3.3. Критерии аудита эффективности

3.3. Критерии аудита эффективности

3.3.1. Критерии аудита эффективности (далее - критерии) представляют собой требуемое состояние или ожидание в отношении использования ресурсов и достижения результатов.

3.3.2. Критерии разрабатываются после определения:

непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов (показателей (индикаторов), их плановых и фактических значений);

федеральных и иных ресурсов (видов ресурсов, плановых и фактических объемов их использования).

3.3.3. Непосредственные, конечные результаты и (или) итоговые эффекты выражаются в конкретных показателях (индикаторах) и их плановых и фактических значениях.

3.3.4. В качестве показателей (индикаторов) могут выступать:

показатели (индикаторы), определенные в документах стратегического планирования (государственных программах Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и т.п.) и иных документах (национальных (федеральных) проектах, иных документах аналогичного характера, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к документам стратегического планирования);

показатели (индикаторы) из официальной статистической информации;

показатели (индикаторы), характеризующие результаты реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий государственной политики (результаты федеральных проектов и т.п.);

показатели (индикаторы), характеризующие результаты оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания;

показатели (индикаторы), характеризующие результаты, определенные отдельными договорами (соглашениями);

показатели (индикаторы), рассчитанные по методикам, принятым международными организациями;

иные показатели (индикаторы), характеризующие результаты мер и мероприятий по использованию федеральных и иных ресурсов.

3.3.5. Показатели (индикаторы) могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами.

Абсолютные величины представляют собой количественную характеристику явлений и процессов (признаков) в условиях качественной определенности. Абсолютные величины всегда являются именованными числами в зависимости от сущности описываемых ими процессов и явлений, т.е. всегда имеют единицу измерения.

Относительная величина является итогом сравнения двух абсолютных величин. Например, к показателю (индикатору), представленному относительной величиной, может быть отнесен темп роста абсолютной величины как по отношению к предыдущему периоду, так и по отношению к периоду до начала периода, подлежащего аудиту эффективности (относительные величины динамики).

Средняя величина - обобщающая величина, отражающая типичный уровень признака в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.

В зависимости от специфики сферы деятельности объекта (объектов) аудита эффективности в качестве показателей могут выступать признаки, не имеющие количественной величины.

3.3.6. Качественные характеристики (качество товаров, работ, услуг и т.п.) являются неотъемлемой частью результата (например, значение количества поставленных товаров, оказанных работ, услуг зависит от определенных качественных характеристик).

3.3.7. Показателями (индикаторами) непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов не могут выступать количество, объем выявленных Счетной палатой у объекта (объектов) аудита эффективности нарушений и недостатков (производные от количества, объема таких нарушений и недостатков относительные и средние величины), соответствие деятельности нормативным правовым актам, требованиям иных документов и т.п., поскольку такие показатели (индикаторы) непосредственно не характеризуют результаты использования федеральных и иных ресурсов.

3.3.8. Для показателей (индикаторов) определяются их плановые и фактические значения, в том числе в соответствии с плановыми и фактическими значениями показателей (индикаторов), определенными в документах стратегического планирования и иных документах, в отчетности по указанным документам.

3.3.9. Федеральные и иные ресурсы, подлежащие аудиту эффективности, определяются посредством установления конкретных видов используемых ресурсов и плановых, фактических объемов их использования.

3.3.10. Плановые (фактические) объемы используемых ресурсов - объемы ресурсов, которые запланированы (использованы) для достижения плановых (фактических) значений показателей (индикаторов), характеризующих непосредственные, конечные результаты и (или) итоговые эффекты.

Плановые объемы используемых ресурсов определяются в соответствии со значениями объемов используемых ресурсов, определенными в соответствующих документах (информационных системах): показатели сводной бюджетной росписи бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обоснования бюджетных ассигнований, распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, распоряжения Президента Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Президента Российской Федерации, соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, реестр федерального имущества, реестры собственности субъекта Российской Федерации и иные документы. Плановые объемы используемых ресурсов определяются в каждом случае отдельно и могут как учитывать, так и не учитывать последующее дополнительное выделение ресурсов.

Фактические объемы использованных ресурсов определяются на основании данных отчетности, информации из иных документов.

3.3.11. Непосредственные, конечные результаты и (или) итоговые эффекты (показатели (индикаторы), их плановые, фактические значения), федеральные и иные ресурсы (виды ресурсов и плановые, фактические объемы их использования) отражаются в составе рабочей документации. Указанные данные могут быть скорректированы на основном этапе мероприятия с применением аудита эффективности.

3.3.12. После определения непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов, федеральных и иных ресурсов разрабатываются критерии.

3.3.13. Критерии разрабатываются на основе необходимости обеспечения принципа экономности и (или) результативности использования ресурсов.

3.3.14. Критерии разрабатываются отдельно к каждому вопросу цели аудита эффективности. Критерии разрабатываются таким образом, чтобы каждый критерий был увязан только с одним вопросом. При этом по одному вопросу допускается разработка нескольких критериев.

3.3.15. Критерии разрабатываются в достаточном количестве с учетом следующих требований:

уместность - результатом применения уместных критериев является информация, дающая ответ на вопрос мероприятия или на один из аспектов вопроса мероприятия с учетом цели аудита эффективности;

полнота - критерии являются полными, если информация, подготовленная в соответствии с такими критериями, отражает все важные факторы, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые инспекторами на основе такой информации; полнота критериев подразумевает, что на основе всей совокупности критериев по всем вопросам цели аудита эффективности можно сделать вывод об эффективности (экономности и (или) результативности) использования федеральных и иных ресурсов и иные выводы;

надежность - надежными считаются критерии, которые при применении в аналогичных обстоятельствах разными инспекторами позволяют выполнить последовательную оценку или измерение оцениваемого предмета (его отдельного аспекта) аудита эффективности, включая при необходимости предоставление и раскрытие используемой информации;

нейтральность - результатом применения нейтральных критериев является получение непредвзятой информации;

понятность - результатом применения понятных критериев является получение информации, на основе которой делается суждение, доступное для понимания.

3.3.16. Базовыми критериями, которые применяются (с учетом их модификации по результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности) при аудите эффективности, являются:

1) запланированные результаты достигнуты (далее - Критерий 1);

2) объем использованных ресурсов не превышает первоначально запланированный объем (далее - Критерий 2);

3) при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов отсутствует (далее - Критерий 3А);

при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует (далее - Критерий 3Б);

4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее - Критерий 4);

5) достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов обусловлено воздействием (вкладом) непосредственных результатов, получаемых за счет использования объектами аудита эффективности федеральных и иных ресурсов (далее - Критерий 5).

Критерии аудита эффективности применяются с учетом следующих особенностей:

критерии 1, 3А и (или) 3Б применяются в обязательном порядке;

Критерий 2 и Критерий 4 применяются при необходимости с учетом особенностей проведения конкретного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия;

Критерий 5 применяется при необходимости в случае проведения оценки влияния в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.2.3 Стандарта.

3.3.17. Критерии включаются в программу проведения мероприятия с применением аудита эффективности по соответствующим вопросам.

3.3.18. Критерии при необходимости могут быть конкретизированы (исчерпывающим образом детализированы) в рабочей документации в соответствии с определенными непосредственными, конечными результатами, и (или) итоговыми эффектами, федеральными и иными ресурсами.

3.3.19. Сравнение фактических данных, полученных в ходе мероприятия с применением аудита эффективности, посредством сбора достаточных и надлежащих аудиторских доказательств (в рамках проведения аудиторских процедур), с каждым из разработанных критериев в совокупности позволяет сделать выводы об эффективности (экономности и (или) результативности) использования ресурсов и иные выводы.

3.3.20. Определение непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов, используемых федеральных и иных ресурсов, разработка критериев, а также порядок действий в процессе организации и в ходе проведения аудита эффективности осуществляется с учетом Методических рекомендаций по применению аудита эффективности, утверждаемых Коллегией Счетной палаты.

3.3.21. Информация о непосредственных, конечных результатах и (или) итоговых эффектах (показателях (индикаторах), их плановых и фактических значениях), федеральных и иных ресурсах (видах ресурсов, плановых и фактических объемах их использования), критериях может при необходимости предварительно направляться и обсуждаться с представителями объекта аудита эффективности с целью ее более детальной проработки на подготовительном этапе по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение соответствующего мероприятия.