7.2. Классификация аварий и основные требования к мероприятиям в случае аварии

7.2. Классификация аварий и основные требования
к мероприятиям в случае аварии

7.2.1-С1. Представленная в правилах классификация аварий на три категории ранее была использована в ОПБЗ-83 [65]. Данная классификация применяется именно для первичного определения степени опасности аварии и принятия первоочередных мер. Классификация аварий для информирования общественности осуществляется в соответствии со шкалой ИНЕС [141].

7.2.1.1-С1. Радиационная опасность при авариях категории I не превышает уровней, допустимых для нормальных условий перевозки.

7.2.1.2-С1. Исходя из положений данного пункта, максимальная степень аварии для освобожденных, промышленных и упаковок типа A - это аварии категории II, поскольку для таких упаковок имеется серьезное ограничение радиоактивного содержимого. Для упаковок типа B и типа C радиационная опасность при авариях такой категории не превышает допустимых уровней для аварийных условий согласно Правилам. В нормативной документации уровень таких аварий часто называется проектным, а аварии - проектными.

    7.2.1.3-С1. Аварии  категории III возможны только для упаковок
типа  B,  типа C и упаковок с делящимися материалами. Теоретически
последствия    таких    аварий   могут   иметь   самый   серьезный
катастрофический  характер.  Однако  и  проведенные многочисленные
оценки  риска  самых  серьезных аварийных условий на транспорте, и
анализ  поведения  упаковок  в запроектных авариях показывают, что
                                              -8
вероятность таких аварий крайне мала (менее 10   в год). В мировой
практике аварий с такими последствиями не было зафиксировано.

7.2.2-С1. Сопровождающий персонал, если при аварии он остался дееспособным, очевидно, до прибытия представителей грузоотправителя и (или) АСФ является наиболее подготовлен в области радиационной безопасности для принятия необходимых действий и руководства первичными работами по ликвидации последствий аварии. С этой целью он должен быть соответствующим образом подготовлен и оснащен (документами, оборудованием, инструментами - по мере необходимости).

7.2.2-С2. Сопровождающий персонал при аварийных работах действует по имеющимся у него инструкциям, учитывающим конкретные радиационные, прочностные и другие характеристики конкретного груза. Аварийная карточка в этих целях ему может и не понадобиться. Однако, учитывая, что действия других лиц, первыми оказавшимися на месте аварии, регулируются аварийной карточкой, инструкции сопровождающего персонала должны быть скоординированы с аварийными карточками и не противоречить им.

7.2.2-С3. Если сопровождающий персонал в результате аварии оказался недееспособным, первичные работы выполняются по аварийным карточкам другими официальными лицами, оказавшимися на месте аварии. Эти лица обычно не имеют специальной подготовки в радиационной области. Учитывая крайне малую вероятность аварий, такое специальное обучение и нецелесообразно, исходя из принципов оптимизации. Поэтому в аварийных карточках должны иметь указания в общепринятых понятиях и терминах.

7.2.2-С4. Точное отнесение по степени опасности аварии к конкретной категории персоналом, не имеющим специальной подготовки, может вызывать большие затруднения, в том числе из-за психологического фактора боязни совершить ошибку. Вполне достаточным было бы качественное определение степени опасности состояния груза РМ в общепринятых понятиях (нахождение в пожаре, незначительное повреждение, разрушение, нахождение вне транспортного средства и т.п.). При информировании об этом категория степени опасности аварии определяется специальным АСФ и сообщающим совместно посредством уточняющих вопросов и ответов.

7.2.3-С1. Учитывая специальную подготовку сопровождающего персонала, наличие у него специальных инструкций на случай аварии и незначительную опасность груза РМ при аварии категории I, вполне достаточен его уровень принятия решения о дальнейшей перевозке после такой аварии. Безусловно, если сопровождающий персонал имеет какие-то сомнения в категорировании степени опасности аварии, он может классифицировать ее более высокой категорией с соответствующими последующими действиями.

7.2.5-С1. Выполнение действий по спасению людей, жизнь которых подвергается опасности, оказание первой медицинской помощи и тушение пожара (при наличии) являются первоочередными действиями. При этом радиационные факторы не должны учитываться, по крайней мере их учет не должен препятствовать или задерживать такие первоочередные действия. Подобный подход основан и на крайне малой вероятности значительных радиационных последствий аварий и практической невозможности детерминированных эффектов при таких авариях. Указания о таких первоочередных действиях должны быть особо подчеркнуты в аварийных карточках, инструкциях сопровождающих и других документах. См. также [140].

7.2.5-С2. Указанные в пункте работы целесообразно приводить в аварийной карточке.

7.2.6-С1. Телефоны или другие адреса, по которым должно быть проведено оповещение, должны быть указаны в инструкциях сопровождающего персонала. При этом достаточно, если в первую очередь сопровождающий персонал оповестил одну-две организации, которые должны оповестить всех остальных. То же самое касается и оповещения работниками транспортных организаций. Конкретные схемы и адреса оповещения должны быть приведены в планах реагирования на аварии при перевозках РМ различных организаций.

7.2.7-С1. Основная организационная специфика проведения аварийных работ с грузами РМ - осуществление работы непосредственно с грузами РМ (их перемещение и др.) только специально подготовленным персоналом или по его указаниям. В то же время такие указания могут быть даны и по средствам связи при отсутствии специального персонала на месте аварии.

7.2.9-С1. В соответствии с действующим законодательством ответственность (в том числе за финансовое обеспечение работ) за ликвидацию последствий радиационной аварии несет грузоотправитель того груза РМ, с которым произошла авария.