7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора)

7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора)

Данные предложения представлены в таблице N 89, и содержат информацию о нормативных правовых актах, которые не соответствуют современным требованиям, и требуют переработки, уточнения или замены.

Таблица N 89

N пп
Реквизиты нормативного правового акта <*>
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
1
ПП РФ N 236
1. Признать утратившим силу пункт 3 ПП РФ N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре".
2. Пункт а) статьи 2 Положения изложить в редакции:
государственный надзор в области гражданской авиации, в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
3. Пункт а) ст. 8 Положения изложить в следующей редакции:
а) при осуществлении государственного надзора в области гражданской авиации, в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации:
- требований, предъявляемых к осуществлению лицензируемых видов деятельности в области авиации;
- требований к порядку использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
- требований к порядку государственной регистрации, допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов;
- требований, предусмотренных правилами подготовки авиационного персонала гражданской авиации и допуска его к деятельности;
- требований, предъявляемых к гражданским аэродромам и аэропортам, аэродромам совместного базирования, видам аэропортовой деятельности;
- требований, предъявляемых к подготовке к полету воздушного судна и его экипажа, выполнению полета воздушного судна;
- требований, предъявляемых к эксплуатантам авиации общего назначения;
- требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты;
- требований, предусмотренных правилами выполнения авиационных работ;
- требований, предъявляемых к перевозчику об обязанности страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности;
- требований, предъявляемых к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей
2
Часть 1 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции:
1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
Часть 3 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции:
3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Часть 4 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции:
4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио или светообеспечения полетов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 5 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции:
5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме, влечет наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Часть 6 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции:
6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
7. Умышленное применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет воздушных судов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
Статью 11.4 КоАП РФ изложить в редакции:
1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,
влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Использование контролируемого воздушного пространства, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), если эти действия привели к угрозе безопасности полетов,
- влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Несвоевременное доведение (не доведение) органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) до экипажа воздушного судна запретов, ограничений на использование воздушного пространства, если эти действия привели к угрозе безопасности полетов, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статью 11.5 КоАП РФ изложить в редакции:
Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение
легкого вреда здоровью потерпевшего,
влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев;
на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,
влекут наложение административного штрафа:
на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года;
на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до двух лет.
4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения,
- влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном, его обслуживанию или допуск к обслуживанию воздушного движения лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 11.14. КоАП РФ изложить в редакции:
1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статью 11.17. КоАП РФ изложить в редакции:
3. Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне, влечет наложение административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.
6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статью 11.30. КоАП РФ изложить в редакции:
Умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажение информации, либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статью 11.35 изложить в редакции:
нарушение требований по проведению медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением на предполетном контроле и перед выходом на дежурство.
1. Нарушение установленных требований по проведению медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушного движения на предполетном контроле и перед выходом на дежурство, в случаях, если проведение такого осмотра является обязательным, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статью 11.36 изложить в редакции:
нарушение правил сертификации на воздушном транспорте в части выдачи сертификационными центрами заключений и иных документов, необходимых для целей сертификации, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере - от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Часть 3 статьи 14.1. изложить в редакции:
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от восьми до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ изложить в редакции:
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статью 19.4.1. КоАП РФ изложить в редакции:
1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 19.5. КоАП РФ изложить в редакции:
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статью 19.7. КоАП РФ изложить в редакции:
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5 - 1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от тысячи до трех тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати рублей;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
КоАП РФ дополнить статьями 11.33; 11.34:
Статья 11.33 Неисполнение перевозчиком обязательств договора воздушной перевозки
1. Уклонение перевозчика от возврата денежных средств пассажирам при вынужденном и добровольном отказе в перевозке на срок более одного месяца, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
2. Продажа воздушных перевозок по направлениям, не обеспеченным услугами аэропортов, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 11.34 Нарушение требований воздушного законодательства
Нарушение общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статью 11.5 дополнить частью 10, учитывающей систему инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих надежность использования воздушного судна на протяжении заданных ресурсов и сроков его службы, так как данная статья не учитывает основную часть технической эксплуатации - техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, включая своевременную подготовку ВС к полету. Это не дает оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушение правил технической эксплуатации воздушных судов, включая своевременную подготовку ВС к полету по таким нарушениям как:
- выпуск воздушного судна в полет с незавершенным техническим обслуживанием;
- допуск к обслуживанию ВС неисправных средств наземного обслуживания, средств общего применения (аэродромный тягач, моторный подогреватель воздуха, установка воздушного запуска, машины для обработки туалетов и уборки салонов и др.,);
- допуск к техническому обслуживанию неисправных средств ТОиР авиационной техники и средств наземного обслуживания специального применения (водила, гидроподъемники, домкраты, страховочные приспособления и др.);
- эксплуатация на воздушных судах основных изделий (авиадвигателей, воздушных и несущих винтов, редукторов и др.), агрегатов и комплектующих изделий, не прошедших в установленном порядке проверку на аутентичность;
- нарушение правил учета расходования ресурса (учета наработки) воздушных судов, авиационных двигателей, агрегатов и комплектующих изделий.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
1
ФАП N 147 от 12.09.2008 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации"
Внести в ФАП N 147 следующие дополнения:
- установить обязательное прохождение подготовки в сертифицированном АУЦ для всех пилотов, включая пилотов сверхлегких воздушных судов весом свыше 115 кг;
- техническое обслуживание ВС может осуществлять пилот только при наличии соответствующего допуска, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации.

--------------------------------

Примечание: <*> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.