I. Общие положения

I. Общие положения

Методологические положения по организации статистического наблюдения за внешней торговлей услугами Российской Федерации разработаны в соответствии с новой редакцией Руководства по статистике международной торговли услугами ООН и предназначены для использования в статистической практике при формировании информации о внешней торговле услугами на основе данных федерального статистического наблюдения.

Методологические положения включают описание системы основных понятий и определений, характеризующих сферу внешней торговли услугами, с уточнением содержания группировок основных видов услуг.

Методологические положения содержат краткое описание Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности, утвержденного приказом Росстата от 02.07.2012 N 373 "Об утверждении и внедрении Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД) в систему государственной статистики". КУВЭД обеспечивает совместимость классификационных группировок классификатора Всемирной торговой организации (ВТО) и Расширенной классификации услуг, отражаемых в платежном балансе (РКУПБ), и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Методологические положения предназначены для специалистов территориальных органов Росстата, непосредственно занимающихся сбором и обработкой данных об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности на основе формы федерального статистического наблюдения N 8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности".

Первым имеющим юридическую силу сводом положений и норм в области международной торговли услугами, принятым на международном уровне, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

ГАТС представляет собой согласованную на международном уровне правовую основу торговли услугами, формирующую систему имеющих исковую силу обязанностей и обязательств в области торговли услугами, которые применимы в отношении всех членов Всемирной торговой организации (ВТО).

Соглашение преследует три главные цели: прогрессивная либерализация торговли услугами путем проведения раундов переговоров; содействие экономическому росту и развитию посредством либерализации торговли услугами; расширение участия развивающихся стран в мировой торговле услугами.

ГАТС устанавливает свод норм и положений, регулирующих применение странами ВТО мер в области международной торговли услугами. Такие меры могут включать законы, нормативные акты, административные правила и решения, касающиеся оплаты, приобретения, использования услуг или присутствия иностранных поставщиков услуг.

Международная торговля услугами представляет собой совершение операций (экспорт и импорт) между резидентами и нерезидентами страны.

В число услуг входят все виды транспортной, страховой деятельности, строительство, торговля, туризм, образование, медицина, деятельность в области телекоммуникаций и компьютерных технологий и др.

В Российской Федерации внешняя торговля услугами в нормативно-правовой сфере регулируется следующими основными документами:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями). ГК РФ предусматривает специальные правила для заключения договоров, в том числе публичных, на оказание услуг договоров подряда, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции и т.д.);

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (с изменениями);

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (с изменениями). Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.