XIX РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. Анализ сценариев затоплений

XIX. Анализ сценариев затоплений

150. Анализ сценариев затоплений рекомендуется выполнять в два этапа:

1) этап отборочного анализа;

2) этап детального анализа.

151. На этапе отборочного анализа проводится консервативная вероятностная количественная оценка реализации сценариев затопления с повреждением ядерного топлива с точки зрения выявления наиболее значимых сценариев, для которых на этапе детального анализа проводится дополнительное исследование с целью уточнения полученной оценки.

152. Детальный анализ выполняется для сценариев, не исключенных при отборочном анализе (большой вклад в ВПТ). Целью детального анализа является переоценка ВПТ путем снижения уровня консерватизма, заложенного при выполнении отборочных анализов, получение реалистичных оценок риска.

Отборочный анализ аварийных сценариев

153. Отборочный анализ рекомендуется начинать с выявления списка сценариев, при которых затопления (с учетом распространения затопления) не приводят к возникновению ИС, и исключать их из дальнейшего анализа.

154. В рамках данной задачи выявляются сценарии затопления, которые могут быть оценены как малозначимые по вкладу в суммарную ВПТ. Для оценки значимости используются упрощенные консервативные методы оценки.

155. При отборочном анализе рекомендуется использовать следующие консервативные предположения:

1) все системы (элементы), расположенные в зоне распространения затопления, повреждаются таким образом, что последствия этого повреждения являются наихудшими с точки зрения увеличения ВПТ; при этом если возможны несколько видов отказов, вызванных затоплениями, то все они должны рассматриваться;

2) происходят все возможные ложные срабатывания, вызванные затоплением (из-за проникновения влаги в электрораспределительные устройства, электровыключатели, устройства управления, электродвигатели, под изоляцию кабелей и т.п., расположенные в зоне распространения, если перечисленные системы (элементы) не спроектированы и не квалифицированы на работу в условиях затоплений и воздействий пара), т.е. предполагается, что:

все системы (элементы), находящиеся в режиме ожидания, переходят в наихудшее состояние с точки зрения развития аварийного сценария (например, закрытый клапан открывается, и наоборот, электродвигатель не запускается при возникновении требования и запускается, если этот запуск ухудшает аварийный сценарий);

работающие системы (элементы) прекращают работу (например, насосы, вентиляторы останавливаются);

после ложного срабатывания восстановить исходное состояние систем (элементов) невозможно.

156. Для каждого сценария затопления рекомендуется определять возможные ИС. Для одного сценария возможно возникновение нескольких ИС, однако является достаточным рассмотрение одного ИС при условии обоснования наихудших последствий с точки зрения возможности повреждения ядерного топлива.

157. Оценки ВОП, используемые в ВАБ АС для внутренних ИС, при выполнении ВАБ затоплений должны быть откорректированы с учетом факторов влияния (стресса, возможной потери информации на БПУ и других факторов).

158. Выполнение действий по месту в зонах затопления, в которых возможно проникновение воды/пара, принимается невозможным.

159. Оценку ВПТ при отборочном анализе рекомендуется выполнять с использованием программного средства, примененного для создания модели ВАБ блока АС уровня 1 для внутренних ИС с учетом возможных отказов систем (элементов), вызванных затоплением.

160. При отборочном анализе состояние систем (элементов) полагается наихудшим с точки зрения влияния на развитие сценария затопления в том случае, если управляющие кабели данных систем (элементов) находятся в зоне затопления и не квалифицированы на работу в условиях воздействия воды и пара.

161. Рекомендуется формулировать критерий/критерии отбора сценариев затоплений для детального анализа.

162. Результатом отборочного анализа являются следующие перечни сценариев:

1) сценарии с повреждением топлива, исключенные в соответствии с назначенными критериями отбора; при использовании нескольких отборочных критериев составляются списки сценариев затоплений, исключенных из дальнейшего анализа в соответствии с каждым из принятых критериев исключения;

2) сценарии, включаемые в общую оценку ВПТ;

3) отобранные для детального анализа сценарии.

Детальный анализ сценариев затоплений

163. Целью детального анализа является переоценка ВПТ путем снижения уровня консерватизма, заложенного при выполнении отборочных анализов, и получение реалистичных оценок риска.

164. Детальный анализ выполняется в отношении сценариев затоплений, не исключенных в ходе отборочного анализа.

165. Снижение уровня консерватизма сценариев рекомендуется проводить путем решения следующих задач:

1) уточнение сценария распространения воды/пара между зонами затопления с учетом детальной информации о затоплении систем (элементов) и геометрии помещений;

2) выполнение анализа цепей управления с целью исключения из рассмотрения тех цепей управления, повреждение которых при затоплении не ведет к ложному срабатыванию систем (элементов);

3) выполнение детального анализа с учетом возможности выполнения действий оперативным персоналом по управлению альтернативными системами (элементами) и действий по ограничению и предотвращению затоплений.

166. При детальном анализе сценариев с распространением затопления между помещениями выполняется повторный анализ связей между помещениями для тех сценариев, которые прошли отборочный анализ. Целью данного уточненного анализа является оценка реалистичности сценариев, начиная от момента начала затопления и до момента критического повреждения систем (элементов), моделируемого в ВАБ. Также целью уточняющего анализа является оценка интервала времени между началом затопления и повреждением систем (элементов), обуславливающих повреждение ядерного топлива.

167. Детальный анализ сценариев с распространением затопления рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) анализ информации о расположении и характеристиках систем (элементов) в зонах распространения затопления, отобранных для детального анализа;

2) определение потенциальных источников затопления и критичных путей распространения (пути распространения затопления, которые приводят к повреждению систем (элементов), обуславливающих повреждение ядерного топлива), выявленных по результатам отборочного анализа;

3) выполнение детерминистического анализа возможности распространения или воды/пара по выбранному пути;

4) оценка результатов анализа в терминах принципиальной возможности повреждения систем (элементов), моделируемого в ВАБ, или времени до повреждения систем (элементов), обуславливающих повреждение ядерного топлива.

168. По результатам детального анализа рекомендуется формулировать вывод о возможности распространения затопления по исследуемому пути и повреждения систем (элементов), обуславливающих повреждение ядерного топлива, а также оценивать время до повреждения систем (элементов) и ядерного топлива.

169. Если по результатам детального анализа выявлено, что системы (элементы) не теряют свою работоспособность (из-за недостижения уровня воды в помещении высотных отметок нижней образующей электродвигателей или из-за других факторов, сопровождающих процесс распространения затопления), то данный сценарий исключается из рассмотрения. В противном случае оценивается время до отказа систем (элементов), которое используется для учета действий по предотвращению затоплений.

170. Для наиболее значимых сценариев затоплений с повреждением ядерного топлива рекомендуется выполнять детальный анализ сценариев с начала затопления до момента критического повреждения систем (элементов).

171. Анализ цепей управления системами (элементами) проводится с целью выявления возможности несанкционированного срабатывания конкретных элементов систем.

172. Оценку ВПТ при детальном анализе рекомендуется проводить с учетом:

1) уточненного количества систем (элементов) в зоне распространения, потенциально подверженных отказу в конкретных сценариях затопления с повреждением топлива;

2) уточненного количества цепей управления в зоне распространения, потенциально подверженных отказу в конкретном сценарии затопления с повреждением топлива;

3) возможности предотвращения затопления до момента критического повреждения систем (элементов).

173. Рекомендуется проводить детальный анализ сценариев затоплений на БПУ и РПУ (если не доказано, что достаточно проведения только отборочного анализа).