3.2.1. Подготовительный этап

3.2.1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:

1. Разработку:

1.1 планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:

1) календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

2) плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;

3) плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения;

4) организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.

Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

1.2 официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:

1) разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения;

2) разработка проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;

3) утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.

Инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению наблюдения и Вопросников.

1.3 программ обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.

1.4 технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.

1.5 программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.

1.6 средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.

Определение потребности в кадровом, финансовом
и материально-хозяйственном обеспечении территориального
и полевого уровней

Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.

Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки соответствующей категории привлекаемых лиц.

Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений
с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней

Подбор привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальными органами Росстата. Перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

Продолжительность привлечения привлекаемых лиц определены в приложении N 3 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

Периоды привлечения и условия выплаты вознаграждения привлекаемых лиц определяются приказом Росстата.

2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения, переписное районирование.

3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.

4. Организацию автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения.

5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы;

обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.

6. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления по подбору помещений, оборудованных мебелью, средствами связи и пригодных для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору первичных статистических данных, проводимому путем опроса респондентов, и хранения документов наблюдения, по предоставлению необходимых транспортных средств и средств связи (при необходимости) на безвозмездной основе.

7. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.

Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.

Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.

Лицам, привлекаемым на территориальном (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.

Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.

Лица, привлекаемые на полевом уровне, централизованно обеспечиваются экипировкой (светоотражающие браслеты, фонарики) для использования в режиме короткого светового дня.

Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, принадлежностями для фиксации данных, экипировкой интервьюера производится в объемах, установленных приказом Росстата.

Территориальным органам Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) рекомендуется возместить следующие расходы привлекаемым лицам:

а) бригадирам-инструкторам территориального уровня:

- проезд до места проведения предварительного натурного обхода отобранных для проведения наблюдения счетных участков на предмет их достижимости и обратно;

б) бригадирам-инструкторам территориального уровня и инструкторам территориального уровня:

- проезд до места обучения и обратно;

- проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;

- проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней);

в случае привлечения бригадира-инструктора территориального уровня и инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

- проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;

в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

- проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения) и проезд до него и обратно;

- почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

в) интервьюерам:

- проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;

- проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;

- проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезд до него и обратно;

- почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

Территориальным органам Росстата в период подготовки и проведения наблюдения рекомендуется возместить расходы на погрузочно-разгрузочные работы, услуги связи.

Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

Примерный расчет вознаграждения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней согласно приложению N 4 к настоящим основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения.

8. Организацию обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.

Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.

На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.

Обучение организуется централизовано с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 3-х рабочих дней.

На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется каждым территориальным органом Росстата и проводится по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме).

Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.

Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.

Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров принимают участие бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.

Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.