6.7. Исчисление стоимости наборов товаров и услуг

6.7. Исчисление стоимости наборов товаров и услуг

Для анализа ценовых процессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, помимо индекса потребительских цен исчисляются стоимости наборов, товаров (услуг), позволяющие осуществлять межрегиональные сопоставления цен в условиях постоянной структуры потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг.

Общим принципом при исчислении этих показателей как по субъектам Российской Федерации, так и по России в целом является использование единых весов (количества товаров), сохраняющихся постоянными на все время исчисления показателей, и фактических средних потребительских цен по субъектам Российской Федерации и России в целом.

Используемые в расчетах веса являются условными и не ставят задачи отразить реальные объемы потребления товаров в данный момент времени.

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на основные продукты питания, входящие в него.

В состав этого набора включено 33 наименования продовольственных товаров.

Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная по субъектам Российской Федерации, является показателем, который может быть использован как вспомогательный инструмент при оценке уровня материального благосостояния населения, отражая сложившийся уровень цен как на продовольственные, так и непродовольственные товары, а также услуги.

Формирование фиксированного набора потребительских товаров и услуг для обеспечения межрегиональных сопоставлений основывается на исследовании потребительского рынка субъектов Российской Федерации, проведенного специалистами территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.

В состав набора включены товары и услуги всех основных товарных групп, по которым организовано наблюдение за ценами. В первую очередь в набор включены наиболее часто отмеченные специалистами территориальных органов государственной статистики товары и услуги, которым отдает потребительские предпочтения основная часть населения, проживающего в них. Кроме того, в перечень включены также товары, которые получили не очень высокий рейтинг предпочтений, однако являются социально значимыми в потребительских расходах граждан.

В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.

Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц.

Состав наборов утверждается правовым актом Росстата и размещается на его официальном сайте.

Краткий глоссарий <1>

--------------------------------

<1> Определения, приведенные в кратком глоссарии, даны в целях настоящей Методологии.

При описании методологических принципов наблюдения за потребительскими ценами и расчета основных показателей статистики потребительских цен используются следующие основные понятия и термины:

агрегатный индекс цен на отдельные виды товаров (услуг) - рассчитывается как средневзвешенная величина на базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги);

базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;

базовые организации - выборочная совокупность организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров (услуг)-представителей;

веса - мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен, определяемая на основе потребительских расходов домашних хозяйств;

взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности;

два смещенных года - период времени, за который разрабатываются веса, используемые для расчета ИПЦ в отчетном году: 8 кварталов, предшествующих последнему кварталу предыдущего года;

индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается в коэффициентах или процентах);

индекс цен базисный - характеризует изменение цен за длительный период по отношению к какому-либо периоду или моменту времени;

индекс цен цепной - характеризует изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

индивидуальный индекс цен (индекс цен элементарных агрегатов) - представляет собой отношение цены товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в предыдущем (базисном) периоде;

инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности;

непродовольственные товары - товары, не предназначенные для употребления в пищу и не являющиеся сырьем для приготовления пищи, реализуемые с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса, например: одежда, обувь, мебель, автомобили, строительные материалы, бытовая техника и т.д.;

продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;

потребительские расходы домашних хозяйств - часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретаемых в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал. В потребительские расходы населения также не включаются налог на доходы физических лиц, сбережения, взносы в государственные внебюджетные фонды. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству);

потребительская цена (тариф) - фактическая цена (тариф) на товар или услугу, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных и нестационарных (палатки, киоски и т.д.) торговых объектах, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети;

потребительские товары (услуги) - товары (услуги), используемые населением, для личного и общесемейного потребления;

регистрация цен (тарифов) - сбор информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированный набор товаров (услуг)-представителей, в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами;

регулирование цен (тарифов) - сохранение за органами исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местными органами самоуправления права на установление и пересмотр цен;

рыночная цена - цена, которая формируется под влиянием спроса и предложения на товар в условиях конкурентного рынка;

сводный индекс цен - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен;

сезонность - повторяющиеся изменения, которые могут вызываться сменой времен года, периодом созревания зерновых, овощей и фруктов и их переработки, выполнением определенных работ, а также с обычаями, традициями, праздниками и пр.;

сопоставимая цена (тариф) - цена на один и тот же товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовая котировка), зарегистрированная в отчетном и базисном периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг);

средние сопоставимые цены - цены на товар (услугу)-представитель, рассчитанные из постоянного количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок) в отчетном и базисном периодах;

тарифы на услуги - система ставок, по которым организации сферы услуг реализуют их потребителям;

товар (услуга)-представитель - малая товарная группа, т.е. совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства;

торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

цена - денежное выражение стоимости товара в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную его единицу;

цена базисного периода - цена, принятая за базу сравнения при исчислении индекса цен;

ценовая котировка - цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенной организации торговли (сферы услуг).