2.1. Правовая основа организации федерального статистического наблюдения за оборотом оптовой (розничной) торговли

2.1. Правовая основа организации
федерального статистического наблюдения за оборотом оптовой
(розничной) торговли

Система федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей является одной из наиболее разветвленных по разнообразию обследуемых хозяйствующих субъектов и методов статистического наблюдения за ними.

Организация федерального статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами торговли и порядок формирования результатов их деятельности осуществляются с учетом требований и положений федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов (ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства);

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие следующим требованиям (подпункты "в" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона):

- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" с 1 августа 2016 г. предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должны превышать для микропредприятий - 120 млн. рублей, малых предприятий - 800 млн. рублей; средних предприятий - 2 млрд. рублей.

Категории субъектов малого или среднего предпринимательства торговли, представленная на схеме 1, определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, указанных в вышеприведенных пунктах 2 и 3:

Схема 1.

              ┌────────────────────────────────────────────┐
              │   Категории субъектов малого и среднего    │
              │            предпринимательства             │
              └───────────────┬────────────┬───────────────┘
                   ┌──────────┘            └───────────┐
                   │                                   │
                   \/                                  \/
┌──────────────────────────────────┐   ┌──────────────────────────────────┐
│        Средние предприятия       │   │         Малые предприятия        │
│    среднесписочная численность   │   │    среднесписочная численность   │
│работников 101 - 250 человек и/или│   │ работников до 100 человек и/или  │
│ объем годового дохода свыше 800  │   │   объем годового дохода до 800   │
│      млн. руб до 2 млрд. руб     │   │             млн. руб             │
│ (в Статрегистре Росстата тип 3)  │   │ (в Статрегистре Росстата тип 1)  │
└──────────────────────────────────┘   └────────────────┬─────────────────┘
                                                        │
                                                        \/
                                      ┌───────────────────────────────────┐
                                      │      из них микропредприятия      │
                                      │    среднесписочная численность    │
                                      │ работников до 15 человек и объем  │
                                      │годового дохода менее 120 млн. руб │
                                      │  (в Статрегистре Росстата тип 4)  │
                                      └───────────────────────────────────┘

К субъектам малого и среднего предпринимательства, наравне с коммерческими организациями, относятся предприятия потребительской кооперации.

Схема 2.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│         Субъекты малого и среднего предпринимательства торговли         │
│       в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ       │
│"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
             /\                        /\                      /\
             │                         │                       │
  ┌──────────┴───────────┐     ┌───────┴────────┐     ┌────────┴───────┐
  │     Коммерческие     │     │Потребительские │     │                │
  │      организации     │     │  кооперативы   │     │ Индивидуальные │
  │(кроме государственных│     │  (организации  │     │предприниматели │
  │    и муниципальных   │     │потребительской │     │                │
  │унитарных предприятий)│     │   кооперации)  │     │                │
  └──────────────────────┘     └────────────────┘     └────────────────┘

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Внесение изменений в реестр осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений за предшествующий календарный год о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства служит источником актуализации Статистического регистра Росстата, который является основой организации федеральных статистических наблюдений, включая экономические переписи, на территории Российской Федерации. Функционирование Статрегистра определено Положением о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 5 августа 2005 г. N 122.

Статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего предпринимательства торговли организуется с учетом требований статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Установлено, что обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются на основе представительной (репрезентативной) выборки, и проводятся путем:

а) ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий;

б) ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства". Установлено, что выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем сочетания обследований основных экономических показателей их деятельности по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.