6.6. Оформление акта по результатам контрольного мероприятия
6.6.1. По итогам контрольных действий в отношении объекта контрольного мероприятия оформляется акт по результатам контрольного мероприятия (далее - акт), который имеет следующую структуру:
основание проведения контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия;
проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
перечень вопросов контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия в отношении объекта контрольного мероприятия;
краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана) проведения контрольного мероприятия.
Если в ходе контрольного мероприятия установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны Счетной палатой по результатам предшествующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, проведенного на данном объекте, или не выполнил требования представлений Счетной палаты и (или) предписаний Счетной палаты, данный факт следует отразить в акте с указанием причин их невыполнения.
К акту прилагаются перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также при необходимости таблицы, расчеты и иной информационно-справочный материал, подписанный участниками контрольного мероприятия, а также документы и материалы, подготовленные внешними экспертами.
Форма акта по результатам контрольного мероприятия приведена в приложении N 16 к Стандарту.
Форма перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, приведена в приложении N 17 к Стандарту.
6.6.2. При выявлении в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству данные факты отражаются в акте с указанием:
наименования правового акта, его статьи, части, пункта или подпункта, требования которых нарушены;
сумм выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), в которых допущены нарушения, видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), кодам бюджетной классификации Российской Федерации, а также по видам объектов государственной собственности и формам их использования;
квалификации нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля);
критериев оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов (в случае проведения аудита эффективности или при выявлении фактов неэффективного использования федеральных и иных ресурсов);
причин допущенных нарушений и недостатков, их последствий;
размера выявленного и суммы возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
информации о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
конкретных лиц, допустивших нарушения (при выявлении таковых лиц);
принятых в период проведения контрольного мероприятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков и их результатов.
Кроме того, в акте указываются:
по доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм нарушений по кодам классификации доходов бюджетов;
по расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм по кодам классификации расходов бюджетов, по которым выявлены нарушение и (или) ущерб государству. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и (или) неправильного применения бюджетной классификации в акте также указываются коды классификации расходов, на которые следовало отнести произведенные расходы;
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - расшифровка сумм нарушений по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (при их наличии).
6.6.3. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
изложение фактических данных только на основе документов, проверенных инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия по всем вопросам, указанным в программе проведения контрольного мероприятия. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: "По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено".
Контроль за достижением целей и полноты раскрытия вопросов контрольного мероприятия осуществляют член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также директор департамента, имеющего в своей структуре инспекции, начальник инспекции и руководитель контрольного мероприятия.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных и иных контрольных и надзорных органов.
В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контрольного мероприятия.
Квалификация выявляемых при проведении контрольного мероприятия нарушений осуществляется инспекторами Счетной палаты с использованием Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), который является информационно-справочным документом Счетной палаты и приведен в приложении N 28 к Стандарту.
В случае отсутствия соответствующего вида нарушения в Классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), такое нарушение формулируется исходя из положений нарушенных правовых актов. Формулировки нарушений должны начинаться со слов "В нарушение...", с указанием статей, частей, пунктов и подпунктов правовых актов, положения которых нарушены.
6.6.4. Акт составляют и подписывают все инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты, участвующие в проведении контрольного мероприятия в отношении данного объекта <4>.
--------------------------------
<4> Порядок подписания актов по результатам проведения совместных контрольных мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации, а также контрольных мероприятий совместно с высшими органами аудита других государств установлен соответствующими стандартами организации деятельности Счетной палаты.
За достоверность и объективность результатов контрольного мероприятия, изложенных в акте, инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты, участвовавшие в проведении контрольного мероприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае несогласия инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты, участвующего в контрольном мероприятии, с позицией руководителя контрольного мероприятия или руководителя группы инспекторов по отраженным в акте фактам нарушений он вправе при подписании акта указать на наличие особого мнения. Особое мнение в письменном виде представляется в течение двух рабочих дней после подписания акта руководителю контрольного мероприятия, который незамедлительно докладывает об этом члену Коллегии Счетной палаты, ответственному за проведение контрольного мероприятия.