4.2.1. Оценка скрытой деятельности

4.2.1. Оценка скрытой деятельности

Неукоснительное соблюдение органами государственной статистики положений статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, предоставляемых респондентами, использование этих данных исключительно в целях получения сводной статистической информации и размещение ее в открытом доступе только в агрегированном виде способствует росту доверия органам государственной статистики со стороны респондентов, отражению ими в формах федерального статистического наблюдения более полных сведений и таким образом сокращению размеров скрытой деятельности.

Однако анализ получаемых статистических данных об объеме платных услуг населению, проверка их с помощью имеющихся в распоряжении органов государственной статистики приемов свидетельствует, что в ряде случаев продолжает иметь место предоставление респондентами сведений, не отражающих истинные размеры оказанных ими населению платных услуг.

Выявить размер сокрытия на микроуровне в отсутствие такого инструмента, как проверки специалистами органов государственной статистики правильности занесения респондентами сведений в отчет на основе их сверки с данными первичного учета, весьма проблематично.

В этих условиях единственной возможностью для определения объемов сокрытия платных услуг населению является их расчет на основе привлечения косвенных данных из различных источников, включая административные, распространения сложившихся по сопряженным показателям тенденций и соотношений на искомый показатель, а также использование приемов сравнительного анализа, экстраполяции, моделирования, экспертной оценки и т.п. Естественно, что такой подход предполагает некоторые условности и допуски.

Понятие "объем сокрытия платных услуг населению" (Осд) представляет собой разницу между фактическим объемом платных услуг населению (т.е. в действительности оказанных и оплаченных услуг) и их объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.

Расчет объема сокрытия платных услуг населению производится отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в ежегодном режиме по следующей формуле:

, где [19]

- объем сокрытия платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

- объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу i-того типа хозяйствующих субъектов;

- коэффициент сокрытия по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

- тип хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели (i = 1), юридические лица ( = 2).

При расчете объема сокрытия по индивидуальным предпринимателям объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу равен Оип, при расчете по юридическим лицам - сумме Окс/мел + Омал + Омк.

Коэффициент сокрытия объемов платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов () рассчитывается по следующей формуле:

, где [20]

- доля респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;

- средний уровень занижения данных респондентами, допускающими отражение в статистической отчетности неполных сведений по j-тому виду платных услуг населению;

j - вид платных услуг населению.

Для расчета доли респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений (), следует воспользоваться данными по форме N 1-ККТ "Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники", размещенными на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.nalog.ru) в разделе "Выбор сайта УФНС" в рубрике "Статистика".

Раздел I этой формы содержит, в частности, следующие показатели:

единиц

Показатель
Код строки
Индивидуальные предприниматели
Организации
Количество проведенных проверок
1050
Количество проверок, по которым установлены нарушения
1060
в том числе:
неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ)
1070
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ)
1080

Использование этих данных для расчета осуществляется с допуском, что если у какой-то части хозяйствующих субъектов в ходе проводимых органами ФНС России проверок по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) были установлены факты неприменения ККТ (код строки 1070) и/или нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (код строки 1080), то такова же в пропорции и доля респондентов, указывающих в статистической отчетности неполные сведения.

Однако прежде, чем эти данные включать в расчеты , следует скорректировать их с целью исключения повторного счета, т.к. у одного и того же хозяйствующего субъекта при проверке могут быть выявлены оба этих нарушения (поэтому данные по сумме кодов 1070, 1080 могут превышать данные по коду 1060).

Корректировка производится путем уменьшения данных по каждому из этих трех кодов на приходящуюся на него долю разницы между их суммой и кодом 1060.

Пример:

Показатель
Код строки в ф. 1-ККТ
Количество проверок, единиц
Доля в сумме кодов 1070 и 1080
Распределение разницы по кодам, единиц
Скорректированное количество проверок, единиц
Искомая доля (Дс)
1
2
3
4
5 = гр. 4 x 98
6 = гр. 3 - гр. 5
Количество проведенных проверок
1050
50007
x
x
x
x
Количество проверок, по которым установлены нарушения
1060
30782
x
x
x
x
в том числе:
неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ)
1070
26412
0,855
84
26328
x
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ)
1080
4468
0,145
14
4454
x
Сумма кодов 1070 и 1080
30880
1
98
30782
0,616
Разница между суммой кодов 1070 и 1080 и кодом 1060
98
x
x
x
x

Поскольку форма N 1-ККТ разрабатывается налоговыми органами в целом без распределения проверок по видам экономической деятельности, которыми занимаются проверяемые хозяйствующие субъекты, то условно принимается, что доля респондентов, не показывающих в статотчетности полные сведения, одинакова по всем видам услуг.

Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности () - это среднее соотношение объемов сокрытия и объемов, включенных ими в статистическую отчетность. Измеряется в долях единицы, но при этом может быть и больше единицы, если сокрытие превышает объемы, показанные в статотчетности.

Как указывалось выше, на микроуровне установить уровень сокрытия затруднительно. Поэтому следует использовать косвенные данные.

Общеизвестно, что причина сокрытия объемов деятельности в умышленном занижении налогооблагаемой базы в целях ухода от налогов и получения более высокой прибыли. Исходя из этого, логично предположить, что уровень сокрытия объемов деятельности коррелирует со скрытой оплатой труда, средства для которой и образуются за счет этого.

На макроуровне в целом по экономике производится оценка балансовым методом оплаты труда наемных работников с учетом скрытой оплаты труда и смешанных доходов. В целом по России в 2010 г. фактическая оплата труда превышала официальную на 39,6%. Исходя из этого, средний уровень занижения респондентами сведений в статистической отчетности в целом по экономике можно оценить в 0,396.

Однако использование этого соотношения может служить лишь общим ориентиром при определении среднего уровня занижения сведений об объеме платных услуг населению в статотчетности, т.к. оно не учитывает ни территориальные различия, ни особенности видов деятельности по оказанию разных видов услуг.

Для учета этих различий и особенностей в расчеты следует включить данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий, которые разрабатываются в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности и категорий хозяйствующих субъектов.

При этом исходя из предположения, что на предприятиях, занимающихся производством одних и тех же видов услуг, уровень оплаты труда работников примерно одинаков, независимо от категории, к которой относится предприятие (среднее или малое), а также что вероятность сокрытия объемов деятельности наиболее высока в сфере малого бизнеса, условно принимается, что разница в данных о среднемесячной начисленной заработной плате работников по кругу средних предприятий и по кругу малых (без учета микропредприятий), в пропорции, соответствует среднему уровню занижения респондентами-нарушителями сведений по соответствующему виду услуг в статистической отчетности ().

Формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий осуществляется на основе федерального статистического наблюдения по формам N П-4 (месячная) "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства), N 1-Т (годовая) "Сведения о численности и заработной плате работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, не предоставляющие форму N П-4), N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Учитывая, что показатель среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий является относительным и на его основе будет рассчитываться также относительный показатель (соотношение), при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД, соответствующих выделяемым в статотчетности по платным услугам населению видам услуг, необязательно их полное совпадение по содержанию, достаточно использовать группировки ОКВЭД на уровне трех знаков (подклассы). Примерный перечень подклассов приводится в таблице N 10. При этом специалист ТОГС, осуществляющий расчеты объема сокрытия платных услуг населению, вправе произвести замену предложенного в таблице подкласса на другой подкласс, который также относится к данному виду услуг, с учетом специфики региона.

Расчет производится по следующей схеме:

Таблица N 10

Подклассы экономической деятельности
Среднемесячная начисленная заработная плата работников в ____ году, рублей
Виды платных услуг населению
Средний размер занижения респондентами сведений в статистической отчетности ()
средние предприятия
малые предприятия
1
2
3
4
5 = (2 - 3) / 3
19.3. Производство обуви
Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви
18.2. Производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды
Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий
52.7. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий
50.2. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования
36.1. Производство мебели
Услуги по изготовлению и ремонту мебели
93.0 Предоставление персональных услуг
Услуги по химической чистке и крашению
93.0. Предоставление персональных услуг
Услуги прачечных
45.2. Строительство зданий и сооружений
Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек
74.8. Предоставление различных видов услуг
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий
93.0. Предоставление персональных услуг
Услуги бань, душевых и саун
93.0. Предоставление персональных услуг
Парикмахерские и косметические услуги
93.0. Предоставление персональных услуг
Ритуальные услуги
71.4. Прокат бытовых изделий и предметов личного пользования
Услуги предприятий по прокату
74.8. Предоставление различных видов услуг
Прочие виды бытовых услуг
60.2. Деятельность прочего сухопутного транспорта
Транспортные услуги
64. Связь
Услуги связи
70.3. Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом
Жилищные услуги
40.3. Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
Коммунальные услуги
92.3. Прочая зрелищно-развлекательная деятельность
Услуги учреждений культуры
63.3. Деятельность туристических агентств
Туристские услуги
55.1. Деятельность гостиниц
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
92.6. Деятельность в области спорта
Услуги физической культуры и спорта
85.1. Деятельность в области здравоохранения
Медицинские услуги
85.1. Деятельность в области здравоохранения
Санаторно-оздоровительные услуги
85.2. Ветеринарная деятельность
Ветеринарные услуги
74.1. Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
Услуги правового характера
80. Образование
Услуги системы образования
85.3. Предоставление социальных услуг
Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
70.3. Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом
Прочие виды платных услуг населению
72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
74.1. Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
74.4. Рекламная деятельность
В среднем по кодам 70.3, 72, 74.1, 74.4
x
x

По строке "прочие виды платных услуг населению" средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности берется на уровне среднеарифметической , рассчитанных по классам/подклассам с кодами 70.3, 72, 74.1, 74.4.

Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности () рассчитывается только в разрезе видов услуг (без распределения по типам хозяйствующих субъектов), поэтому в расчет Ксi и по юридическим лицам и по индивидуальным предпринимателям берется одинаковое значение этого показателя.

В случае если при расчете по данной схеме по какому-либо виду услуг получено отрицательное значение , специалист ТОГС, осуществляющий расчеты, вправе произвести его экспертную оценку на основе других доступных ему источников (например, путем замены подкласса экономической деятельности на другой, если данный вид платных услуг включает наряду с этим и другие подклассы, или взяв в расчеты разницу между данными соответственно по малым предприятиям (без микропредприятий) и микропредприятиям, или используя аналогичные данные по одному из близлежащих субъектов Российской Федерации, материалы региональных обследований, социологических опросов, если такие обследования проводились, на основе консультаций с экспертами, экономико-статистического анализа имеющихся сведений и т.д., или, в крайнем случае, поменяв местами в расчетах данные по средним и малым предприятиям, т.е. просто проигнорировав знак "-").

Общий объем сокрытия платных услуг населению (Осд) определяется как сумма объемов сокрытий по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам:

[21]

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р Росстату поручено в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей разработать базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год и в 2015 году представить их в Правительство Российской Федерации и в дальнейшем осуществлять их разработку на регулярной основе 1 раз в 5 лет.

Базовые таблицы "затраты-выпуск", являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Они позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Одной из целей построения базовых таблиц "затраты-выпуск" является уточнение параметров ненаблюдаемой экономики в разрезе групп товаров и услуг на основе метода товарных потоков.

В ходе построения этих таблиц производится масштабное сопоставление на макроуровне огромного массива статистической информации, что позволяет оценить степень надежности всех задействованных в этой работе сведений.

Поэтому ожидается, что после разработки в 2015 году базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год появится дополнительный инструмент для оценки точности производимых досчетов скрытой деятельности на рынке платных услуг населению.