4.1. Общие положения

4.1. Общие положения

4.1.1-С1. Установленный в НП-053-04 перечень сертификатов-разрешений, выдаваемых ГКО, отличается от аналогичного перечня, рекомендуемого в Правилах МАГАТЭ-96. Дополнительно в НП-053-04 требуется получение сертификатов-разрешений на конструкцию упаковок типа A, а также сертификатов-разрешений на перевозку промышленных упаковок типа ПУ-2 и типа ПУ-3.

4.1.1-С2. Требования к утверждению в Правилах ранжированы в соответствии со степенью опасности перевозимых РМ. Утверждение предусматривается для получения гарантий того, что конструкция отвечает соответствующим требованиям и что требуемые меры контроля безопасности адекватны условиям страны и перевозки. Поскольку транспортные операции и условия перевозки отличаются для различных стран, подход, использующий "многостороннее утверждение", обеспечивает возможность для каждого компетентного регулирующего органа удостовериться, что перевозка будет производиться должным образом с учетом всех особенностей национальных условий (п. 204.1 TS-G-1.1).

4.1.1-С3. Концепция многостороннего утверждения применяется для перевозок, где возникает такая задача. Это означает, что к утверждению привлекаются только те компетентные органы, юрисдикции которых непосредственно касается конкретная перевозка. Незапланированные отклонения, возникающие в процессе перевозки и приводящие к необходимости въезда в страну, где такая перевозка не была предварительно утверждена, при возникновении потребуют индивидуального подхода. По этой причине определение многостороннего утверждения ограничено странами, "через территорию которых или на территории которых транспортируется груз", и исключает страны, над территорией которых перевозка осуществляется воздушным путем. Страны, через которые перевозка осуществляется воздушным путем, часто не известны до тех пор, пока самолет не поднимется в воздух и не получит разрешение на полет. В том случае, если посадка самолета в стране запланирована, концепция многостороннего утверждения предусматривает утверждение перевозки компетентным органом данной страны (п. 204.2 TS-G-1.1).

4.1.1-С4. Пользователи Правил должны быть осведомлены о том, что государство - член МАГАТЭ в соответствии с национальными правилами может потребовать получения дополнительного утверждения со стороны своего компетентного органа для любого РМ особого вида, упаковки типа B(U) и типа C, которые должны использоваться для перевозки по его территории даже в том случае, если конструкция уже была утверждена в другой стране (п. 204.3 TS-G-1.1).

4.1.1-С5. Полагается, что для одностороннего утверждения Правила учитывают условия перевозки, которые могут встречаться в любой стране. Соответственно требуется только утверждение компетентным органом страны происхождения конструкции (п. 205.1 TS-G-1.1).

    4.1.1-С6. Если  требуется  утверждение  компетентного  органа,
этому  органу  следует  (по  применимости)  выполнять  независимую
оценку в отношении: РМ особого вида или РМ с низкой способностью к
рассеянию;  упаковок,  содержащих  0,1  или более килограммов UF ;
                                                                6
упаковок,  содержащих  делящиеся  материалы;  упаковок типа B(U) и
типа  B(M);  упаковок  типа  C;  специальных условий; определенных
перевозок;  программ  радиационной  защиты  для судов специального
назначения;  а  также  неуказанных   величин  A  и A , неуказанных
                                               1    2
концентраций  активности  материалов,  на которые распространяется
изъятие,  и  неуказанных  пределов активности  грузов,  на которые
распространяется изъятие (п. 802.2 TS-G-1.1).

4.1.1-С7. Рассматривая требование о выдаче сертификатов-разрешений ГКО для упаковок, сконструированных для делящихся материалов, следует отметить, что п. 2.12.2 Правил исключает некоторые упаковки из этого требования, применяемого специально для делящихся материалов. Однако все соответствующие требования, которые применяются к радиоактивным (не свойствам делимости), к свойствам содержимого упаковки применяются.

4.1.1-С8. В отношении требования утверждения компетентным органом упаковок, сконструированных для делящихся материалов, отмечено, что п. 2.12.2 НП-053-04 (п. 672 Правил МАГАТЭ-96) освобождает определенные упаковки от действия требований, применяемых непосредственно к делящимся материалам. Однако все уместные требования, относящиеся к радиоактивным, не связанным с процессом деления свойствам содержимого упаковки, остаются в действии (п. 802.3 TS-G-1.1).

4.1.1-С9. Отношения между компетентным органом и заявителем должны быть четко определены. Это обязанность заявителя "доказать правоту", продемонстрировать соблюдение соответствующих требований. Обязанностью компетентного органа является рассудить, адекватно или нет демонстрирует предоставленная информация такое соблюдение. Компетентному органу следует иметь возможность проверки утверждений, расчетов и оценок, сделанных заявителем, даже, если необходимо, путем выполнения независимых расчетов или испытаний. Однако ему не следует "доказывать правоту" вместо заявителя, потому что в этом случае компетентный орган попадает в трудное положение, будучи одновременно "адвокатом" и "судьей". Тем не менее, это не запрещает компетентному органу неформально, без взятия на себя обязательств консультировать заявителя по вопросам типа того, каким представляется приемлемый способ демонстрации выполнения требований (п. 824.4 TS-G-1.1).

4.1.1-С10. Заявителю следует обращаться к компетентному органу на этапе предварительного конструирования для обсуждения применения соответствующих принципов конструирования и установления как процедуры утверждения, так и действий, которые следует выполнять (п. 802.6 TS-G-1.1).

4.1.1-С11. Опыт показывает, что многие заявители направляют свою первую заявку для условий конкретной и срочной потребности, являющейся достаточно узкой по области распространения, а позднее делают несколько запросов по изменению сертификата-разрешения, пытаясь расширить область его применения, чтобы использовать упаковочный комплект для других типов материала и (или) перевозок. По мере возможности, заявителей следует поощрять к формированию их первого запроса в виде общего случая, предваряющего и охватывающего их будущие потребности. Это заставит процедуру "заявка-утверждение" работать более эффективно. В некоторых случаях обоюдную пользу будущему заявителю и компетентному органу принесет обсуждение предполагаемой заявки в общих чертах до ее официального направления в детальном виде (п. 802.7 TS-G-1.1).

4.1.1-С12. Другая информация дана в приложении II к документу МАГАТЭ Серии изданий по безопасности N 112 [12] (п. 802.8 TS-G-1.1).

4.1.1-С13. НП-053-04 не предусматривают централизованного согласования и утверждения конструкций и перевозок РМ в освобожденных упаковках и промышленных упаковках типа ПУ-1 в связи с малой потенциальной опасностью перевозок таких упаковок. Считается, что достаточно той ответственности за обеспечение выполнения требований НП-053-04, которую несут разработчики, изготовители, пользователи упаковочных комплектов, а в конечном счете грузоотправители, и контроля со стороны надзорных и других государственных органов за выполнением соответствующих требований Правил и других документов (например, условий действия соответствующих лицензий).

4.1.1-С14. В соответствии с НП-053-04 утверждению подлежат только конструкции упаковок, а не сами изготовленные упаковочные комплекты и их содержимое. Для достижения уверенности, что изготовленные упаковочные комплекты будут соответствовать утвержденной конструкции, в рамках рассмотрения заявок на получение сертификатов-разрешений подлежат рассмотрению соответствующие программы обеспечения качества при изготовлении и эксплуатации упаковочных комплектов.

4.1.1-С15. Положения, изложенные в данном разделе НП-053-04, относятся к порядку согласования и получения разрешения на конструкции и перевозки только с точки зрения соответствия требованиям НП-053-04. Необходимость других согласований, утверждений, получения разрешений и т.д. определяется правилами перевозки грузов (или опасных грузов). Однако при этих согласованиях, утверждениях и т.д. не должны предъявляться дополнительные требования по сравнению с НП-053-04 по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

4.1.1-С16. Согласование и утверждение конструкций упаковок, перевозок РМ и других вопросов в соответствии с НП-053-04 не снимает ответственности с грузоотправителей за обеспечение безопасности перевозок РМ и их последствий согласно действующему законодательству.

4.1.2-С1. Порядок выдачи сертификатов-разрешений, а также ведение их реестра определяется совместно ГКО, органами государственного регулирования безопасности и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

4.1.2-С2. Для выполнения различных функций от имени государства в НП-053-04 указаны несколько федеральных органов исполнительной власти. Это органы государственного управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области транспорта. В положениях об этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, указано на выполнение ими определенных функций компетентного органа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 204 утверждено Положение о Государственном компетентном органе (ГКО) по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, а также определено, что функции ГКО выполняет Минатом России (в настоящее время - Росатом). В этом Положении приведен перечень функций ГКО.

4.1.2-С3. Заявки на выдачу сертификатов-разрешений должны включать всю необходимую информацию, на основании которой ГКО и другие федеральные органы исполнительной власти (согласующие сертификат) могут убедиться, что конструкция упаковки и условия перевозок соответствуют требованиям НП-053-04. Практически вся требуемая информация обычно входит в состав конструкторской документации. В то же время некоторым вопросам, как показывает опыт рассмотрения конструкторской документации на упаковочные комплекты и опыт подготовки сертификатов-разрешений при разработке упаковочных комплектов, уделяется недостаточное внимание.

4.1.2-С4. При разработке упаковочных комплектов и в соответствующей документации недостаточно рассматриваются и оцениваются данные о свойствах и параметрах радиоактивного содержимого, для которого разрабатывается упаковочный комплект. Практически не приводится информация об источниках получения этих данных и степени их надежности (отчеты об исследованиях и испытаниях). В то же время радиоактивное содержимое является неотъемлемой частью конструкции упаковки и в значительной мере определяет ее безопасность. Без подробной информации о свойствах и параметрах радиоактивного содержимого и надежности этих данных не может быть уверенности в безопасности конструкции упаковки.

4.1.2-С5. При разработке конструкции и в заявке на получение сертификата-разрешения необходимо иметь пояснительную записку, которая помогает последовательно и всесторонне оценивать соответствие конструкций именно требованиям НП-053-04. В такой записке должен быть приведен полный перечень требований к конструкции в соответствии с НП-053-04 и по каждому пункту кратко описаны способы доказательства и основные результаты, а также дана ссылка на более детальные документы, прилагаемые к заявке.

4.1.2-С6. В настоящее время при разработке упаковочных комплектов недостаточно внимания уделяется разработке программ обеспечения качества в ходе изготовления и эксплуатации упаковки. В то же время без таких программ не может быть уверенности, что изготовленные и эксплуатируемые упаковки соответствуют требованиям НП-053-04.

Принятая при разработке упаковочных комплектов система указания контрольных операций, проверок и т.д. на чертежах не дает возможности всесторонней и системной оценки степени надежности обеспечения качества. В частности, при этом не выделяются вопросы по степени их важности для безопасности. В материалах МАГАТЭ и ИСО приводятся детальные рекомендации по разработке системы обеспечения качества для упаковок и соответствующего специального документа для каждой конструкции упаковки.

4.1.2-С7. Полный перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать конструкция, позволяет всесторонне оценивать назначение конструкции и ее элементов, что исключит ненужные вопросы и т.д.

4.1.2-С8. Другие рекомендации по подготовке заявок на получение сертификатов-разрешений различных типов изложены ниже.

4.1.2-С9. Конструкция РМ особого вида должна получать одностороннее утверждение компетентного органа до перевозки, в то время как конструкция для материалов с низкой способностью к рассеянию требует многостороннего утверждения. Пункт 803 Правил МАГАТЭ-96 определяет минимальный объем информации, который должен быть включен в заявку на утверждение (п. 803.1 TS-G-1.1). Аналогичные требования должны быть включены в российские нормативные документы, определяющие порядок выдачи сертификатов-разрешений. См. также соответствующие справки ниже в отношении требований к заявкам на получение сертификатов-разрешений (сертификатов об утверждении согласно Правилам МАГАТЭ).

4.1.2-С10. Утверждение упаковок, сконструированных для перевозки неделящегося и делящегося освобожденного гексафторида урана в количествах, превышающих 0,1 кг, является новым требованием, введенным в издание Правил МАГАТЭ-96 и в НП-053-04. Поскольку в это издание Правил введены специальные требования к конструкции и испытаниям, стало необходимым потребовать сертификацию. Так, была включена новая категория для идентификации упаковок, а сертификация конструкции упаковок, требующих многостороннего утверждения, согласно Правилам МАГАТЭ-96, потребуется на три года раньше, чем будет сертификация односторонне утверждаемых конструкций упаковок. Этот шаг был предпринят для того, чтобы гарантировать, что те конструкции, которые не удовлетворяют всем требованиям, раньше вовлекаются в процесс сертификации (п. 805.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С11. Информация, представленная заявителем согласно пп. 810.a) и b) Правил МАГАТЭ-96, позволяет компетентному органу оценивать последствия отсутствия соответствия конструкции типа B(M) требованиям к типу B(U), а также определять, достаточны ли предложенные дополнительные меры контроля для обеспечения сравнимого уровня безопасности. Дополнительные меры имеют целью скомпенсировать отсутствие тех мер безопасности, которые не могут быть внедрены в конструкцию. Через механизм многостороннего утверждения конструкция упаковки типа B(M) независимо оценивается компетентными органами всех стран, через которые или в которые такие упаковки транспортируются (п. 810.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С12. Особое внимание следует уделять констатации того, какие требования к упаковкам типа B(U) из пп. 637, 653, 654 и 657 - 664 Правил МАГАТЭ-96 не удовлетворяются в конструкции упаковки. Предложенные дополнительные меры эксплуатационного контроля или ограничения (т.е. иные, чем те, которые уже требуются согласно Правилам), применяемые для компенсации отсутствия соответствия вышеупомянутым требованиям, должны быть полностью определены, описаны и обоснованы. Максимальные и минимальные условия окружающей среды по температуре и инсоляции, ожидаемые в ходе перевозки, должны быть определены и обоснованы с учетом регионов или стран использования и соответствующих метеорологических данных. См. также пп. 665.1 и 665.2 TS-G-1.1 (справки 2.10.1-С2 и 2.10.1-С3 настоящего Руководства) (п. 810.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С13. Если из упаковок типа B(M) требуется периодический сброс давления, то компетентному органу следует направлять полное описание процедур и директив для согласования. Дальнейшие рекомендации можно найти в пп. 666.1 - 666.6 TS-G-1.1 (справки 2.10.2-С1 - 2.10.2-С6 настоящего Руководства) (п. 810.3 TS-G-1.1).

4.1.2-С14. Для всех конструкций упаковок для делящихся материалов (IF, AF, B(U)F, B(M)F и CF) многостороннее утверждение требуется, главным образом, из-за природы опасности возникновения критичности и вследствие важности поддержания подкритичности на всех этапах перевозки. Кроме того, регулирующие положения к конструкции упаковки для делящихся материалов оставляют полную свободу относительно методов, обычно расчетных, с помощью которых демонстрируется соответствие этим требованиям. Поэтому необходимо, чтобы компетентный орган независимо оценивал и утверждал все конструкции упаковок для делящихся материалов (п. 812.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С15. Требуется, чтобы конструкция упаковки для делящихся материалов удовлетворяла требованиям как в отношении радиоактивных свойств, так и свойств деления содержимого упаковки. В отношении радиоактивных свойств упаковка классифицируется согласно определению упаковки в определении 36 НП-053-04 (п. 230 Правил МАГАТЭ-96). Если это применимо, требуется утверждение конструкции упаковки, основанное на свойствах радиоактивности, а не делимости содержимого упаковок. В дополнение к такому утверждению требуется утверждение конструкции в отношении свойств деления содержимого упаковок. Освобождения в отношении требований к утверждению конструкции упаковок для делящихся материалов см. в п. 2.12.2 НП-053-04 (п. 672 Правил МАГАТЭ-96) (п. 812.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С16. Требуется, чтобы информация, представляемая компетентному органу с заявкой на утверждение, детализировала демонстрацию соответствия каждому требованию пп. 2.12.1 и 2.12.3 - 2.12.12 НП-053-04 (пп. 671 и 673 - 682 Правил МАГАТЭ-96). В частности, информация должна включать пункты, особо выделенные в сертификате-разрешении компетентных органов. Приемлемо включение необходимой информации об экспериментах, расчетах или обоснованных аргументах, используемых для демонстрации подкритичности отдельной упаковки или партии упаковок. Следует направлять информацию, достаточную для того, чтобы компетентный орган мог проверять соответствие упаковки требованиям Правил (п. 813.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С17. Если требуется утверждение перевозки (в НП-053-04 утверждение требуется всегда, кроме перевозок освобожденных упаковок и упаковок типа ПУ-1), то такое утверждение должно охватывать весь процесс перемещения груза от исходного пункта до пункта назначения. Если груз пересекает национальную границу, то утверждение перевозки должно быть многосторонним, т.е. перевозка должна быть согласована компетентным органом страны, из которой груз вывозится, и компетентными органами стран, через которые или в которые груз перемещается. Цель требования многостороннего утверждения состоит в том, чтобы давать возможность заинтересованным компетентным органам определять необходимость особого контроля в процессе перевозки (п. 820.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С18. При применении п. 820 Правил МАГАТЭ-96 каждое требование следует применять отдельно. Например, груз упаковок типа B(M) со сбросом давления, содержащих делящиеся материалы, может потребовать утверждения в соответствии с пп. 820.a) и 820.c) Правил МАГАТЭ-96 (п. 820.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С19. Необходимость применения п. 820 Правил МАГАТЭ-96 определяется реальным содержимым упаковки, подлежащей перевозке. Например, если упаковочный комплект типа B(M), для которого сертификат-разрешение об утверждении конструкции дает допустимое содержание Co-60 в пределах 1600 ТБк, используется для перевозки всего 400 ТБк Co-60, утверждения перевозки не требуется, поскольку 400 ТБк меньше, чем 1000 ТБк (п. 820.3 TS-G-1.1).

4.1.2-С20. Согласно пп. 802.а) (iv) - (vi) Правил МАГАТЭ-96, утверждение конструкции требуется для определенных конструкций упаковок. Некоторые из этих упаковок могут перевозиться без дополнительного утверждения перевозки, в то время как для других такое утверждение требуется (см. п. 820). В отдельных случаях дополнительное утверждение перевозки необходимо потому, что нужен эксплуатационный или иной контроль, который может зависеть от реального содержимого упаковки. В тех ситуациях, когда необходимость контроля в процессе перевозки может быть определена на стадии рассмотрения и утверждения конструкции, не надо рассматривать единичные перевозки. Утверждение конструкции упаковки и перевозки может быть объединено в одном документе об утверждении (п. 821.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С21. В Правилах делается концептуальное различие между утверждениями конструкции и перевозок. Утверждение перевозок может быть включено в соответствующий сертификат-разрешение об утверждения конструкции, и, если это делается, то следует позаботиться о четком определении двойственной природы сертификата-разрешения и применять правильные коды типов. О коде типов см. пункт 828 Правил МАГАТЭ-96 (п. 4.2.3 НП-053-04 и справки 4.2.3-С1, 4.2.3-С2 настоящего Руководства) (п. 821.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С22. Хотя утверждение перевозки в специальных условиях потребует рассмотрения как перевозки, так и конструкции упаковки, это утверждение оформляется выдачей сертификата-разрешения на перевозку в специальных условиях. Дальнейшее руководство можно найти в пп. 312.1 - 312.4 TS-G-1.1 (см. справку 1.2.7-С3 настоящего Руководства) (п. 824.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С23. Необходимый уровень безопасности при перевозках в специальных условиях обычно достигается введением эксплуатационного контроля для компенсации отступлений от требований, предъявляемых к упаковке или процедурам перевозки. Отдельные методы эксплуатационного контроля, которые могут эффективно использоваться, приведены ниже:

(a) Исключительное использование перевозочного средства (см. п. 221 Правил МАГАТЭ-96).

(b) Сопровождение перевозки. Сопровождающим обычно является специалист по радиационной защите, имеющий приборы радиационного мониторинга и осведомленный об аварийных процедурах, позволяющих ему в случае аварии или иного нештатного события быстро определять наличие угрозы радиационного облучения или загрязнения и оказывать соответствующую консультацию гражданским властям. При автодорожной перевозке персоналу сопровождения, по мере возможности, следует перемещаться в отдельном перевозочном средстве, чтобы не оказаться недееспособным в результате той же самой аварии. Сопровождающий персонал также должен иметь лопаты, веревки и знаки для обозначения границ аварийной зоны, а также огнетушитель для тушения небольших возгораний и средства связи. Кроме специалиста по радиационной защите в состав сопровождения могут включаться полицейские и пожарные.

(c) Маршрут перевозки можно планировать и регулировать с целью выбора наименее опасных дорог и (по возможности) избежания густонаселенных районов и возможных опасностей (крутые уклоны и железнодорожные переезды).

(d) Временной график перевозки можно планировать и регулировать для избежания периодов интенсивного движения, таких как часы пик и конец недели.

(e) По возможности перевозки следует делать прямыми, т.е. без остановок и перегрузки в пути.

(f) Скорость перевозочных средств может быть ограничена, в частности, если ударная прочность упаковки низка и если пониженная скорость транспортного средства не вызывает дополнительных опасностей, таких как столкновения с перевозочными средствами, движущимися быстрее.

(g) Следует уделять внимание заблаговременному оповещению аварийных служб (полиции и пожарных).

(h) Следует иметь аварийные процедуры (специально разработанные или постоянно действующие) на случай попадания перевозимого груза в аварию.

(i) По мере необходимости следует использовать вспомогательное оборудование, такое как система крепления упаковки к перевозочному средству или системы амортизаторов и иные защитные устройства или конструкции в качестве компенсирующих мер безопасности (п. 825.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С24. Рекомендации по содержанию сертификатов-разрешений различных типов, их валидации и ведению их реестра представлены ниже.

4.1.2-С25. Цель подробного описания содержания сертификата-разрешения двоякая. Оно помогает компетентному органу в разработке его сертификатов-разрешений и облегчает их проверку, поскольку содержащаяся в них информация стандартизована (п. 830.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С26. В Правилах предписано, какая основная информация должна содержаться в сертификатах-разрешениях и в системе опознавательных знаков компетентного органа. Компетентным органам настоятельно рекомендуется следовать этим предписаниям как можно точнее для достижения международного единообразия сертификации. Наряду со ссылкой на необходимые национальные и международные правила, в каждом сертификате-разрешении следует ссылаться на соответствующее издание Правил, поскольку они являются международно-признанными и известными нормами. Международные опознавательные коды регистрации транспортных средств (VRI), используемые в опознавательном знаке компетентного органа, даны в таблице справки 4.2.2-С3 настоящего Руководства (п. 830.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С27. Как обсуждалось в п. 418.1 TS-G-1.1 (см. справку 1.3.3.6-С2 настоящего Руководства), при подготовке сертификата-разрешения следует принимать во внимание разрешенное количество, тип и вид содержимого каждой упаковки из-за возможного влияния этих параметров на безопасность по критичности. В сертификате-разрешении следует определять необходимые специальные инспекции или испытания содержимого для подтверждения его характеристик до перевозки. Это имеет особое значение для любых перемещаемых поглотителей нейтронов или иных устройств управления критичностью, которые будут загружены в упаковку перед отправкой (см. пп. 502.4 и 502.5 TS-G-1.1 (справка 2.12.7.6-С2 настоящего Руководства). По применимости в сертификате-разрешении следует определять или давать в виде ссылки критерий, которому должны удовлетворять результаты измерения (п. 831.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С28. Чтобы соответствовать требованиям п. 502.d) Правил МАГАТЭ-96, следует разрабатывать и сопровождать детальные процедуры, гарантирующие путем измерения давления и температур в течение длительного периода достижения стабильного, стационарного состояния. При выполнении любого испытания следует гарантировать, что выбранный метод обеспечивает необходимую чувствительность и не приводит к нарушению целостности упаковки. Факт несоответствия с требованиями к утвержденной конструкции следует полностью документировать и информировать о нем компетентные органы, утвердившие конструкцию (п. 502.5 TS-G-1.1).

4.1.2-С29. В сертификате-разрешении для специальных условий следует указывать любые специальные условия размещения груза, которым необходимо следовать или которые не следует применять (п. 831.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С30. В НП-053-04 упаковки, содержащие делящиеся материалы, исключены из сферы действия требований пп. 2.12.7.5 - 2.12.12 (п. 673 - 682 Правил МАГАТЭ-96), если соблюдены определенные требования к упаковке и загрузке (см. п. 2.12.2.в) НП-053-04 или 672.a) Правил МАГАТЭ-96). Если упаковки в грузе содержат делящиеся материалы, освобожденные на основе пределов для упаковки, следует позаботиться об обеспечении соблюдения пределов для груза. Это будет означать, что грузоотправитель должен быть хорошо осведомлен о верхнем пределе количества делящихся материалов в каждой упаковке или предполагать, что в каждой упаковке содержится максимально допустимое количество (см. п. 672.a) Правил МАГАТЭ-96) (п. 832.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С31. Сертификат об утверждении (сертификат-разрешение) компетентного органа страны происхождения обычно первый, который должен быть выпущен в серии сертификатов многостороннего утверждения. Компетентные органы, иные, чем страны происхождения, имеют выбор: либо выполнять отдельную оценку и экспертизу безопасности, либо использовать оценку, уже выполненную компетентным органом страны происхождения, ограничивая тем самым границы и степень собственной оценки (п. 834.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С32. Последующие сертификаты об утверждении (сертификаты-разрешения) могут принимать одну из двух форм. Во-первых, компетентный орган последующей страны может подтверждать первоначальный сертификат, т.е. согласовывать и подтверждать первоначальный сертификат, включая определенный в этом сертификате контроль. Это многостороннее утверждение путем подтверждения первоначального сертификата. Утверждение путем подтверждения не потребует каких-либо дополнительных опознавательных знаков компетентных органов как для идентификации сертификата (сертификата-разрешения), так и для маркировки упаковок. Во-вторых, компетентный орган может выпускать сертификат об утверждении (сертификат-разрешение), связанный с первоначальным сертификатом, но отдельный от него, причем этот последующий сертификат (сертификат-разрешение) будет иметь опознавательный знак, отличный от первоначального. В этом случае упаковки, используемые в рамках такого многостороннего утверждения, должны быть помечены опознавательными знаками как первоначального, так и последующего сертификатов об утверждении (сертификатов-разрешений) (см. п. 829.b) Правил МАГАТЭ-96) (п. 834.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С33. Компетентному органу следует контролировать специальные аспекты, связанные с конструкцией, изготовлением и использованием упаковочных комплектов в рамках программы обеспечения соблюдения Правил (см. п. 311 Правил МАГАТЭ-96). Для проверки правильности применения серийные номера всех упаковочных комплектов, изготовленных в соответствии с конструкцией, утвержденной компетентным органом, требуется сделать доступными для этого органа. Компетентному органу следует вести реестр серийных номеров (п. 819.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С34. Упаковочным комплектам, изготовленным в соответствии с конструкцией, утвержденной компетентным органом для продолжения использования в рамках положений переходного периода (пп. 816 и 817 Правил МАГАТЭ-96), также следует присваивать серийные номера. Серийный номер и знание этого серийного номера компетентным органом важны, поскольку номера обеспечивают способ определения того, какая конкретная упаковка является объектом положений "грандфазеринга" ("переходного периода") (п. 819.2 TS-G-1.1).

4.1.2-С35. Серийные номера упаковочных комплектов должны однозначно определять каждый изготовленный упаковочный комплект. Соответствующий компетентный орган должен быть информирован об этом серийном номере. Термин "соответствующий" имеет широкую интерпретацию и может относиться к какой-либо из следующих стран:

страна, где конструкция упаковки была первоначально разработана;

страна, где упаковочный комплект был изготовлен;

страна или страны, где упаковка используется.

В случае, если упаковочные комплекты изготовлены в соответствии с конструкцией упаковки, утвержденной для продолжения использования согласно п. 4.3.3 НП-053-04 (пп. 816 и 817 Правил МАГАТЭ-96), всем компетентным органам, вовлеченным в процесс многостороннего утверждения, должна направляться информация о серийных номерах упаковочных комплектов (п. 819.3 TS-G-1.1).