7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Необходимо отметить, что Ространснадзор в 2017 году осуществил комплекс мероприятий по реализации приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.03.2017 N 99 "О внесении изменений в схему размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 83", что обусловлено необходимостью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. в части, касающейся укрупнения территориальных органов исполнительной власти с целью оптимизации путем объединения их на межрегиональном уровне, то есть слиянием существующих территориальных управлений государственного автодорожного надзора, расположенных в субъектах Российской Федерации и образованием новых межрегиональных управлений государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В результате количество территориальных управлений сократилось с 64 до 24, что позволило перераспределить штатную численность в пользу увеличения численности инспекторского состава на 100 ед. и сокращения обеспечивающих подразделений.

При оптимизации территориальных органов госавтодорнадзора рассматривались вопросы территориального расположения управлений, взаимодействия с органами исполнительской власти субъектов Российской Федерации, состояния материально-технического обеспечения и создания оптимальных условий труда сотрудникам управлений.

Кроме того, Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 01.04.2016 N 559-р, которым утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы. Реализация ("дорожной карты") направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Правовая система, как правило, обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.

В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.

Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты. Необходимо переходить к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.

Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприятий "дорожной карты".

На основании изложенного, на 2018 год перед Госавтодорнадзором стоят следующие задачи:

1. Обеспечить выполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год в полном объеме.

2. Обеспечить выполнение Плана работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2018 год.

3. Организовать работу по подготовке Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.

4. Организовать разработку управлениями Госавтодорнадзора планов проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год.

5. Принять участие в заседаниях рабочей группы по рассмотрению оперативных вопросов, связанных с транспортной инфраструктурой и транспортным обслуживанием в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации.

6. Продолжить работу по контролю за реализацией Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7. Продолжить работу по внедрению и организации контрольно-надзорной деятельности с применением риск ориентированного подхода.

8. Продолжить контроль за внесением перевозчиками платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам общего пользования федерального значения автотранспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (система "Платон").

9. Обеспечить контроль плана проведения территориальными управлениями госавтодорнадзора систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в области использования автомобильных дорог федерального значения на 2018 год.

10. Организовать осуществление территориальными управлениями госавтодорнадзора контроля качества дорожно-строительных материалов и изделий.

11. Организовать контроль за выполнением требований законодательства в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.