III РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. ОСМОТР, ВИЗУАЛЬНЫЙ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ОСНОВНОГО МЕТАЛЛА И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ РЕЗЕРВУАРА С НАРУЖНОЙ СТОРОНЫ
III. ОСМОТР, ВИЗУАЛЬНЫЙ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ОСНОВНОГО
МЕТАЛЛА И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
РЕЗЕРВУАРА С НАРУЖНОЙ СТОРОНЫ
3. При осмотре резервуара рекомендуется обращать внимание на:
состояние основного металла стенки, днища, настила и несущих элементов крыши;
местные деформации, вмятины и выпучины;
элементы конструкций, не предусмотренные проектной документацией, установленные на стенке и крыше резервуара при производстве работ по монтажу и ремонту резервуара, ребра и кольца жесткости, накладки, вставки;
размещение сварных соединений патрубков на стенке резервуара по отношению к вертикальным и горизонтальным сварным соединениям в соответствии с проектной документацией;
состояние сварных соединений конструкций резервуаров в соответствии с требованиями проектной документации, стандартов на соответствующие виды сварки и типы сварных швов.
4. Осмотр поверхности основного металла резервуара проводится в следующей последовательности:
окрайки днища и нижняя часть первого пояса;
наружная часть первого и второго поясов, а затем третьего, четвертого поясов (с применением переносной лестницы, строительных подмостей или автомобильного гидроподъемника);
верхние пояса с применением автомобильного гидроподъемника или с помощью оптических приборов (бинокль или подзорная труба);
места переменного уровня нефти (нефтепродукта);
настил и несущие элементы кровли.
5. Коррозионные разрушения подлежат разграничению по их виду на:
равномерную коррозию (когда коррозионное разрушение охватывает всю поверхность металла);
местную (при охвате отдельных участков поверхности);
язвенную, питтинговую (точечную) и коррозию пятнами.
6. По результатам осмотра на поверхности конструкций отмечают участки коррозионных разрушений поверхности, на которых затем проводят измерения толщин.
7. При осмотре люков и патрубков на стенке резервуара рекомендуется обратить внимание на наличие выпучин, вмятин и коррозионных разрушений.
8. При осмотре плавающей крыши (понтона) рекомендуется обратить внимание на:
горизонтальность поверхности (перекос в одну сторону свидетельствует о негерметичности коробов и наличии в них продукта);
наличие продукта на центральной части и в коробах плавающей крыши (понтона);
плотность прилегания затворов к стенке резервуара и направляющим, а также их состояние;
состояние сварных швов центральной части (для однодечной крыши), сварных швов коробов и нижней деки (для двудечной крыши);
наличие выпучин и вмятин на коробах и центральной части;
техническое состояние затвора;
состояние конструкций и сварных швов катучей лестницы.
9. При контроле алюминиевых купольных крыш обследуются карты обшивки и узлы крепления обшивки к несущим стержням каркаса. Нарушения указанных узлов в виде выдергивания обшивки из пазов стержневых элементов являются предаварийной ситуацией и могут привести к потере устойчивости данного стержневого элемента при последующих снеговых и гололедных нагрузках. В случае обнаружения таких разрушенных узлов должен быть незамедлительно проведен текущий (либо капитальный) ремонт.
При осмотре теплоизолированных резервуаров проверяют толщину изоляционного слоя, его плотное прилегание к металлу (адгезия к металлу в случае пенополиуретановой изоляции), отсутствие намокания нефтью (нефтепродуктом). При наличии признаков увеличения теплопроводности изоляционного материала (о чем можно судить по увеличению теплопотерь через изоляцию и увеличению скорости падения температуры нефти (нефтепродукта) при ее (его) хранении в резервуаре) выявляют причину, вызвавшую увеличение теплопроводности, и принимают меры по ремонту или замене тепловой изоляции. Теплопотери могут быть выявлены методами инфракрасной спектроскопии в соответствии с ГОСТ 26629-85 "Государственный стандарт Союза ССР. Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций", утвержденным и введенным в действие постановлением Госстроя СССР от 5 октября 1985 г. N 173.
10. По результатам проведения осмотра оформляется акт проведения осмотра в соответствии с приложением N 5 к Руководству. К акту могут прилагаться эскизы (развертки) конструкций резервуара с указанием координат расположения выявленных дефектов, элементов, не предусмотренных проектной документацией, мест установки оборудования, разбежки сварных швов, люков, патрубков, лестниц, ограждений, площадок.
11. ВИК подлежат все конструкции и сварные соединения резервуара, шахтных, одномаршевых или кольцевых лестниц, лестниц обслуживания технологического оборудования, площадок, переходов, ограждений, обеспечивающих безопасность работы персонала. При проведении ВИК проверяется соответствие размеров и размещения элементов конструкций (патрубков, люков, оборудования), разбежка сварных швов, усиливающих накладок, высота ограждающих перил ветрового кольца требованиям проектной, нормативной и технической документации. При этом первоочередное внимание уделяется:
сварным соединениям в вертикальных монтажных стыках стенки, пересечениях вертикальных и горизонтальных швов в первом, третьем поясах стенки (считая снизу), сварному шву между стенкой и днищем, сварным швам приварки люков и врезок в нижние пояса резервуаров;
местам стенки у нижнего уторного шва, соединяющего стенку с днищем;
местам присоединения анкерных креплений (при наличии), трубопроводов, в том числе передающих вибрационные нагрузки;
участкам стенки, имеющим местные выпучины или вмятины и отклонения образующих по вертикали (за пределами допусков);
участкам конструкций, наиболее подверженных коррозионному разрушению: нижнего пояса и двух верхних поясов стенки, днища, настила и несущих элементов крыши, понтонов и плавающих крыш.
12. При контроле состояния фундамента и отмостки обращается внимание на:
наличие пустот между днищем резервуара и основанием;
погружение нижней части резервуара в грунт и скопление дождевой воды по контуру резервуара;
наличие растительности на отмостке;
трещины и выбоины в отмостке и кольцевом лотке (при наличии);
наличие необходимого уклона отмостки, обеспечивающего отвод воды в сторону кольцевого лотка (указывается в проекте, но не менее 1:10).
13. Проверяется расположение швов приварки отдельных элементов оборудования на стенке резервуара относительно друг друга. Вертикальные и горизонтальные швы стенки проверяются по следующим параметрам:
расстояния между швами патрубков, усиливающих листов и швами стенки не менее:
до вертикальных сварных швов - 250 мм;
до горизонтальных швов - 100 мм;
расположение вертикальных соединений первого пояса стенки от сварных стыков окраек днища в соответствии с проектной документацией;
выступающая часть окрайки днища снаружи не менее:
30 мм - для РВС, РВСП, РВСПА, РВСПК, построенных в соответствии с СП 70.13330.2012. "Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", утвержденным приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 109/ГС;
50 мм - для РВС, РВСП, РВСПА, РВСПК, а также не менее 50 мм и не более 100 мм - для РВС, РВСП, РВСПА, РВСПК, построенных в соответствии с требованиями Федерального закона N 384-ФЗ и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и в соответствии с ГОСТ 31385-2016.
14. По результатам ВИК отмечают участки коррозионных разрушений поверхности и места появления отпотин, а также другие места возможного появления сквозных дефектов, на которых затем проводят капиллярный контроль проникающими веществами (далее - ПВК) и УЗК.
15. На поверхности основного металла, предварительно очищенной от грязи и нефти (нефтепродукта), выявляется наличие коррозионных разрушений, царапин, задиров, трещин, прожогов, оплавлений, вырывов, расслоений, неметаллических включений, закатов и других дефектов. Все выявленные дефекты подлежат измерению по глубине, протяженности и наносятся на эскизы конструкций, выполненные в масштабе с указанием координат привязки.
16. ВИК сварных швов с использованием шаблона сварщика и других средств измерений проводится в условиях достаточной освещенности с целью выявления наружных дефектов:
несоответствия размеров швов требованиям проектной документации и стандартов;
трещин всех видов и направлений;
наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, пористости, отпотин и других технологических дефектов;
отсутствия плавных переходов от одного сечения к другому;
несоответствия общих геометрических размеров сварного шва требованиям проектной документации;
угловатостей и депланаций.
17. При проведении ВИК плавающей крыши выполняются:
проверка состояния затвора (потертость, разрушения) и плотности прилегания затвора к стенке;
измерение расстояния между стенкой резервуара и вертикальным бортовым листом плавающей крыши. Шаг измерений - 6 м напротив образующих стенки, по которым производилась нивелировка;
проверка состояния уплотняющего затвора между направляющей резервуара и патрубком (потертость, разрушения) и плотности прилегания затвора к направляющей.
По результатам ВИК оформляется Акт проведения визуального и измерительного контроля (рекомендуемый образец акта проведения визуального и измерительного контроля приведен в приложении N 5 к Руководству). К акту могут быть приложены эскизы конструкций резервуара с указанием координат расположения выявленных дефектов, мест установки оборудования, разбежки сварных швов, размеров усиливающих элементов.