Приложение 5. НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ КРАНОВ

Приложение N 5
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Правила устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных машин
и механизмов, применяемых на объектах
использования атомной энергии",
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 02 марта 2018 г. N 92

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ КРАНОВ

1. Для оценки безопасности использования канатов должны применяться следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рисунки 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

и) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Рисунок 1. Обрывы и смещения проволок каната
крестовой свивки (не приводится)

Рисунок 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а - в канате крестовой свивки; б - в канате
односторонней свивки (не приводится)

Рисунок 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях
в сочетании с местным износом (не приводится)

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна проводиться по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей N 1 и рисунком 4.

Канаты кранов группы А, а также канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рисунок 5) или коррозии (рисунок 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятая, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рисунок 7).

Таблица N 1

Число обрывов проволок, при наличии которых
бракуются стальные канаты кранов, работающие со стальными
и чугунными блоками

Число несущих проволок в наружных прядях
Конструкции канатов
Тип свивки
Группа классификации (режима) механизма
M1, M2, M3 и 4
M5, M6, M7 и M8
Крестовая свивка
Односторонняя свивка
Крестовая свивка
Односторонняя свивка
на участке длиной
6d
30d
6d
30d
6d
30d
6d
30d
Число обрывов проволок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
N 50
6 x 7 (6 / 1)
2
4
1
2
4
8
2
4
6 x 7 (1 + 6) + 1 x 7 (1 + 6)
ЛК-О
6 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.
ЛК-О
8 x 6 (0 + 6) + 9 о.с.
ЛК-О
51 N 75
6 x 19 (9 / 9 / 1)
3
6
2
3
6
12
3
6
6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с.
ЛК-О
6 x 19 (1 + 9 + 9) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-О
76 N 100
18 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.
ЛК-О
4
8
2
4
8
16
4
8
101 N 120
8 x 19 (9 / 9 / 1)
5
10
2
5
10
19
5
10
6 x 19(12 / 6 / 1)
6 x 19 (12 / 6 + 6 F / 1)
6 x 25 F 5 (12 / 12 / 1)
6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-Р
6 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.
ЛК-Р
6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с.
ЛК-З
6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-З
121 N 140
8 x 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с.
ТК
6
11
3
6
11
22
6
11
141 N 160
8 x 19 (12 / 6 + 6F/1)
6
13
3
6
13
26
6
13
8 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.
ЛК-Р
161 N 180
6 x 36 (14 / 7 + 7 / 7 / 1)
7
14
4
7
14
29
7
14
6 x 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с.
ЛК-0
6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 1 о.с.
ЛК-РО
6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + + 7 x 7 (1 + 6)
ЛК-РО
181 N 200
6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) + 1 о.с.
8
16
4
8
16
32
8
16
6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)
6 x 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.
ТЛК-О
201 N 220
6 x 41 (16 / 8 + 8 / 8 / 1)
9
18
4
9
18
38
9
18
221 N 240
6 x 37 (18 / 12 / 6 / 1)
10
19
5
10
19
38
10
19
18 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.
ЛК-Р
241 N 260
10
21
5
10
21
42
10
21
261 N 280
11
22
6
11
22
45
11
22
281 N 300
12
24
6
12
24
48
12
24
300 N
0,04N
0,08N
0,02N
0,04N
0,08N
0,16N
0,04N
0,08N

Примечания

а) N - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

б) Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

в) Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

г) Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов прополок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

Рисунок 4. Пример определения числа
обрывов наружных проволок стального каната:
1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен
только один конец, ответный конец оборванной проволоки
отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву);
2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии
два конца (данный дефект соответствует одному обрыву);
3 - на участке контроля одна из проволок имеет двукратное
нарушение целостности (поскольку нарушения целостности
принадлежат только одной проволоке, данный дефект
суммарно соответствует одному обрыву) (не приводится)

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с таблицей N 2.

4. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рисунок 5д) или коррозии (рисунок 6д) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в таблице N 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе с записью результатов осмотра в журнал осмотров. Канат должен быть заменен при достижении степени износа, указанной в таблице N 2.

Таблица N 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного
износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %
Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице N 1 данного приложения
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности.

Нормы браковки стальных канатов съемных грузозахватных приспособлений для подвешивания грузов к крюку кранов групп А и Б должны быть уменьшены до 75% от значений, указанных в таблице N 2.

5. Для оценки состояния внутренних проволок, то есть для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 8), канат необходимо подвергать неразрушающему контролю по всей его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, рентгено-, ультразвукоскопии (последнее обязательно только для канатов кранов группы А и канатов кранов, используемых для перемещения расплавленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации в процессе контроля потери сечения металла проволок, достигшей 17% и более, канат бракуется.

6. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат должен быть забракован.

7. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рисунок 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки каната Hк канат бракуется при dв 1,08dк, где dв - диаметр спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв 4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

8. Канаты должны быть забракованы при обнаружении: местного уменьшения диаметра каната (рисунок 7); корзинообразной деформации (рисунок 10); выдавливания сердечника (рисунок 11); выдавливания или расслоения прядей (рисунок 12); местного увеличения диаметра каната (рисунок 13); раздавленных участков (рисунок 14); перекручиваний (рисунок 15); заломов (рисунок 16); перегибов (рисунок 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Рисунок (не приводится)
Рисунок (не приводится)
Рисунок 5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках;
б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;
в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;
г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната;
д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)
Рисунок 6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а - начальное окисление поверхности;
б - общее окисление поверхности;
в - заметное окисление;
г - сильное окисление;
д - интенсивная коррозия

Рисунок 7. Местное уменьшение диаметра каната на месте
разрушения органического сердечника (не приводится)

Рисунок 8. Уменьшение площади поперечного сечения проволок
(интенсивная внутренняя коррозия) (не приводится)

Рисунок 9. Волнистость каната (не приводится)

Рисунок 10. Корзинообразная деформация (не приводится)

Рисунок 11. Выдавливание сердечника (не приводится)

Рисунок 12. Выдавливание проволок прядей:
а - в одной пряди; б - в нескольких прядях
(не приводится)

Рисунок 13. Местное увеличение диаметра каната
(не приводится)

Рисунок 14. Раздавливание каната (не приводится)

Рисунок 15. Перекручивание каната (не приводится)

Рисунок 16. Залом каната (не приводится)

Рисунок 17. Перегиб каната (не приводится)