5.2. Модификация базовых критериев аудита эффективности

5.2. Модификация базовых критериев аудита эффективности

5.2.1. Базовые критерии аудита эффективности, определенные Стандартом (далее также - базовые критерии), являются основой для разработки критериев аудита эффективности (далее также - критерии), отражаемых в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности.

5.2.2. Стандартом установлены следующие базовые критерии:

1) запланированные результаты достигнуты;

2) использование ресурсов не превышает первоначально запланированный объем;

3) при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов отсутствует;

при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует;

4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее - базовый критерий 4).

5.2.3. Базовые критерии могут быть модифицированы в критерии в виде:

требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных показателей (индикаторов), отражающих достижение результатов или использование ресурсов;

требуемого обобщенного состояния или ожидания <3> в отношении ресурсов и результатов.

--------------------------------

<3> См. пункт 5.2.6 Методических рекомендаций.

ПРИМЕРЫ

Модификация базового критерия 2 ("использование ресурсов не превышает первоначально запланированный объем") и базового критерия 4 ("необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов отсутствует"), как правило, основывается на обобщенном состоянии или ожидании в отношении ресурсов. Например, могут быть разработаны следующие критерии:

увеличение сметной стоимости строительства автомобильных дорог отсутствует (при модификации базового критерия 2);

своевременность создания спортивных площадок (при модификации базового критерия 2);

необходимость дополнительных бюджетных ассигнований отсутствует (при модификации базового критерия 4);

необходимость дополнительных временных затрат отсутствует (при модификации базового критерия 4).

Вместе с тем модификацию базового критерия 1 ("запланированные результаты достигнуты"), базового критерия 3А ("возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов отсутствует"), базового критерия 3Б ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует") рекомендуется осуществлять с учетом конкретных показателей (индикаторов), например, следующих:

спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками (при модификации базового критерия 1);

увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности (при модификации базового критерия 3А);

цена за единицу поставленного оборудования ниже рыночной цены товара (при модификации базового критерия 3Б).

5.2.4. Показатели (индикаторы), с помощью которых модифицируются базовые критерии, можно условно разделить на следующие три группы:

1) финансовые показатели:

А) показатели продуктивности, характеризующие затраты ресурсов на единицу результата (используются при модификации базового критерия 3Б в рамках оценки экономности) или результаты на единицу затрат ресурсов (используются при модификации базового критерия 3А в рамках оценки результативности). С точки зрения аудита эффективности такие показатели (показатели продуктивности) являются наиболее важными для выбора альтернатив в сопоставимых условиях.

ПРИМЕРЫ

Стоимость одного товара, работы, услуги; стоимость одного койко-дня; затраты на одного учащегося и т.п. Такие показатели могут являться как нормативами затрат, так и показателями продуктивности, полученными как частное от деления всех затрат ресурсов на достигнутые результаты (средняя стоимость единицы конкретного вида (типа) приобретенного товара; средняя стоимость подключения одного домохозяйства к объекту инфраструктуры и т.п.).

Дополнительные примеры показателей продуктивности приведены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям;

Б) показатели, характеризующие долю затрат ресурсов определенного типа в общем объеме затрат или по отношению к иному типу затрат; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3Б;

ПРИМЕРЫ

Доля административных расходов в общем объеме расходов, доля расходов на административно-управленческий персонал в общем объеме расходов, доля внебюджетных источников в общем объеме затрат; доля внебюджетных источников по отношению к бюджетным и т.п.).

В) иные финансовые показатели, в том числе используемые для характеристики финансового положения хозяйствующих субъектов (объектов аудита эффективности); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;

ПРИМЕРЫ

Показатели рентабельности (рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и т.п.), ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой (срочной) ликвидности и т.п.), оборачиваемости и т.д.

2) нефинансовые показатели (индикаторы), отражающие количественную сторону результатов с определенными качественными характеристиками:

А) показатели (индикаторы), характеризующие количество получаемых товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;

ПРИМЕРЫ

Количество построенных объектов, приобретенных товаров, работ, услуг и т.п.

Б) показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), а также изменение возможностей выгодоприобретателей по использованию указанных товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;

ПРИМЕРЫ

Мощность объектов электроэнергетики, единовременная пропускная способность спортивных сооружений, пропускная способность автомобильных дорог.

В) показатели (индикаторы), отражающие пользование указанными мощностями и возможностями; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3А;

ПРИМЕРЫ

Загруженность объектов спорта, удельный вес домохозяйств, подключенных к сетям, частота отключений электроэнергии потребителям (% работоспособности электрогенерации).

3) нефинансовые показатели (индикаторы), для которых необходимо проведение качественных исследований, экспертных оценок: показатели (индикаторы), характеризующие уровень удовлетворенности выгодоприобретателей; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3А.

ПРИМЕРЫ

Уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, экспертные оценки в той или иной области.

5.2.5. Система нефинансовых показателей (индикаторов), указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Система нефинансовых показателей (индикаторов), характеризующих результаты.

5.2.6. Базовые критерии также могут модифицироваться в виде обобщенного состояния или ожидания в отношении ресурсов и результатов.

Обобщенное состояния или ожидание в отношении ресурсов и результатов напрямую не связано ни с каким показателем (индикатором), а скорее характеризует определенное действие применительно к ресурсам и результатам: например, отсутствие факта увеличения сметной стоимости строительства, своевременность достижения результатов, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры и т.п.

5.2.7. Примеры модифицированных базовых критериев (с учетом пунктов 5.2.3 - 5.2.6 Методических рекомендаций) могут выглядеть следующим образом:

1) критерии в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных нефинансовых показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов или лучших результатов деятельности объекта аудита эффективности (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и 3А);

ПРИМЕРЫ

Искусственные покрытия для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, поставлены в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.

Спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.

Увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности.

Увеличен уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом.

Распределительные газовые сети введены в действие в запланированном объеме.

Сокращение доли сельских жителей, не обеспеченных сетевым газом.

2) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении результатов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и 3А);

ПРИМЕРЫ

Достигнуты результаты использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Произведен монтаж поставленных искусственных покрытий для футбольных полей.

Созданные спортивные площадки функционируют.

Отсутствуют объекты незавершенного строительства, законсервированные и (или) пришедшие в негодность объекты.

3) в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений финансовых показателей, в том числе отражающих возможность экономии ресурсов (т.е., как правило, при модификации базового критерия 3Б);

ПРИМЕРЫ

Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара.

Доля административных расходов не превышает среднее значение показателя у аналогичных организаций.

Доля внебюджетных источников в общем объеме используемых ресурсов не сокращается.

4) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении использования ресурсов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 2 и 3Б);

ПРИМЕРЫ

Отсутствуют факты завышения стоимости закупаемых товаров, работ, услуг.

Своевременность начала эксплуатации оборудования.

Отсутствуют дополнительные затраты на ремонт, обслуживание и т.п. в течение гарантийного срока.

Отсутствуют расходы на оплату транспортного налога на автомобили, находившиеся в неисправном состоянии в течение всего налогового периода.

Отсутствуют расходы на оплату штрафов, пеней за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Ранее сформированные запасы используются для достижения результатов.

Отсутствуют факты приобретения нового оборудования при наличии аналогичного в работоспособном состоянии и не в полной мере загруженного.

5.2.8. Схема разработки критериев аудита эффективности на основе базовых критериев (на конкретном примере) представлена в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

5.2.9. Подборка примеров критериев аудита эффективности, соответствующих базовым критериям и связанных (и не связанных) с конкретными показателями (индикаторами), приведена в приложении N 6 к Методическим рекомендациям.

5.2.10. При модификации базовых критериев в критерии, отражаемые в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности, следует иметь в виду, что в некоторых случаях конкретный критерий аудита эффективности может быть отнесен сразу к нескольким базовым критериям.

ПРИМЕР

Критерий "Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара" может конкретизировать как базовый критерий 3Б ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует"), так и базовый критерий 3А ("возможность добиться лучших результатов (по количеству)"), так как сокращение затрат на единицу оборудования дает возможность закупки большего количества оборудования.

Кроме того, нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление и распоряжение бюджетными средствами, в качестве показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов (базового критерия 1), уже могут быть предусмотрены показатели (индикаторы) более высокого уровня: например, показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры, которые, как правило, используются при модификации базового критерия 3А ("возможность добиться лучших результатов (принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями)").

5.2.11. Отсутствие нарушений при использовании ресурсов или факт их устранения могут являться критериями аудита эффективности только в виде формулировки критерия, отражающего взаимосвязь таких нарушений с достижением результатов и (или) изменением объема использованных ресурсов.

ПРИМЕР

Нарушения требований по применению нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, отсутствуют.

5.2.12. Критерии, разработанные на основе базовых критериев 3А и 3Б, являются ключевыми для аудита эффективности. Такие критерии позволяют определить как занижение запланированных результатов, так и некорректность самих результатов деятельности объекта аудита эффективности, например, в случае, когда запланированные результаты достигнуты (или даже превышены; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия 1, соблюдены), но доказаны возможность и необходимость достижения за счет использованных ресурсов лучших результатов (в том числе возможность полноценного использования результатов выгодоприобретателями; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия 3А, не соблюдены).

ПРИМЕР

В рамках аудита эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на закупки кресел-колясок для инвалидов, выявлено, что закупки осуществляются, закупаемые кресла-коляски являются качественными, необоснованное превышение запланированного объема используемых ресурсов не наблюдается (критерии, разработанные на основе базовых критериев 1 и 2, в целом соблюдены). Однако были выявлены и проблемы: длительный срок ожидания поставок, отказ инвалидов от получения кресел-колясок, так как они не соответствуют антропометрическим, физиологическим и иным индивидуальным особенностям инвалидов. Таким образом, имеет место проблема неудовлетворенности потребностей инвалидов в обеспечении креслами-колясками, то есть проблема достижения конечных результатов (критерии, разработанные на основе базового критерия 3А, не соблюдены).