5. РЕМОНТ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ПОДВОДНОГО ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

5. РЕМОНТ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ПОДВОДНОГО ПЕРЕХОДА
МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

5.1. Способ ремонта дефектного участка ППМТ выбирается в зависимости от вида и месторасположения дефекта, ширины и глубины пересекаемой водной преграды, закрытости или открытости воды (наличие и толщина льда), наличия резервной нитки и других условий.

5.2. Ремонт дефектного участка в пойменной и русловой части МТ включает следующие виды работ:

а) отключение аварийного участка с выполнением мероприятий, исключающих несанкционированное подключение участка;

б) освобождение аварийного участка от нефти/нефтепродуктов;

в) земляные работы;

г) устройство шпунтового котлована (при необходимости);

д) очистка дефектного участка от изоляционного покрытия, футеровки, балластировки;

е) монтаж герметизирующей камеры или кессона/полукессона (при необходимости);

ж) ликвидация повреждения одним из способов:

с установкой ремонтной конструкции или заменой дефектного участка;

установка МРС водолазами (без герметизирующей камеры);

замена ППМТ;

и) монтаж изоляционного покрытия;

к) монтаж балластировки, футеровки.

5.3. При осуществлении ПТР на ППМТ рекомендуется выполнять следующие подготовительные организационно-технические мероприятия и работы, обусловленные спецификой производства АВР на ППМТ:

водолазное обследование зоны разработки грунта и очистка ее от топляков, деревьев, пней, кустарника, металлического лома и камней;

установка вех и светящихся буев для обозначения положения трассы ППМТ, места отвала грунта, расположенного вблизи судоходного фарватера (в зимнее время - колышками на льду);

прокладка по дну троса белого цвета, служащего водолазу ориентиром;

извещение о проведении АВР государственного бассейного управления водных путей и судоходства.

5.4. Подготовку, организацию и проведение водолазного обследования, а также выбор конструкции снаряжения рекомендуется производить согласно разделу 7 настоящего Руководства.

5.5. В зависимости от принятой схемы ремонта земляные работы могут включать:

планировку или устройство площадок для размещения ремонтной техники и обустройство подъездных путей;

вскрытие ремонтируемого МТ в русловых и береговых участках;

устройство земляного амбара, оборудованного противофильтрационным покрытием, для складирования откачиваемой нефти/нефтепродуктов из аварийного участка МТ, обустройство мест для сбора нефти/нефтепродуктов и нефтяной пленки;

зачистка береговой части (при необходимости);

устройство ремонтного котлована;

засыпку отремонтированного участка.

5.6. Устройство площадки для размещения необходимых технических средств для выполнения АВР рекомендуется осуществлять в береговой зоне по возможности за пределами водоохранной зоны. При отсутствии такой возможности разрешается производить размещение в пределах водоохранных зон при условиях, исключающих загрязнение, засорение и истощение водного объекта, с соблюдением норм водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.

5.7. Земляные работы в русловой части по вскрытию ППМТ в месте расположения дефекта рекомендуется производить с помощью специальных средств по размыву и удалению грунта (гидромониторов, грунтососов, гидроэжекторов), а также экскаватором, установленным на понтон.

5.8. При выборе типа механизма для подводной разработки траншеи учитывается следующее:

физико-механические свойства грунта;

группа грунта;

характеристики водной преграды (ширина, глубина, скорость течения, волнения, судоходность);

открытость или закрытость воды (наличие и толщина льда);

технические и технико-экономические показатели применяемых средств;

условия транспортировки грунта в места отвалов с учетом требований охраны окружающей среды;

возможность доставки техники на ремонтируемый ППМТ.

5.9. До начала производства подводных земляных работ рекомендуется выполнять подготовительные работы, указанные в п. 5.3.

5.10. Для предотвращения заноса траншеи (ремонтного котлована) грунтом под воздействием движения донных отложений в ПМЛЛА и ПЛРН указывается расчетный суточный объем наносов, откладывающихся по всей длине траншеи на русловом участке со средними скоростями 0,5 м/с и более. Общая суточная производительность землеройных машин, работающих на этом участке, выбирается как не менее чем в два раза превышающая расчетный суточный объем наносов, откладывающихся по всей длине траншеи.

5.11. Общая последовательность проведения работ при ремонте методом установки муфты для подводного ремонта трубопровода:

привязка координат дефекта на трубопроводе к существующей геодезической сети и обозначение его на местности;

расстановка техники и оборудования;

вскрытие котлована;

снятие балластировки, футеровки и изоляции;

идентификация дефектной секции трубопровода и, при необходимости, дополнительная разработка котлована, дополнительное снятие балластировки, футеровки и изоляции;

проведение ДДК, разметка и маркировка трубопровода;

дополнительный УЗК мест, уплотняемых МРС;

монтаж и испытания МРС;

восстановление изоляции, футеровки и балластировки;

засыпка котлована.

5.12. Общая последовательность проведения работ при ремонте с использованием ГК или кессона (полукессона):

привязка координат дефекта на трубопроводе к существующей геодезической сети и обозначение его на местности;

расстановка техники и оборудования;

вскрытие котлована;

снятие балластировки, футеровки и изоляции;

идентификация дефектной секции трубопровода и, при необходимости, дополнительная разработка котлована, дополнительное снятие балластировки, футеровки и изоляции;

монтаж ГК или кессона (полукессона);

откачивание воды из ГК;

проведение ДДК;

ремонт дефектного участка;

проверка сварных швов НК (РК, УЗК);

восстановление изоляции, футеровки и балластировки;

контроль качества выполненных изоляционных работ;

демонтаж ГК или кессона (полукессона);

засыпка котлована.

5.13. Общая последовательность проведения работ при ремонте с использованием шпунтовых конструкций, обеспечивающих выполнение ремонта в "сухих" условиях:

привязка координат дефекта на трубопроводе к существующей геодезической сети и обозначение его на местности;

расстановка техники и оборудования;

монтаж шпунтовой конструкции;

вскрытие котлована;

откачивание воды и пульпы;

снятие балластировки, футеровки и изоляции;

идентификация дефектной секции трубопровода;

проведение ДДК;

ремонт дефектного участка;

проверка сварных швов НК (РК, УЗК);

восстановление изоляции, футеровки и балластировки;

контроль качества выполненных изоляционных работ;

демонтаж шпунтовой конструкции;

засыпка котлована.

5.14. Разработка котлована производится до размеров, необходимых для установки кессона (полукессона), ГК или МРС.

На дефектный участок трубопровода ГК (кессон, полукессон, МРС) устанавливается водолазами при помощи грузоподъемного механизма. Необходимое оборудование, обеспечивающее выполнение ремонтных операций, устанавливается на специальном обеспечивающем плавучем средстве (понтоне). Для компенсации подъемной силы при осушении камеры устанавливаются навесные пригрузы или якоря. Технология монтажа ГК, кессона, полукессона или шпунтовой стенки определяется руководством по их эксплуатации и технологическими картами производства работ.

Установка (снятие) кессона, полукессона, ГК предусматривает следующие виды работ:

установка и закрепление четырьмя якорями обеспечивающего плавучего средства (понтона);

установка ГК (кессона, полукессона) на трубу;

уплотнение стенки ГК (кессона, полукессона) по фланцам;

уплотнение зазоров в кольцевых отверстиях ГК (кессона, полукессона);

установка пригрузов ГК (кессона, полукессона);

откачка воды из ГК (кессона, полукессона);

ремонт дефектного участка трубопровода;

разгерметизация и демонтаж подводной камеры (кессона, полукессона);

подъем ГК (кессона, полукессона) на поверхность.