5.1. Общие положения

5.1. Общие положения

5.1.1-С1. Статья 45 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" определяет, что перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим органом государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии (выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Порядок получения лицензий перевозчиками для осуществления перевозок РМ определяется документами, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

5.1.2-С1. В международном сообщении перевозка РМ регулируется соответствующими разделами сводов правил перевозок опасных грузов на каждом из видов транспорта, в частности:

морской транспорт - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов МК МПОГ (IMDG-Code), издаваемый на основании предписаний Конвенции о спасении человеческой жизни на море (Конвенции СОЛАС) Международной морской организацией;

воздушный транспорт - Технические инструкции о безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, издаваемые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) (далее - Технические инструкции ИКАО);

автомобильный транспорт - Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов в международном сообщении (ADR), к которому приложены правила перевозок опасных грузов (ДОПОГ) (далее - Правила ДОПОГ). Документ принят и обновляется под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН;

железнодорожный транспорт - Правила перевозок опасных грузов - приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Разрабатываются под эгидой Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД);

внутренний водный транспорт - Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ANDR) (далее - Европейское соглашение ANDR). Документ принят и обновляется под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

5.1.2-С2. В России указанные в п. 5.1.2-С1 настоящего Руководства правила и другие документы действуют в следующем виде:

для морского транспорта - Положения МК МПОГ практически полностью включаются в Правила морской перевозки, издаваемые Министерством транспорта России, и распространяются на внутренние и международные перевозки российских судов;

для воздушного транспорта - Технические инструкции ИКАО распространяются как на внутренние, так и на международные перевозки;

для автомобильного транспорта - для внутренних перевозок действуют свои национальные правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, а для международных перевозок по территории России - Правила ДОПОГ;

для перевозок по внутренним водам (рекам и озерам) действует Европейское соглашение ANDR.

5.1.3-С1. Кроме ограничений, указанных в данном пункте НП-053-04, не устанавливают ограничений по перевозке любого РМ любым видом транспорта при условии выполнения соответствующих требований НП-053-04.

5.1.4-С1. Общее положение по выбору транспортных средств (пассажирских, грузовых, специальных) определяется, кроме факторов производственного и экономического характера, степенью потенциальной опасности груза, которая выражается в величинах уровня излучения, ТИ упаковок и группы упаковок, а также их радиоактивного загрязнения.

5.1.4-С2. При предоставлении под перевозку РМ транспортных средств общего пользования необходима строгая регламентация операций радиационного контроля и дезактивации (при необходимости) транспортных средств после завершения перевозки с документированием результатов с целью абсолютного исключения возврата в общую эксплуатацию загрязненных транспортных средств.

Соответствующие положения должны быть отражены в программе радиационной защиты (см. термин 19 НП-053-04).

5.1.5-С1. Необходимость сопровождения груза РМ может быть установлена при выдаче соответствующих сертификатов-разрешений на перевозки.

5.1.5-С2. Требование сопровождения отправок РМ, перевозимых в специальных условиях, объективно оправдано тем, что необходимо считаться с возможными повышенными рисками по сравнению с перевозками на общих основаниях.

5.1.5-С3. В п. 5.1.5 НП-053-04 речь идет о специальном сопровождающем(их), выделяемом для обеспечения безопасности перевозки, а не в других целях (сдачи-приемки груза, обеспечения физической защиты и др.). Соответственно данное требование к персоналу не распространяется на персонал, выделяемый в других целях.

5.1.6-С1. Пункт содержит далеко не полный перечень мер, которые должны быть приняты при подготовке специалистов, сопровождающих грузы, и самими специалистами в пути следования. Грузоотправитель, выделяющий специалистов, должен разработать подробную служебную инструкцию для них, предусматривающую, кроме прочего:

снабжение специалистов средствами индивидуальной защиты с учетом потребности в них личного состава подразделения охраны и персонала перевозчика;

оснащение специалистов средствами устранения неисправностей специального оборудования транспортного средства, средствами тушения пожара, дезактивации и дегазации (по мере необходимости);

предоставление специалистам средств мобильной связи;

обучение специалистов мерам личной безопасности при нахождении на путях сообщения (в зависимости от особенностей вида транспорта).

5.1.8-С1. Цель этого требования состоит в том, чтобы предотвращать радиоактивное загрязнение других грузов. Требование данного пункта Правил не распространяется на транспортные пакеты, грузовые контейнеры, резервуары и контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов, если они не имеют радиоактивного загрязнения. См. справки 5.3.12-С1 - С4 и 5.3.13-С1 настоящего Руководства (п. 504.1 TS-G-1.1).

5.1.9-С1. Правила в целом не запрещают совместную на одном транспортном средстве перевозку упаковок с РМ и других грузов, в том числе опасных грузов. Ограничения накладываются не этими правилами, а правилами перевозок опасных грузов, действующих на различных видах транспорта.

5.1.9-С2. Требование настоящего пункта имеет значение для морского и речного транспорта. На железнодорожном транспорте совместная перевозка в одном вагоне радиационных грузов с другими опасными грузами запрещена (правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам).

5.1.9-С3. См. также справки 1.2.8-С1 - С12 настоящего Руководства.

5.1.9-С4. Опасные грузы могут реагировать друг с другом, если есть возможность контакта. Это может произойти, например, в результате утечки коррозионного вещества или аварии, вызвавшей взрыв. Чтобы сводить к минимуму возможность нарушения целостности системы герметизации упаковок с РМ вследствие их взаимодействия с другими опасными грузами, во время перевозки и хранения они должны отделяться от других опасных грузов. Степень требуемого разделения обычно устанавливается каждым государством или признанными транспортными организациями (Международной морской организацией (IMO), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и др.) (п. 506.1 TS-G-1.1).

5.1.9-С5. Информация о конкретных требованиях к хранению, складированию и разделению содержится в регулирующих документах по перевозкам международных транспортных организаций и в положениях, сформулированных в нормативных документах отдельных государств. Поскольку эти требования и положения часто корректируются, следует обращаться к текущим изданиям, чтобы придерживаться самых последних требований (п. 506.2 TS-G-1.1).

5.1.9-С6. Грузоотправителю не запрещается включать в партию груза на условиях исключительного использования другие грузы, предназначенные для того же грузополучателя при определенных условиях. Грузоотправитель несет первичную ответственность за обеспечение соблюдения Правил (п. 505.1 TS-G-1.1).

5.1.12-С1. Данный пункт Правил относится только к работам со специальными транспортными средствами и при перевозках на условиях исключительного использования или в специальных условиях, когда обычно имеется повышенная потенциальная опасность. При перевозках в "обычных" условиях загрузки-разгрузки осуществляются согласно правилам перевозок опасных грузов.

5.1.13-С1. Крепление упаковок внутри или на транспортном средстве необходимо по нескольким причинам. Из-за движения транспортного средства маленькие упаковки, если они не удерживаются в период транспортирования, могут быть сброшены или свалены и вследствие этого повреждены. Упаковки могут также упасть с транспортного средства, в результате чего могут быть потеряны или повреждены. Тяжелые упаковки, если они не закреплены, могут перемещаться внутри или на транспортном средстве, вследствие этого транспортное средство может стать неустойчивым и, тем самым, вызвать аварию. Упаковки следует раскреплять для предотвращения их перемещения и гарантии, что мощность дозы излучения, направленного от транспортного средства на водителя или на экипаж, не увеличивается (п. 564.1 TS-G-1.1).

5.1.13-С2. В контексте Правил термин "размещение" ("укладка") означает расположение в пределах или на транспортном средстве упаковки, содержащей РМ, относительно другого груза (как радиоактивного, так и нерадиоактивного), а "крепление" означает использование (по необходимости) подстилки, башмаков, блоков или швартовочных тросов для закрепления упаковки и ограничения ее перемещения внутри или на транспортном средстве в "обычных" условиях перевозки. Если грузовой контейнер используется для облегчения транспортирования упакованного РМ или в качестве транспортного пакета, то следует предусматривать специальные меры по креплению упаковок внутри грузового контейнера. Чтобы предотвращать повреждение упаковок внутри грузового контейнера при его обслуживании или перемещении, следует предусматривать некие меры крепления, например, веревки, накидные сети или разделение на отсеки (п. 564.2 TS-G-1.1).

5.1.13-С3. Другие рекомендации по креплению упаковок на транспортных средствах представлены в Приложении II к настоящему Руководству.

5.1.14-С1. Некоторые упаковки типа B(U), типа B(M) и типа C с РМ могут выделять тепло. Это результат поглощения энергии излучения элементами упаковки в виде тепла, которое передается к поверхности упаковки и затем в окружающий воздух. В таких случаях обеспечение способности упаковки к рассеянию тепла предусматривается при конструировании упаковки, что обеспечивает безопасные и нормальные условия. Например, Co-60 производит приблизительно 15 Вт на 40 ТБк. Поскольку большая часть тепла поглощается в защите упаковки, общая тепловая нагрузка может быть порядка тысяч ватт. Проблема может возникать, если в одной партии груза есть несколько аналогичных упаковок. Следует также уделять внимание материалам, находящимся рядом с упаковками, чтобы убедиться, что в любом отсеке, содержащем упаковки, циркуляция воздуха не ограничена настолько, чтобы вызывать существенное повышение температуры окружающего воздуха в непосредственной близости от упаковок. Перевозчикам следует быть очень аккуратными, чтобы не снижать способность упаковок к рассеянию энергии вследствие покрытия упаковок, или их штабелирования, или тесного их размещения с другими грузами, что может играть роль тепловой изоляции. Если упаковки с РМ выделяют значительное количество тепла, то от грузоотправителя требуется обеспечивать перевозчика инструкцией относительно складирования упаковок (п. 565.1 TS-G-1.1).

5.1.14-С2. Исследования показали, что если интенсивность выделения тепла в упаковке мала (соответствует потоку тепла через поверхность не более 15 Вт/кв. м), то это тепло может быть рассеяно только за счет теплопроводности и температура не превысит 50 °C, даже если упаковка полностью окружена свободным насыпным грузом. Воздушные промежутки между упаковками обеспечивают достаточное рассеяние за счет конвекции воздуха (п. 565.2 TS-G-1.1).

5.1.15-С1. Часто грузоотправитель является заявителем на выдачу сертификата-разрешения и, естественно, имеет сертификат. Однако в других случаях заявитель и грузоотправитель - это разные лица, и тогда заявитель обязан предоставлять сертификат (копию) грузоотправителю, в том числе для выполнения требования данного пункта Правил.

5.1.15-С2. Грузоотправитель не обязан ждать подтверждения от ГКО о получении уведомлений.

5.1.18-С1. В настоящее время, кроме общих указаний о содержании программ радиационной защиты в НП-053-04 и в Правилах МАГАТЭ-96, специальных нормативных документов по этому вопросу не имеется. Однако МАГАТЭ разработало проект такого нормативного документа TS-G-1.5, и в ближайшее время он должен быть опубликован. Ниже приведены некоторые основные положения ПРЗ согласно руководству МАГАТЭ TS-G-1.1.

5.1.18-С2. Программа радиационной защиты при перевозке РМ имеет следующие цели:

уделить надлежащее внимание мерам радиационной защиты при перевозке;

гарантировать надлежащее применение системы радиационной защиты;

повысить культуру безопасности при перевозке радиоактивных материалов;

обеспечить практические меры для достижения этих целей.

В состав ПРЗ в требуемой степени следует включать следующие элементы (см. соответствующие пункты TS-G-1 и Правил МАГАТЭ-96):

(a) область действия программы (см. п. 301.2 (или справку 5.1.18-С3 настоящего Руководства) - 301.4 TS-G-1.1);

(b) роли и ответственность за выполнение программы (см. п. 301.5 TS-G-1.1 (п. 5.1.18-С4 настоящего Руководства));

(c) оценка доз (см. п. 305 Правил МАГАТЭ-96);

(d) оценка загрязнения поверхности (см. пп. 508, 513 и 514 Правил МАГАТЭ-96);

(e) дозовые пределы, ограничения и вопросы оптимизации (см. п. 302 Правил МАГАТЭ-96);

(f) разделяющие расстояния (см. пп. 306 - 307 Правил МАГАТЭ-96);

(g) аварийное реагирование (см. пп. 308 - 309 Правил МАГАТЭ-96 (п. 1.2.5 НП-053-04));

(h) обучение (см. п. 303 Правил МАГАТЭ-96);

(i) обеспечение качества (см. п. 310 Правил МАГАТЭ-96 (п. 1.2.6 НП-053-04)) (п. 301.1 TS-G-1.1).

5.1.18-С3. В область действия ПРЗ следует включать все аспекты перевозки, как они определены в п. 1.1.1 НП-053-04 (п. 106 Правил [11]). Однако признано, что в некоторых случаях отдельные аспекты ПРЗ могут охватываться программой на производственных площадках при отправлении и получении груза, а также в местах транзитного хранения. Поскольку масштаб и широта охвата мер, которые должны войти в ПРЗ, будут зависеть от величины и вероятности облучения, следует применять ступенчатый подход (п. 301.2 TS-G-1.1).

5.1.18-С4. Лучше всего разрабатывать ПРЗ совместными усилиями грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей, привлеченных к перевозке РМ. Грузоотправителям и грузополучателям обычно следует иметь соответствующие ПРЗ как часть установленных операций с оборудованием. Роль и ответственность различных групп и лиц, участвующих в выполнении ПРЗ, следует четко определять и описывать. Следует избегать взаимного наложения различных областей ответственности. В зависимости от величины и вероятности облучения общая ответственность за разработку и выполнение ПРЗ может быть возложена на санитарного врача или начальника службы радиационной безопасности, признанного путем сертификации соответствующими советами или обществами или иным путем (например, соответствующим компетентным органом) как "квалифицированный эксперт" ("эксперт", согласно русскому переводу BSS) (п. 301.5 TS-G-1.1).