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки
31 декабря 2019 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.5.
К 2024 году каждая образовательная организация высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достигает следующих показателей:
- совместно с партнерами реального сектора экономики разрабатывает адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности;
- не менее 70% научно-педагогических работников постоянно обновляют свои профессиональные знания и компетенции на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли;
- не менее 70% работников из числа профессорско-преподавательского состава участвуют в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, привлекают к этим исследованиям обучающихся;
- наличие программ развития, разработанных совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в том числе трудоустройство выпускников в данных субъектах Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга);
- не менее 10% выпускников трудоустраиваются на основе договора о целевом обучении (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга);
- сформирован фонд целевого капитала;
- вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление образовательной организацией, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления.
31 декабря 2024 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.6.
На конкурсной основе ежегодно отбирается не менее 30 научно-педагогических работников из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов, которым предоставляются фанты для:
- разработки передовых образовательных программ высшего образования и их отдельных частей (рабочих программ, модулей, курсов и т.д.) по приоритетным <32> направлениям подготовки кадров, специальностям с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов;
- тиражирования данных образовательных программ (образовательного контента) не менее чем в 30 российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях (за исключением организаций, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге), в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ;
- повышения квалификации и стажировки научно-педагогических работников не менее чем в 30 российских образовательных организаций высшего образования и научных организаций (за исключением организаций, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге) в целях дальнейшей реализации ими данных образовательных программ (образовательного контента).
1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.7.
Обеспечен свободный доступ (бесплатный для пользователей) по принципу "одного окна" для всех категорий граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами.
31 декабря 2020 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.8
Обеспечена возможность формирования индивидуальных портфолио обучающихся на созданной платформе "Современная цифровая образовательная среда", в том числе за счет использования набора сервисных и интеграционных решений <33>
31 декабря 2019 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.9.
К 2024 году не менее 20% обучающихся по образовательным программам высшего образования осваивают отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню
31 декабря 2024 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.10.
К 2024 году не менее 15% научно-педагогических работников университетов, входящих в топ-500 глобальных институциональных рейтингов, участвуют в реализации образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов
31 декабря 2024 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
2.11.
Внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
31 декабря 2022 г.
М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Н.А. Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки