7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере транспорта

7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере транспорта

Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основании анализа существующей нормативной правовой базы по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, приведенного в таблице N 53, представлены в таблице N 72

Таблица N 72

N п/п
Реквизиты нормативного правового акта <*>
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
В сфере обеспечения безопасности судоходства
1
КТМ РФ
Дополнить ст. 60 КТМ РФ частью 3-й
Статью 60 КТМ РФ дополнить частью 3 следующего содержания:
"Судовладелец обязан обеспечить систему управления безопасностью судов"
3.1. "Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
4) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;
5) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
6) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении: обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
7) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
8) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
9) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
10) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
11) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
12) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
13) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
3.2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3.3. Судовладелец должен назначить работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 3.2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
3.4. Судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
3.5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 3.2 настоящей статьи.
3.6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 3.2 настоящей статьи
2.
Положение о ДЛ ФСНТ
Отсутствие полномочий по высадке инспектора на судно для составления протокола об административном правонарушении и для приостановки движения судна, при необходимости, до устранения нарушений, наличие которых напрямую представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, приводит к тому, что составление протокола возможно лишь в порту назначения судна
в абзац 12 подпункта д) пункта 3 внести новый пункт, в следующей редакции:
"требований по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания";
в пункт 4 внести новый подпункт, в следующей редакции:
"осуществляет мероприятия по проверке соблюдения судами, осуществляющими плавание (движение), требований по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания"
В сфере расследований аварий и транспортных происшествий на водном транспорте
3.
Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденное Пр МТ РФ N 221
В связи с внесением Федеральным законом N 131-ФЗ от 28.07.2012 изменений в КВВТ РФ приказ не полностью соответствует требованиям по его исполнению Ространснадзором.
Проект нормативного документа разработан в 2014, не прошел регистрацию в Минюсте РФ. Направить проект нормативного документа на повторное согласование с ФОИВ для последующего утверждения Положения
4.
Положения о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденное Пр МТ РФ N 308 (далее - Положение)
Абзац 5 статьи 4 Положения заменить текстом следующего содержания: "Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с:
намоткой свободноплавающих сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль и не приведших к повреждению судна;
с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов)".
Абзац 4 статьи 7 Положения заменить текстом следующего содержания:
"лишение возможности движения судна 24 часа и менее, за исключением случая намотки свободноплавающих сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль".
В абзацах 8, 9, 19 статьи 7 текст "в прямой связи с эксплуатацией судна" заменить текстом "в результате аварийного случая с судном".
Абзац 10 статьи 7 Положения дополнить текстом "не являющаяся умышленным оставлением судна или результатом несчастного случая".
Абзац 1 статьи 10 Положения дополнить текстом:
"Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании аварии на море, несет судовладелец".
Статью 39 Положения изложить в следующем виде: "Аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются"
В сфере обеспечения безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений
5.
В соответствии со статьей 23.36. КоАП РФ Ространснадзор уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях по статьям 7.7, 9.2. и 10.10. КоАП РФ только в отношении судоходных гидротехнических сооружений. В целях реализации возложенных на Ространснадзор полномочий по осуществлению надзора за портовыми гидротехническими сооружениями данная норма КоАП РФ нуждается в дополнении после слова "судоходных" вставить "и портовых"
6.
Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620
В соответствии с пунктом 230 разработать порядок разработки декларации соответствия и порядок ее утверждения.
В части работы аккредитованных испытательных центров (пункты 189, 190, 195, 224, 230 технического регламента) не определены функции аккредитованных испытательных центров, объем проводимых ими испытаний, перечень руководящих документов, регламентирующие проведение испытаний.
Не определен порядок выдачи разрешений на эксплуатацию причала (подпункт "ж" пункта 184 технического регламента).
Не определен порядок идентификации объектов инфраструктуры морского транспорта (пункты 238, 239 технического регламента)
7.
ПП РФ N 623
В соответствии с пунктом 445 разработать порядок разработки декларации соответствия и порядок ее утверждения

--------------------------------

<*> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I и таблице N 53 Раздела IV.