Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
В.Ф.БАСАРГИН
22 марта 2024 г.

Рассмотрен и одобрен
на заседании Общественного
совета при Федеральной службе
по надзору в сфере транспорта
1 марта 2024 г.

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НА 2024 ГОД

Ключевыми целями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2024 год являются:

ЦЕЛЬ 1. ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Для достижения данной цели необходимо реализовать возложенные на Ространснадзор контрольные (надзорные) функции, обеспечить приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным), продолжить применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, совершенствовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, осуществлять контроль за фактическим устранением выявленных нарушений.

Приоритетные задачи:

1.1. Приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.

1.3. Обеспечение контроля за фактическим устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением административных наказаний.

1.4. Категорирование объектов и организация проведения профилактических мероприятий в новых субъектах Российской Федерации (Херсонская и Запорожская области, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика).

Общие результаты:

- снижение количества аварийных происшествий в транспортном комплексе;

- снижение количества погибших и пострадавших в результате происшествий на транспорте.

Ожидаемые результаты решения задач в 2024 году:

Задача 1.1. Приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

- сохранение тенденции превышения доли профилактических мероприятий, направленных на информированность контролируемых лиц по вопросам исполнения обязательных требований, по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям;

- ограничение проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с целью соблюдения временного моратория в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

- актуализация руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора);

- проведение анализа подконтрольных объектов на предмет определения уровня соответствия обязательным требованиям, формирование и актуализация соответствующего перечня объектов контроля.

Задача 1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.

- актуализация, в том числе разработка новых индикаторов риска нарушения обязательных требований;

- проведение анализа объектов контроля с целью выявления потенциальных рисков для охраняемых законом ценностям и составление "карты риска";

- снижение числа контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, имеющих минимальные показатели риска нанесения ущерба охраняемым законами ценностям;

- использование критериев оценки рисков для эффективного выявления нарушений транспортного законодательства;

- реализация мероприятий Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год;

- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при срабатывании индикаторов риска.

Задача 1.3. Обеспечение контроля за фактическим устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением административных наказаний.

- снижение количества нарушений обязательных требований;

- увеличение доли взысканных (уплаченных) штрафов по вынесенным постановлениям;

- проведение мероприятий, направленных на повышение взыскиваемости штрафов.

Задача 1.4. Категорирование объектов и организация проведения профилактических мероприятий в новых субъектах Российской Федерации (Херсонская и Запорожская области, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика).

- обеспечение соблюдения законодательства в сфере транспорта в новых субъектах Российской Федерации;

- обеспечение информационного взаимодействия в сфере транспорта в новых субъектах Российской Федерации.

ЦЕЛЬ 2. СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС

Для достижения цели необходимо решить задачи по совершенствованию мер стимулирования добросовестности, оптимизации процедур предоставления государственных услуг, внедрению инструментов клиентоцентричности при взаимодействии с клиентами (юридическими лицами и предпринимателями), развитию механизма досудебного обжалования.

Приоритетные задачи:

2.1. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе посредством применения дистанционных механизмов взаимодействия.

2.2. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг, перевод государственных услуг в режим онлайн.

2.3. Внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении при оказании государственных услуг и сервисов в рамках федерального проекта "Государство для людей".

2.4. Развитие механизма досудебного порядка рассмотрения жалоб контролируемых лиц, упрощение процедуры досудебного обжалования.

Ожидаемые результаты решения задач в 2024 году:

Задача 2.1. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе посредством применения дистанционных механизмов взаимодействия.

- реализация механизма принятия Декларации о соблюдении обязательных требований контролируемых лиц;

- реализация механизмов оценки добросовестности контролируемых лиц;

- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, принявших Декларацию соблюдения обязательных требований и соответствующих критериям добросовестности;

- создание и улучшение сервисов для предпринимателей, осуществляющих деятельность в транспортном комплексе;

- развитие системы самообследования на официальном сайте Ространснадзора, посредством которой обеспечен прием, рассмотрение и утверждение деклараций самообследования, в том числе реализация дополнительного функционала по самообследованию в области гражданской авиации и автомобильного транспорта.

Задача 2.2. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг, перевод государственных услуг в режим онлайн.

- утверждение административных регламентов оказания государственных услуг, соответствующих описанию целевого состояния;

- оптимизация 19 государственных услуг Ространснадзора, доступных заявителю через ЕПГУ:

- минимизация представления необходимых документов и автоматизация получения информации о заявителе, находящейся в распоряжении других ведомств;

- реализация компонента подписания при подаче заявки на получение услуги;

- увеличение доли обращений заявителей для получения государственных услуг в электронном виде;

- увеличение доли результатов предоставления государственных услуг заявителю исключительно в электронном виде;

- повышение уровня удовлетворенности заявителей качеством оказания государственных услуг;

- реализация предоставления выписки из реестра лицензий и прекращение действия лицензии на водном транспорте в режиме "24 часа в сутки - 7 дней в неделю";

- внедрение режима предоставления государственной услуги в момент обращения для сведений и выписок из реестра лицензий и разрешительных документов для следующих услуг и подуслуг:

1) Лицензирование деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (Получение сведений из реестра лицензий);

2) Лицензирование деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального) (Получение сведений о конкретной лицензии);

3) Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов (Получение сведений из реестра лицензий по конкретной лицензии);

4) Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (Предоставление сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии);

5) Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (Получение сведений о конкретной лицензии);

6) Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (Получение выписки из реестра лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами).

Задача 2.3. Внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении при оказании государственных услуг и сервисов в рамках федерального проекта "Государство для людей".

- внедрение в Ространснадзоре клиентоцентричного подхода при взаимодействии с юридическими и физическими лицами (реализация Стандарта "Государство для людей");

- реализация Плана реинжиниринга контрольно-надзорных функций Ространснадзора;

- организация взаимодействия с клиентом в рамках предоставления услуг (сервисов), выполнения функций в офлайн и онлайн форматах;

- создание консультационной линии по вопросам предоставления государственных услуг.

Задача 2.4. Развитие механизма досудебного порядка рассмотрения жалоб контролируемых лиц, упрощение процедуры досудебного обжалования.

- объективное, основанное на требованиях законодательства, рассмотрение жалоб контролируемых лиц в рамках досудебного обжалования;

- реализация сервиса досудебного обжалования решений Ространснадзора, действий (бездействия) его должностных лиц, размещение на всех документах по результатам контрольных (надзорных) мероприятий соответствующего QR-кода.

ЦЕЛЬ 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Для достижения цели необходимо решить задачи по внедрению проектного подхода при реализации государственных программ Российской Федерации, участие в реализации которых принимает Ространснадзор, повышению уровня технической оснащенности, развитию кадровой политики Ространснадзора, профилактике коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, повышению качества межведомственного взаимодействия с органами государственной власти и организациями, повышению уровня информационной открытости Ространснадзора, совершенствованию механизмов обратной связи с гражданами и юридическими лицами.

Приоритетные задачи:

3.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.

3.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.

3.3. Развитие межведомственного взаимодействия с органами государственной власти и организациями, заинтересованными в информационном обмене данными, необходимыми для обеспечения безопасности населения на транспорте.

3.4. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.

3.5. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.

3.6. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора.

3.7. Совершенствование механизмов обратной связи с гражданами и юридическими лицами, в том числе посредством Платформы обратной связи.

Ожидаемые результаты решения задач в 2024 году:

Задача 3.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.

- реализация структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы":

- ведомственный проект "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации";

- комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также подведомственных федеральных государственных учреждений".

- реализация структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации":

- ведомственный проект "Проведение прикладных научных исследований по широкому спектру направлений".

- реализация структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России":

- федеральный проект вне национального проекта "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС".

- реализация ведомственных (локальных) проектов Ространснадзора.

Задача 3.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.

- приобретение 3 патрульных судов (катеров);

- приобретение 39 передвижных контрольных пунктов транспортного и весового контроля.

Задача 3.3. Развитие межведомственного взаимодействия с органами государственной власти и организациями, заинтересованными в информационном обмене данными, необходимыми для обеспечения безопасности населения на транспорте.

- развитие взаимодействия в рамках действующих соглашений об обмене информацией с заинтересованными ФОИВ и иными организациями;

- заключение соглашений об обмене информацией с заинтересованными ФОИВ и организациями.

Задача 3.4. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.

- профессиональное развитие, повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных служащих Ространснадзора;

- наставничество для гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу.

Задача 3.5. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений структурными подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений (выездные проверки, проведение совещаний, профилактические визиты);

- повышение уровня профессионального развития в области противодействия коррупции федеральных государственных гражданских служащих.

Задача 3.6. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора.

- развитие официального сайта Ространснадзора, публикация информации об основных направлениях деятельности Ространснадзора и результатах;

- работа с информационными запросами граждан и средств массовой информации;

- использование социальных сетей как инструментов для диалога с гражданами;

- повышение открытости деятельности Общественного совета;

- обеспечение доступности открытых данных.

Задача 3.7. Совершенствование механизмов обратной связи с гражданами и юридическими лицами, в том числе посредством Платформы обратной связи.

- своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан, в том числе поступивших через Платформу обратной связи;

- проведение опросов посредством Платформы обратной связи в целях получения обратной связи от граждан.

ЦЕЛЬ 4. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Для достижения цели необходимо решить задачи по обеспечению развития и модернизации информационных систем Ространснадзора, применению и совершенствованию методов дистанционного контроля (надзора), разработке и использованию технологий искусственного интеллекта в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, обеспечению информационной и кибербезопасности.

Приоритетные задачи:

4.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.

4.2. Обеспечение информационной и кибербезопасности Ространснадзора.

4.3. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

4.4. Разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность Ространснадзора.

Ожидаемые результаты в 2024 году:

Задача 4.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.

- оптимизация действующих информационных систем Ространснадзора, создание единого инструмента для проведения контрольных (надзорных) мероприятий посредством интеграции информационных систем;

- повышение уровня автоматизации модуля "Контрольная (надзорная) деятельность" информационной системы Госавтодорнадзора в целях упрощения процессов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и сокращения времени их проведения;

- расширение применения технологий "Госключ" при совместном подписании проверяющим и контролируемым лицом электронной подписью электронных документов в мобильном приложении "Госключ", формируемых по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- переход на единую цифровую платформу "ГосТех" в целях создания, развития и эксплуатации информационных систем Ространснадзора с использованием инструментов платформы.

Задача 4.2. Обеспечение информационной и кибербезопасности Ространснадзора.

- обеспечение требуемого уровня защищенности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры Ространснадзора;

- переход на отечественное программное обеспечение и компоненты, используемые в государственных информационных системах Ространснадзора.

Задача 4.3. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

- разработка проекта стратегии развития и применения методов дистанционного контроля (надзора) на транспорте;

- реализация переданных от Министерства внутренних дел Российской Федерации полномочий в части весогабаритного контроля в автоматическом режиме, обеспечение работы сервиса по приему данных от автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК);

- осуществление непрерывного дистанционного контроля (надзора) за безопасностью перевозок с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС и программного комплекса КИАСК-ТС-РВ;

- развитие системы видеомониторинга в режиме реального времени за движением, швартовкой и стоянкой судов в акватории водных объектов в черте города Москвы, определение и фиксация фактов нарушения судном общих правил плавания и стоянки на участках с интенсивным судоходством. Масштабирование результатов проекта "Москва. Река" на акваторию г. Санкт-Петербург;

- осуществление дистанционного мониторинга за соблюдением сроков службы критически важных составных частей железнодорожного подвижного состава, выполнением плановых видов ремонта грузовых вагонов;

- использование мобильного приложения "Инспектор" в целях обеспечения дистанционных проверок инспектором;

- совершенствование методов дистанционного контроля (надзора) на транспорте с учетом изменений в технологиях и требованиях.

Задача 4.4. Разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность Ространснадзора.

- разработка и применение ИИ-решений при оказании услуги по выдаче свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом (Реализация модуля ВСМ);

- повышение квалификации сотрудников Ространснадзора по вопросам внедрения, применения и развития искусственного интеллекта в сфере транспорта;

- участие в проведении ИИ-олимпиад, хакатонов.