2.4.2. Распространение на генеральную совокупность

2.4.2. Распространение на генеральную совокупность

В целях распространения на генеральную совокупность полученных данных следует провести статистическое взвешивание итогов обследования. Обследование предполагается проводить ежеквартально. Предварительно необходимо скорректировать полученные данные о численности посетителей туристских объектов на коэффициент сезонности.

На основании скорректированных по сезонности квартальных значений формируется консолидированный годовой массив данных о численности посетителей туристских объектов в разбивке по категориям посетителей и типам туристских объектов.

Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации ежегодно после получения официальной статистической информации по соответствующим формам федерального статистического наблюдения.

В состав разрабатываемых абсолютных показателей включаются следующие показатели:

1) численность посетителей туристских объектов в разрезе следующих категорий:

российские (внутренние) туристы;

российские (внутренние) экскурсанты;

зарубежные (въездные) туристы;

зарубежные (въездные) экскурсанты;

местные резиденты (лица, не относящиеся к категориям туристов или экскурсантов);

2) численность посетителей туристских объектов по категориям посетителей, указанных в пункте 1) в разрезе следующих типов туристских объектов:

музеи федерального ведения;

музеи местного ведения;

зоопарки (зоосады);

государственные природные заповедники и национальные парки;

3) численность российских и зарубежных туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов в разрезе целей поездок;

4) численность российских туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов в разрезе регионов постоянного проживания - субъектов Российской Федерации;

5) численность зарубежных туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов в разрезе стран постоянного проживания;

6) расходы российских и зарубежных туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов в месте (регионе) посещения.

В состав разрабатываемых относительных показателей включаются следующие показатели:

7) удельный вес отдельных категорий посетителей, перечисленных в пункте 1, в общей численности посетителей туристских объектов;

8) удельный вес отдельных категорий посетителей, перечисленных в пункте 1, в общей численности посетителей по типам туристских объектов;

9) соотношение численности российских и зарубежных туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов;

10) суточные потребительские расходы туристов (экскурсантов) - посетителей туристских объектов в месте (регионе) посещения по категориям посетителей.

Первым шагом на пути распространения итогов обследования на генеральную совокупность является учет фактора сезонности числа посещений туристских объектов на территории Российской Федерации. Для учета фактора сезонности необходимо использовать замещающую переменную, сезонная вариация которой тесно коррелирует с вариацией замещаемой переменной.

В качестве замещающей переменной рекомендуется использовать величину объема туристских услуг, оказываемых населению на территории Российской Федерации.

Коэффициент сезонности () рассчитывается по следующей формуле:

, (2.1)

где:

- объем платных туристских услуг населению в квартале Q в ценах января отчетного года;

- годовой объем платных туристских услуг населению в ценах января отчетного года.

Объем платных туристских услуг населению в квартале Q рассчитывается накопленным итогом на основании Приложения N 3 к форме N П-1 (месячная) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам".

На втором шаге рассчитываются квартальные значения численности различных категорий посетителей в разрезе типов туристских объектов. Для этого используется следующая формула:

, (2.2)

где:

- численность посетителей k-ой категории j-го типа туристского объекта в квартале Q по данным выборочного обследования;

- численность посетителей k-ой категории j-го типа туристского объекта в выборке;

- численность всех посетителей j-го типа туристского объекта в выборке;

- фактическая численность всех посетителей j-го типа туристского объекта за отчетный год (по данным соответствующих форм федерального статистического наблюдения);

k = 1 - российские (внутренние) туристы;

k = 2 - российские (внутренние) экскурсанты;

k = 3 - зарубежные (въездные) туристы;

k = 4 - зарубежные (въездные) экскурсанты;

k = 5 - местные резиденты;

j = 1 - музеи федерального ведения;

j = 2 - музеи местного ведения;

j = 3 - зоопарки (зоосады);

j = 4 - государственные природные заповедники и национальные парки.

На третьем этапе при распространении полученных данных на генеральную совокупность производится суммирование квартальных значений () с целью получения данных о годовой численности каждой категории посетителей в разрезе типов туристских объектов ().

Для оценки точности полученных результатов выборочного обследования используются следующие характеристики:

1) стандартная ошибка выборки (коэффициент вариации) - представляет собой среднеквадратическое отклонение возможных значений выборочной средней от средней генеральной совокупности. Стандартная ошибка выборки показывает абсолютную величину отклонения выборочной оценки от значения параметра в генеральной совокупности;

2) относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации) является производной величиной и определяется как отношение величины стандартной ошибки выборки к выборочной оценке параметра. Данный показатель дает представление о том, насколько процентов выборочная оценка может отклоняться от значения параметра в генеральной совокупности;

3) величина доверительного интервала представляет собой интервальную оценку, в пределах которой заключено истинное значение параметра генеральной совокупности.

Обследование проводится путем анкетирования посетителей туристских объектов. Анкета статистического обследования и указания по ее заполнению приведены в приложении N 2.