1.4.2. Распространение на генеральную совокупность

1.4.2. Распространение на генеральную совокупность

В целях распространения на генеральную совокупность полученных данных следует провести взвешивание итогов обследования. Обследование предполагается проводить ежеквартально.

Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации ежегодно после получения официальной статистической информации по соответствующим формам федерального статистического наблюдения (Приложение N 3 к форме N П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам", форма 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения").

В связи с тем, что основной целью обследования является получение данных об объемных и структурных характеристиках затрат постояльцев коллективных средств размещения, необходимо использовать классификацию, которая используется для представления данных по расходам на оплату потребительских товаров и услуг. Она представлена Классификатором индивидуального потребления по целям (КИПЦ).

В обследовании предлагается использовать высший уровень классификации КИПЦ на уровне следующих разделов, характеризующих основные направления потребления постояльцев КСР, а именно:

1. Продукты питания и безалкогольные напитки.

2. Алкогольные напитки и табачные изделия.

3. Одежда и обувь.

6. Здравоохранение.

7. Транспорт.

8. Связь.

9. Организация отдыха и культурные мероприятия.

11. Гостиницы, кафе и рестораны.

12. Другие товары и услуги.

Также в ходе анализа результатов обследования необходимо использовать список характерных туристских продуктов. В состав последних согласно Международной классификации основных продуктов (КОП) входят:

1. Услуги временного проживания.

2. Услуги предприятий общественного питания.

3. Услуги пассажирского транспорта.

4. Услуги турагентств, туроператоров и гидов.

6. Услуги в области культурного досуга.

7. Услуги по организации отдыха, развлечений и спорта.

8. Прочие услуги, включая страховые.

В состав основных разрабатываемых абсолютных показателей включаются следующие показатели:

1) годовой объем потребительских расходов постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в целом и в разбивке по разделам КИПЦ;

2) годовой объем потребительских расходов туристов-постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в целом и в разбивке по разделам КОП;

3) годовой объем потребительских расходов постояльцев КСР на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе следующих целей пребывания:

отпуск, досуг, отдых;

посещение друзей и родственников;

прочие личные цели (образование, лечебные и оздоровительные процедуры, паломничество и т.п.);

деловые и профессиональные;

4) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе категорийности коллективных средств размещения;

5) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе категорийности номеров;

6) годовой объем потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе гражданства размещенных лиц;

7) годовой объем затрат постояльцев коллективных средств размещения на оплату услуг российских перевозчиков;

В состав основных разрабатываемых относительных показателей включаются следующие показатели:

8) средние потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации;

9) суточные потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации;

10) суточные потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе продолжительности пребывания;

11) средние потребительские расходы постояльца коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации в разрезе вида транспорта, использованного для прибытия в Россию;

12) структура потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации по разделам КИПЦ в разрезе:

целей пребывания;

продолжительности пребывания;

гражданства постояльцев;

13) структура потребительских расходов постояльцев коллективных средств размещения на внутреннем рынке Российской Федерации по разделам КОП в разрезе:

целей пребывания;

продолжительности пребывания;

гражданства постояльцев;

14) распределение оценок постояльцев качества оказанных им услуг в коллективных средствах размещения.

Первым шагом на пути распространения итогов обследования на генеральную совокупность является учет фактора сезонности численности постояльцев коллективных средств размещения на территории различных субъектов Российской Федерации. Для учета фактора сезонности необходимо использовать замещающую переменную. В качестве замещающей переменной рекомендуется использовать величину объема услуг коллективных средств размещения, оказываемых населению на территории Российской Федерации.

Коэффициент сезонности () рассчитывается по следующей формуле:

, (1.1)

где:

- объем платных услуг коллективных средств размещения в квартале Q в ценах января отчетного года;

- годовой объем платных услуг коллективных средств размещения в ценах января отчетного года.

Объем платных услуг коллективных средств размещения в квартале Q рассчитывается накопленным итогом на основании Приложения N 3 к форме N П-1 (месячная) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам".

На втором шаге рассчитываются квартальные значения численности различных категорий постояльцев в разрезе типов коллективных средств размещения. Для этого используется следующая формула:

, (1.2)

где:

- численность постояльцев k-ой категории j-го типа коллективных средств размещения в квартале Q по данным выборочного обследования;

- численность постояльцев k-ой категории j-го типа коллективных средств размещения в выборке;

- численность всех постояльцев j-го типа коллективных средств размещения в выборке;

- фактическая численность всех постояльцев j-го типа коллективных средств размещения за отчетный год (по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-КСР);

k = 1 - российские (внутренние) туристы;

k = 2 - зарубежные (въездные) туристы;

j = 1 - гостиница;

j = 2 - меблированные комнаты;

j = 3 - мотель;

j = 4 - пансионат;

j = 5 - общежитие для приезжих;

j = 6 - другая организация.

На третьем этапе при распространении полученных данных на генеральную совокупность производится суммирование квартальных значений () с целью получения данных о годовой численности каждой категории постояльцев в разрезе типов коллективных средств размещения ().

Для оценки точности полученных результатов выборочного обследования используются следующие характеристики:

1) стандартная ошибка выборки (коэффициент вариации) - представляет собой среднеквадратическое отклонение возможных значений выборочной средней от средней генеральной совокупности. Стандартная ошибка выборки показывает абсолютную величину отклонения выборочной оценки от значения параметра в генеральной совокупности;

2) относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации) является производной величиной и определяется как отношение величины стандартной ошибки выборки к выборочной оценке параметра. Данный показатель дает представление о том, насколько процентов выборочная оценка может отклоняться от значения параметра в генеральной совокупности;

3) величина доверительного интервала представляет собой интервальную оценку, в пределах которой заключено истинное значение параметра генеральной совокупности.

Обследование проводится путем анкетирования постояльцев коллективных средств размещения. Анкета статистического обследования и указания по ее заполнению приведены в приложении N 1.