4.1. Определения и статистические источники

4.1. Определения и статистические источники

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) оптовая торговля идентифицируется классом 46 "Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами".

Также 46 классом идентифицируются операции, связанные с оптовой торговлей: сборка, сортирование крупных партий товаров, их деление на более мелкие партии, переупаковывание, фасование и розлив по бутылкам, хранение, охлаждение, доставка и установка товаров за собственный счет; упаковывание твердых товаров и розлив в бутылки жидких или помещение в закрытые контейнеры газообразных товаров, включая смешивание и фильтрование, осуществляемые за свой счет.

К 46 классу не относятся оптовая торговля автотранспортными средствами (идентифицируется кодами ОКВЭД2 45.11.1, 45.11.4, 45.19.1, 45.19.4), оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД2 45.31), оптовая торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями (коды ОКВЭД2 45.40.1, 45.40.4); упаковывание твердых товаров и розлив в бутылки жидких или помещение в закрытые контейнеры газообразных товаров, включая смешивание и фильтрование, для третьей стороны (код ОКВЭД2 82.92), а также торговля электроэнергией, тепловой энергией и газом, подаваемым по распределительным сетям газоснабжения (код ОКВЭД2 35), операции с недвижимым имуществом (код ОКВЭД2 68) и аренда и прокат товаров (код ОКВЭД2 77).

Оптовой торговлей занимаются как организации и индивидуальные предприниматели, для которых эта деятельность является основной, так и организации и индивидуальные предприниматели других видов экономической деятельности.

Устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием оптовой торговли является "оборот оптовой торговли", в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Комиссионеры (поверенные, агенты), осуществляющие деятельность в оптовой торговле в интересах другого лица (комитента, доверителя, принципала) по договорам комиссии (поручения) либо агентским договорам в обороте оптовой торговли отражают только сумму полученного вознаграждения. Стоимость проданных на основе договоров комиссии, поручения или агентских договоров товаров отражается комитентами (доверителями, принципалами).

Транспортирование и распределение газа по распределительным сетям газоснабжения среди конечных потребителей (населения, предприятий и т.п.), а также распределение (отпуск) электрической и тепловой энергии в оборот оптовой торговли не включаются, так как их реализация конечному потребителю (т.е. организациям, использующим их при производстве продукции или в коммунально-бытовых целях) не является оптовой продажей.

Продажа товаров населению относится к обороту розничной торговли и в оборот оптовой торговли не включается.

Стоимость лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи, топливных карт, проданных объектов недвижимости в оборот оптовой торговли не включается.

Одним из признаков операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара <1>.

--------------------------------

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации ст. 169, гл. 21.

Данные об обороте оптовой торговли представляют как организации оптовой торговли, так и других видов деятельности, осуществляющие перепродажу юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям товаров, ранее приобретенных на стороне.

Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.

Формирование объема оборота оптовой торговли осуществляется на основании данных, предоставляемых всеми категориями хозяйствующих субъектов по формам федерального статистического наблюдения, сбор и разработка которых осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Информационной основой формирования показателя "оборот оптовой торговли" кроме унифицированных форм федерального статистического наблюдения, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности (перечень приведен в разделе 2.2), являются специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ <1>, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЯ "ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ"

N п/п
Формы федерального статистического наблюдения
индекс
периодичность
наименование
1
ПМ-торг
месячная
Сведения об обороте оптовой торговли малого предприятия
2
1-ТОРГ
годовая
Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли
3
1-конъюнктура (опт)
квартальная
Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле

--------------------------------

<1> Формы федерального статистического наблюдения утверждаются приказами Росстата и находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/).