3.1. Определения и статистические источники

3.1. Определения и статистические источники

Одним из основных макроэкономических показателей потребительского рынка является оборот розничной торговли. Его объем, динамика, структура входят в число показателей, характеризующих экономический потенциал страны. По нему строятся всевозможные международные сопоставления. Оборот розничной торговли является базовым показателем для формирования объема конечного потребления при расчетах ВВП методом конечного использования.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) розничная торговля идентифицируется классом 47 "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", который включает перепродажу (продажу без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления.

Ассортимент товаров данной группировки ограничивается товарами, обычно именуемыми потребительскими товарами или товарами розничной торговли. Поэтому товары, обычно не реализуемые в розничной торговле, такие как зерно хлебных злаков, руды, промышленное оборудование и т.п. не входят в эту группировку. Вместе с тем в 47 класс включается торговля такими товарами, как персональные компьютеры, канцтовары, краски или древесина, моторное топливо, хотя эта продукция может быть не применима в личных или бытовых целях.

Традиционно используемая в торговле обработка товара не затрагивает основных характеристик товаров и может включать в себя, например, лишь их сортировку, разделение, смешивание и упаковку.

Также классом 47 идентифицируется розничная торговля посредством комиссионных торговых агентов и деятельность розничных аукционных домов.

К 47 классу не относятся розничная торговля автотранспортными средствами (идентифицируется кодами ОКВЭД2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3), розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД2 45.32), розничная торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями (коды ОКВЭД2 45.40.2, 45.40.3);

По сравнению с ОКВЭД в ОКВЭД2 включена розничная торговля моторным топливом для автомобилей и мотоциклов в специализированных магазинах, включая розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств (код ОКВЭД2 47.3); исключен ремонт предметов личного пользования и бытовых товаров.

Розничной торговлей занимаются как организации и индивидуальные предприниматели, для которых эта деятельность является основной, так и организации и индивидуальные предприниматели других видов экономической деятельности.

Устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием розничной торговли, является "оборот розничной торговли", в общем виде представляющий собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).

В оборот розничной торговли также включаются <1>:

--------------------------------

<1> В целях федерального статистического наблюдения.

стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;

полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);

стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

стоимость товаров, проданных при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет (интернет торговля (электронная торговля), под которой понимается продажа товаров по заказам от покупателей, поступивших в интерактивном режиме (ON-LINE), где цена и (или) условия продажи приняты или оговорены по Интернету, электронной почте и т.п.) по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;

стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;

стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;

полная стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам;

полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (угля, газа в баллонах, древесного топлива и т.п.);

стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);

стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость проданной порожней тары.

Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др., включается в оборот розничной торговли.

Не включаются в оборот розничной торговли:

стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;

стоимость объектов недвижимости;

стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;

стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям.

Организации (комиссионеры, поверенные, агенты), осуществляющие деятельность в интересах другого лица по договорам комиссии, поручения либо агентским договорам, стоимость товаров, проданных населению, включают в оборот розничной торговли в полном объеме. Комитенты, доверители, принципалы, являющиеся собственниками этих товаров, их стоимость в оборот розничной торговли не включают.

Данные об обороте розничной торговли представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу.

Оборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается. Организации общественного питания в оборот розничной торговли включают стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, которые были проданы через свои объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки и т.п.). Покупные товары, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров, отражаются в обороте общественного питания.

Одним из основных признаков операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа <1>.

--------------------------------

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 169, гл. 21.

Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Информационной основой формирования показателя "оборот розничной торговли" кроме унифицированных форм федерального статистического наблюдения, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности (перечень приведен в разделе 2.2), являются специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ <1>, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЯ "ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ"

N п/п
Формы федерального статистического наблюдения
индекс
периодичность
наименование
1
3-ТОРГ(ПМ)
квартальная
Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли
2
3-рынок
квартальная
Сведения о числе торговых мест на рынках
3
3-ярмарка
квартальная
Сведения о числе торговых мест на ярмарках
4
Б-1п
квартальная
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (продовольственный рынок)
5
Б-1с
квартальная
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на универсальном розничном рынке
6
Б-1сельхоз
квартальная
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (сельскохозяйственный рынок)
7
1-ТОРГ
годовая
Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли
8
1-ИП (торговля)
1 раз в год
Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле
9
1-конъюнктура
квартальная
Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле
10
ТОРГ (микро) <2>
1 раз в 5 лет
Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия

--------------------------------

<1> Формы федерального статистического наблюдения утверждаются приказами Росстата и находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/);

<2> В период проведения сплошного статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства.