V РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РИСКА АВАРИИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ. ОЦЕНКА ЧАСТОТЫ ВОЗМОЖНЫХ СЦЕНАРИЕВ АВАРИЙ

V. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РИСКА АВАРИИ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ. ОЦЕНКА ЧАСТОТЫ ВОЗМОЖНЫХ
СЦЕНАРИЕВ АВАРИЙ

53. Оценку ожидаемых частот аварий на объектах ОПО МН и МНПП рекомендуется проводить на основе официальных данных по расследованию аварий с разгерметизацией ЛЧ ОПО МН и МНПП, технических устройств и сооружений, сопровождаемой выбросом нефти или нефтепродуктов при эксплуатации объектов ОПО МН и МНПП, или в соответствии с нормативными документами, утвержденными или согласованными Ростехнадзором или МЧС России.

54. При оценке частоты аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП рекомендуется учитывать:

статистические данные Ростехнадзора по количеству, частоте разгерметизации ОПО МН и МНПП и причинам аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП эксплуатирующей организации с разными технологическими параметрами;

влияние на возможность разгерметизации ОПО МН и МНПП различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, технико-технологических, эксплуатационных, срока эксплуатации, антропогенных и других факторов, изменяющихся вдоль трассы ОПО МН и МНПП.

55. Для оценки частоты аварий на произвольных участках ОПО МН и МНПП применяются методики, использующие принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварии с помощью системы коэффициентов и балльных оценок, учитывающих неравнозначное влияние указанных выше факторов в соответствии с приложениями N 5 и N 6 к Руководству. При расчете используется принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП с помощью специально выстроенной системы из пяти групп факторов влияния с установленными экспертным путем весовыми коэффициентами и шкалами балльных оценок факторов, который можно применять для сухопутных участков и подводных переходов ОПО МН и МНПП как при наличии результатов внутритрубной дефектоскопии, так и при их отсутствии.

56. Оценку частот (вероятности) разгерметизации оборудования на площадочных сооружениях проводят в соответствии с методическими документами Ростехнадзора.

57. Частоту развития аварии по тому или иному сценарию аварии вычисляют перемножением частоты возникновения аварии, определенной в соответствии с пунктами 54 и 55 Руководства, на условные вероятности сценариев, указанные в пункте 32, 41 - 49, с учетом количества единиц оборудования.

Оценка возможных последствий по рассматриваемым
сценариям аварий

58. Для оценки последствий аварий для каждого рассматриваемого сценария определяют вероятные зоны действия поражающих факторов аварии в соответствии с приложением N 7 к Руководству.

59. Для каждого рассматриваемого сценария производят расчет количества пострадавших от аварии и максимально возможного числа потерпевших с учетом времени пребывания в зоне поражения (в том числе, при необходимости, максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на ОПО - МВКПл, МВКПп), которое определяется числом людей, оказавшихся в превалирующей зоне действия поражающих факторов аварии (исходя из принципа "поглощения" большей опасностью всех меньших опасностей). Определение числа пострадавших от аварии приведено в Руководстве о безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".

60. Величина ожидаемого ущерба при аварии и расчет платы за загрязнение окружающей среды определяются и в дальнейшем производятся в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Расчет показателей риска аварии на опасных
производственных объектах магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

61. Величину потенциального риска вдоль оси однониточного трубопровода Rпот(x0, r0), год-1, в определенной точке с координатами (x0, r0), где координата x0 - координата вдоль оси трубопровода, км, r0 - координата по оси, перпендикулярной оси трубопровода, расположенной на расстоянии r0, км от оси ОПО МН и МНПП определяют по формуле:

где; - удельная частота разгерметизации ЛЧ ОПО МН и МНПП в точке с координатой x вдоль оси ОПО МН и МНПП, год-1·км-1;

Qk - условная вероятность реализации k-го сценария развития аварии;

- коэффициент уязвимости человека, находящегося в точке территории с координатами (x0, r0) от j-го поражающего фактора, который может реализоваться в ходе k-го сценария аварии и зависящий от защитных свойств помещения, укрытия, в котором может находиться человек в момент аварии, и изменяющийся от 0 (человек неуязвим) до 1 (человек не защищен из-за незначительных защитных свойств укрытия);

Фk(x0, r0) - количество поражающих факторов, которые могут действовать одновременно при реализации k-го сценария в точке с координатами (x0, r0) и который определяется в соответствии с рекомендациями Руководства по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".

- условная вероятность поражения человека в точке территории с координатой (x0, r0) в результате реализации j-го поражающего фактора в k-ом сценарии развития аварии, произошедшей в точке ОПО МН и МНПП с координатой x.

Способ определения удельных частот различных типов разгерметизации ОПО МН и МНПП приведен в пунктах 53 - 57 Руководства, условной вероятности реализации сценариев - в пунктах 32, 41 - 49 Руководства.

Верхнюю и нижнюю границы интегрирования xmin и xmax определяют таким образом, что ни для одного возможного сценария аварий в точках с координатой менее xmin или с координатой более xmax вдоль оси трубопровода зоны действия поражающих факторов не будут распространяться на точку территории с координатами (x0, r0).

При определении потенциального риска для многониточного трубопровода или для участка с лупингами значения потенциального риска от каждой нитки трубопровода в точке территории рассчитывают по формуле, приведенной в данном пункте, а итоговое значение потенциального риска в точке принимают равным сумме значений потенциального риска от каждой нитки.

62. Величину потенциального риска Rпот(x, y), год-1, в определенной точке (x, y) на территории площадочного объекта и в селитебной зоне вблизи площадочного объекта рекомендуется определять по формуле:

где: I - число сценариев развития аварий;

Qi - частота реализации в течение года i-го сценария развития аварии, год-1.

Условные вероятности поражения человека определяют в соответствии с приложением N 7 к Руководству. Частоту реализации сценария развития аварии вычисляют перемножением частоты возникновения аварии, определенной в соответствии с пунктами 53 - 57 Руководства, на условную вероятность сценария, определенную в пунктах 32, 41 - 49 Руководства для каждой единицы оборудования,

63. Величину индивидуального риска Ri, год-1, для i-го работника объекта при его нахождении на территории объекта определяют по формуле:

,

где: qji - вероятность присутствия i-го работника в j-й области территории;

Rпот(j) - величина потенциального риска в j-ой области территории, год-1.

Вероятность qji определяют долей времени нахождения рассматриваемого человека в определенной области территории.

64. Индивидуальный риск для жителей населенных пунктов и иных объектов с размещением людей определяют в соответствии с формулой, приведенной в пункте 63 Руководства, заменяя слово "работник" словом "житель" и принимая при расчете потенциального риска равным единице. Если не представляется возможным оценить вероятность присутствия жителя в каждой области территории, величину индивидуального риска принимают равной значению потенциального риска в жилой, общественно-деловой или рекреационной зонах.

Аналогичным образом можно определять значения индивидуального риска для иных групп лиц (работников соседних предприятий, посетителей мест массового скопления людей, пассажиров железнодорожного и автотранспорта) с учетом определяемого в соответствии с Руководством по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".

65. Величины ожидаемого ущерба (коллективный риск, ожидаемые утечки и потери нефти, нефтепродукта при аварии, ожидаемый экологический ущерб) для всего объекта, его составляющих или отдельных участков определяют по формуле:

где; J - число сценариев развития аварий для всего объекта, его отдельных составляющих или отдельных участков соответственно;

Qj - частота реализации в течение года j-го сценария развития аварии, год-1, определяемая в соответствии с пунктами 53 - 57 Руководства;

Nj - ущерб (потери нефти или нефтепродукта, число погибших) при реализации j-го сценария аварии.

Величины риска, характеризующие ожидаемые потери (людей, нефти, нефтепродуктов, экологии) определяют по формулам:

при определении коллективного риска Rколл, чел./год, - ожидаемого числа погибших в течение года для всех возможных сценариев общим числом J (j = 1,..., J):

;

при определении ожидаемых потерь нефти, нефтепродукта Rm, т/год, - ожидаемой массы потерянной нефти в течение года для всех возможных сценариев общим числом J (j = 1, ..., J):

;

при определении экономического ущерба RY, тыс. руб./год, - ожидаемого ущерба в течение года для всех возможных сценариев общим числом J (j = 1, ..., J):

;

при определении экологического риска RЭп, тыс. руб./год - ожидаемого экологического ущерба в течение года для всех возможных сценариев общим числом J (j = 1, ..., J):

66. Социальный риск рекомендуется рассчитывать в соответствии с Руководством по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".

67. Максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, определяется как наибольшее из значений величин максимально возможного количества потерпевших для различных сценариев и групп потерпевших лиц, определенных в соответствии с пунктами 58 - 59 Руководства.

Определение степени опасности участков и составляющих
опасных производственных объектов магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

68. На этапе: "Определение степени опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП проводится:

ранжирование участков и составляющих ОПО МН и МНПП по показателям риска аварии;

сравнение показателей риска аварии участков и составляющих ОПО МН и МНПП со среднестатистическим (фоновым) уровнем и установление степени опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.

Ранжирование участков и составляющих опасных
производственных объектов магистральных нефтепроводов
и нефтепродуктопроводов по показателям риска аварии

69. Ранжирование участков и составляющих ОПО МН и МНПП по основным опасностям аварий осуществляют для однотипных участков и составляющих ОПО МН и МНПП по характерным для них основным показателям риска аварий в соответствии с разделом II Руководства.

70. Для ранжирования участков ЛЧ ОПО МН и МНПП строят зависимость для характерных показателей риска аварии ЛЧ-2, ЛЧ-3, ЛЧ-4, ЛЧ-6, ЛЧ-7, ЛЧ-8, ЛЧ-9 и ЛЧ-11 вдоль всей трассы по форме, изображенной на рисунке 15 приложения N 3 к Руководству, где R(n) - один из показателей риска для n-го участка, xn - расстояние от начала трассы для n-го участка.

71. Для ранжирования составляющих площадочных объектов ОПО МН и МНПП составляют таблицу с полным перечнем рассмотренных составляющих, сгруппированных по типам (насосное оборудование, резервуары и иное емкостное оборудование, технологические трубопроводы опасных веществ), и с указанием рассчитанных показателей риска аварии в порядке убывания средней массы потерь нефти, нефтепродукта при наиболее опасном сценарии аварии. Отдельно указывают составляющие, имеющие максимальные значения по другим показателям (за исключением Пл-16).

Сравнение показателей риска аварии участков
и составляющих опасных производственных объектов
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
со среднестатистическим (фоновым) уровнем.
Установление степени опасности участков и составляющих
на опасных производственных объектах магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

72. На основе ранжирования участков и составляющих ОПО МН и МНПП по рассчитанным количественным показателям риска аварии устанавливают степень опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.

Опасность аварии на участках и составляющих ОПО МН и МНПП устанавливают относительным сравнением со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии по следующим степеням:

низкая;

средняя;

высокая;

чрезвычайно высокая.

73. Для участков ЛЧ ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют различием между рассчитанным для участка значением показателя риска аварии и среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии R5лет по критериям, приведенным в таблице N 3 приложения N 3 к Руководству.

74. Среднестатистический (фоновый) уровень риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП R5лет определяют на этапе планирования организации работ как среднегодовое значение показателя риска аварии за последний пятилетний период рассмотрения на ОПО МН и МНПП эксплуатирующей организации.

75. Примеры определения критериев степени опасности участков ЛЧ ОПО МН и МНПП, где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены в таблицах N 4 и 5 приложения N 3 к Руководству. Для ЛЧ ОПО МН и МНПП указанные дополнительные показатели риска аварии являются типовыми.

76. Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков Ls трассы по показателю риска аварии R приведена на рисунке 16 приложения N 3 к Руководству.

В случае однокилометровых сухопутных участков вместо суммарной длины участков Ls используют общее количество таких участков.

При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварии для какого-либо показателя риска аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП критерии степени опасности устанавливают исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе "Количественная оценка риска аварии на ОПО МН и МНПП". Для этого полный интервал изменения показателя риска {Rmin, Rmax} разделяют по критериям степени опасности на ЛЧ ОПО МН и МНПП, приведенным в таблице N 6 приложения N 3 к Руководству.

77. Для площадочных объектов (составляющих) ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии (в том числе смертельно травмированных), по критериям, приведенным в таблице N 7 приложения N 3 к Руководству.

78. Для сопоставительной оценки степени опасности разливов нефти и нефтепродуктов в водные объекты при авариях на ОПО МН и МНПП можно использовать данные международной статистики, например, по аварийным разливам при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами.

Рекомендации по снижению риска аварии

79. Разработка необходимых рекомендаций по снижению риска аварии является заключительным этапом процедуры количественного анализа риска аварии на ОПО МН и МНПП. Рекомендации основываются на результатах идентификации опасностей аварий, количественной оценке риска аварии на ОПО МН и МНПП и определении степени опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.

Необходимость разработки рекомендаций по снижению риска аварии безусловна только для чрезвычайно опасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП. Для высоко- и среднеопасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП необходимость разработки рекомендаций обусловлена имеющимися ресурсами на внедрение дополнительных мероприятий (мер, групп мер) по обеспечению безопасности технического и (или) организационного характера.

80. Рассчитанные показатели риска аварии на объектах ЛЧ ОПО МН и МНПП (участках) и площадочных сооружениях (составляющих) ОПО МН и МНПП используют для обоснования приоритетов в мероприятиях по оптимальному обеспечению безопасного функционирования ОПО МН и МНПП в условиях опасности возможного возникновения промышленных аварий (риск-ориентированный подход).

Необходимые рекомендации по снижению риска аварии разрабатываются в форме проектных решений или планируемых мероприятий (мер, групп мер) по обеспечению безопасности технического и (или) организационного характера.

81. Для оценки эффективности возможных мер (групп мер) по обеспечению безопасности ОПО МН и МНПП решают следующие альтернативные оптимизационные задачи:

при заданных ресурсах выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих максимальное снижение риска аварии на ОПО МН и МНПП;

минимизируя затраты, выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих снижение риска аварии до значений, исключающих долгосрочную эксплуатацию чрезвычайно опасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП.

82. Меры (группы мер) обеспечения безопасности должны уменьшать возможность и (или) смягчать тяжесть последствий возможных аварий. К приоритетным необходимым рекомендациям по снижению риска аварии относят меры по обеспечению безопасности, направленные преимущественно на предупреждение аварии (уменьшение возможности возникновения инцидентов и аварий).

83. Меры по уменьшению вероятности возникновения аварийной ситуации включают:

меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента;

меры по уменьшению вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию.

84. Меры по уменьшению тяжести последствий аварии имеют следующие приоритеты:

меры, предусматриваемые при проектировании опасного объекта (например, выбор несущих конструкций, запорной арматуры);

меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение газоанализаторов);

меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий.

85. Основными мероприятиями по снижению риска аварии являются:

применение повышенных толщин стенки трубы (по сравнению с расчетами по "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденному приказом Госстроя России от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012) и материалов повышенной прочности;

прокладка ОПО МН и МНПП методом "труба в трубе" на наиболее опасных участках;

использование на наиболее опасных участках ОПО МН и МНПП труб с бетонным или композитным покрытием;

сверхнормативное (по сравнению с СП 36.13330.2012) заглубление ОПО МН и МНПП;

оптимизация проведения внутритрубной диагностики и выборочного ремонта (ремонта по техническому состоянию);

применение современной системы обнаружения утечек несанкционированных врезок;

повышенные требования к качеству строительно-монтажных работ, включая контроль производства на заводе изготовителе, заводских испытаний, доставки, погрузки (разгрузки), складирования, хранения, монтажа, испытаний;

проведение периодических испытаний на прочность и герметичность эксплуатируемого ОПО МН и МНПП;

повышение эффективности охраны ОПО МН и МНПП и мер защиты от вандализма и терроризма;

ограничение площадей возможных аварийных разливов нефти, нефтепродукта за счет возведения инженерных сооружений (траншей, дамб, валов);

проведение внутритрубной диагностики после завершения строительства ОПО МН и МНПП;

увеличение объема контроля качества сварных стыков различными методами неразрушающего контроля.