3.5.1. Годовое статистическое наблюдение

3.5.1. Годовое статистическое наблюдение

При годовом федеральном статистическом наблюдении за платными услугами населению сбор первичных статистических данных осуществляется комбинированным способом:

от юридических лиц (кроме микропредприятий), адвокатских образований (включая адвокатские кабинеты) - путем сочетания сплошного и выборочного способов на основе формы N 1-услуги;

от юридических лиц - микропредприятий - выборочным способом на основе формы N МП(микро);

от индивидуальных предпринимателей - выборочным способом на основе ф. N 1-ИП(услуги).

Кроме того, для формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению привлекаются данные административных источников:

сведения о стоимости реализованных населению железнодорожных билетов (ОАО "Российские железные дороги");

сведения о стоимости реализованных населению авиационных билетов (ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии");

форма N 5-2 "Сведения о нотариальном сообществе и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (Минюст России).

Юридические лица (кроме микропредприятий),
адвокатские образования

Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, адвокатские образования (включая адвокатские кабинеты) обследуются на сплошной основе, субъекты малого предпринимательства - выборочно.

Основой для формирования выборочной совокупности хозяйствующих субъектов, оказывающих платные услуги населению, являются итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проводится 1 раз в 5 лет.

Построение выборочной совокупности организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (за исключением микропредприятий), состоит из следующих этапов:

1) из пообъектной Базы "Сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства" выгружаются малые предприятия (тип 1), у которых в резервном поле 3 стоит цифра "1". Для каждого предприятия выгружаются следующие реквизиты: код ОКАТО, код ОКПО, код ОКУН, показатель 2137300020001 (объем услуг), тип предприятия, наименование предприятия;

Таблица N 1

Список объектов наблюдения

N п/п
Код ОКПО
Код ОКАТО
Код ОКУН
Тип предприятия
Объем платных услуг населению, тыс. рублей
1
2
3
4
5
6

2) в списке могут быть единицы наблюдения, имеющие одинаковые коды ОКПО, т.е. одна и та же организация может оказывать одновременно несколько (2 - 3) видов услуг. Поэтому в списке оставляется только та единица наблюдения, у которой значение показателя (объем платных услуг населению) больше;

3) на основании полученного списка организаций осуществляется их группировка по видам услуг - кодам ОКУН;

4) производится ранжирование организаций от минимального значения к максимальному по показателю "Объем платных услуг населению";

5) полученные ряды анализируются. Если количество организаций в сформированной группе менее 10, то они все включаются в наблюдение и в дальнейшем отборе не участвуют;

6) из оставшихся организаций выбираются организации, у которых показатель "Объем платных услуг населению" имеет значительный удельный вес среди организаций региона и которые будут обследоваться на сплошной основе.

Для этого отдельно для каждой подгруппы, количество организаций по которой более 10, выполняются следующие шаги:

Шаг 1 - Рассчитываются статистические характеристики по каждой подгруппе (таблица N 2).

Таблица N 2

Расчет параметров для определения организаций, которые
будут обследоваться на сплошной основе

Номер группы
Вид услуг (код ОКУН)
Число организаций, вошедших в группу
Объем в среднем на одну организацию,
Среднеквадратическое отклонение,
1
2
3
4
5
6
7

Среднее значение объема платных услуг населению по i-му виду услуг ():

, где [1]

- объем платных услуг населению, оказанных j-ым предприятием по i-му виду услуг;

- число организаций региона по i-му виду услуг.

Среднее квадратическое отклонение ():

[2]

Шаг 2 - Отбираются организации, у которых показатель "Объем платных услуг населению" имеет значительный удельный вес среди организаций региона и которые будут обследоваться на сплошной основе наряду с организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства. К ним относятся организации, у которых объем платных услуг населению больше среднего значения объема платных услуг населению по данному виду услуг на три среднеквадратических отклонения:

Если количество организаций по виду услуг 200 и менее, то отбираются организации, у которых объем платных услуг населению больше среднего значения объема платных услуг населению по данному виду услуг на два среднеквадратических отклонения:

Отобранные таким образом организации добавляются в список организаций, которые будут обследоваться на сплошной основе.

7) формируются основы выборки. (Количество основ выборки соответствует числу видов услуг, в которых требуется произвести отбор единиц совокупности, т.е. 30 видов услуг и 30 основ выборки).

Из списка организаций по каждой группе исключаются все организации, отобранные на предыдущем этапе, которые будут обследоваться на сплошной основе. Количество оставшихся организаций и составляет генеральную совокупность (N), из которой производится отбор объектов обследования (n).

8) метод отбора организаций, используемый для каждой подгруппы, зависит от имеющегося в регионе количества организаций. При выборе метода, используемого для отбора организаций по конкретному виду услуг, следует руководствоваться следующим:

если количество организаций по виду услуг 50 и более, применяется типическая выборка;

если количество организаций по виду услуг менее 50, то используется систематический отбор организаций из генеральной совокупности, так как в этом случае формирование типической выборки путем размещения по типическим группам неэффективно.

9) формирование выборочной совокупности происходит по следующему алгоритму:

Алгоритм формирования систематической выборки

Шаг 1 - Присваиваются порядковые номера от 1 до элементам совокупности для каждой основы выборки (т.е. для каждого списка организаций).

Шаг 2 - Для каждой основы выборки рассчитываются объем выборки () с заданным уровнем стандартной ошибки (по схеме из таблицы N 3):

от [3]

[4]

Таблица N 3

Проектирование объема выборки организаций, оказывающих
платные услуги населению

Наименование вида услуг (код ОКУН) и типа предприятий каждого списка
Число организаций, вошедших в список
Среднее значение показателя
Объем выборки при заданной стандартной ошибке выборки
1
2
3
4

Шаг 3 - Затем рассчитывается шаг отбора для каждого списка по i-му виду услуг:

, где [5]

- число организаций по i-му виду услуг;

- число отбираемых организаций по i-му виду услуг.

В случае если рассчитанный объем выборки составляет 50% совокупности, то отбираются все единицы генеральной совокупности.

Шаг 4 - Определяется для каждого списка начало отбора, находящееся в середине первого интервала отбора ():

[6]

Шаг 5 - Производится отбор организаций в соответствии с интервалом отбора, начиная с организации, попавшей в выборку первой:

, [7]

, [8]

[9]

и т.д.

Алгоритм формирования типической выборки

Шаг 1 - Рассчитываются статистические характеристики ряда для каждой основы выборки (в данном случае основой выборки являются списки предприятий по виду услуг и типу предприятия):

Таблица N 4

Статистические характеристики показателя
проектирования типической выборки организаций региона,
оказывающих платные услуги населению по видам услуг
и типу предприятия

Наименование услуг (код ОКУН) каждого списка
Число организаций, вошедших в список
Объем платных услуг в среднем на одну организацию из списка,
Дисперсия,
Средне-квадратическое отклонение,
Коэффициент вариации, %
1
2
3
4
5
6

Шаг 2 - Каждая основа выборки разбивается на типические (однородные группы).

Разбивка на типические группы проводится путем последовательного бинарного деления упорядоченного ряда по средней на группы:

меньше среднего значения показателя ();

больше среднего значения показателя ().

Ранжированный по возрастанию ряд по i-му виду услуг делится на две группы:

а) значение показателя () меньше или равно среднему значению (), т.е.

в) значение показателя () превышает среднее значение (), т.е. .

Для групп а) и в) рассчитываются статистические характеристики:

(, , , , ), (, , , , ).

В результате расчетов возможны два результата:

коэффициент вариации равен 35% или менее 35%; в этом случае группа считается однородной и может быть использована в качестве типической группы;

коэффициент вариации больше 35%; тогда необходимо повторение той же операции, т.е. каждая из групп и делится на две подгруппы:

меньше или равно ;

больше .

Затем рассчитываются статистические характеристики для каждой из полученных подгрупп:

(, , , , ), (, , , , );
(, , , , ), (, , , , ).

Вновь возможны два результата:

коэффициент вариации меньше или равен 35%;

коэффициент вариации больше 35%.

Операция повторяется до того момента, пока вся генеральная совокупность () не будет разделена на группы, коэффициенты вариации () в которых не будут превышать 35%. Дробление прекращается в том случае, когда численность группы () будет равна или меньше 5 единиц независимо от величины коэффициента вариации. Полученные путем бинарного деления по средней однородные группы используются в качестве типических групп при проектировании выборочной совокупности.

Если в результате деления образуется группа с одной единицей наблюдения, то она объединяется с предыдущей группой независимо от величины коэффициента вариации.

Шаг 3 - По сформированным группам, у которых коэффициент вариации () равен или меньше 35%, строится интервальный ряд, и рассчитывается средняя из внутригрупповых дисперсий по i-му виду (таблица N 5):

. [10]

Таблица N 5

           Распределение организаций, оказывающих платные услуги
                     населению, по типическим группам
                       по __________________________
                                 (виду услуг)

Номер типической группы
Интервалы по объему платных услуг организаций, входящих в типическую группу
Число организаций в g-ой группе
Объем платных услуг в среднем на одну организацию группы
Дисперсия
Коэффициент вариации,%
Минимальное значение показателя
Максимальное значение показателя
1
2
3
4
5
6
7
8
гр. I
гр. II
гр. III

Шаг 4 - Для проектирования выборочных совокупностей используется методология типической (стратифицированной) выборки с непропорциональным размещением. При непропорциональном размещении от каждой типической группы отбирается одинаковое количество единиц наблюдения.

Для каждой основы выборки рассчитывается объем выборки () с заданными уровнями стандартной ошибки (по схеме таблицы N 6):

от , [11]

, где [12]

- среднее значение показателя проектирования по i-му виду услуг и g-ой типической группы;

- дисперсия по i-му виду услуг и g-ой типической группы;

- численность организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы;

- численность организаций по i-му виду услуг;

- количество типических групп по i-му виду услуг.

Таблица N 6

Проектирование объема выборки организаций,
оказывающих платные услуги населению для каждой типической
группы (g)

(непропорциональное размещение)

Номер типической группы
Число организаций в каждой типической группе
Среднее значение показателя
Объем выборки n при заданной стандартной ошибке выборки
1
2
3
4

Для размещения предпочтенного объема выборки по типическим группам рассчитывается объем выборки каждой типической группы .

Затем рассчитывается шаг отбора для каждой g-ой типической группы по i-му виду услуг: , где

- число организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы;

- число отбираемых организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы.

При проведении отбора необходимо выполнение следующих условий:

независимо от объема выборки в типической группе должно быть отобрано не менее двух единиц наблюдения;

в случае если при проектировании объема выборки в выборку попадает более 50% совокупности, то отбираются все единицы генеральной совокупности;

если при размещении по типическим группам расчетный объем выборки в g-ой типической группе превышает число организаций генеральной совокупности данной группы , то данная группа включается в выборку полностью;

последняя организация последней типической группы включается в выборку.

Проводится отбор организаций по всем основам выборки. Затем строится единый список отобранных организаций и проводится проверка на попадание одной и той же организации в разные списки.

Таблица N 7

          Размещение объема выборочной совокупности организаций,
               оказывающих платные услуги населению региона
                           по типическим группам
                   по __________________________________
                                (вид услуг)

Номер типической группы
Интервалы типических групп (по объему услуг организаций, попавших в эти группы)
Число организаций в g-й типической группе,
Среднее значение объема платных услуг населению в g-й типической группе,
Объем выборки в g-й типической группе,
Шаг отбора,
Начало отбора,
1
2
3
4
5
6
7

10) списки организаций, обследуемых на сплошной основе и отобранных по алгоритму (описанному в пункте 9) объединяются;

11) на следующем этапе производится сопоставление списка организаций, полученного на основе выше описанной процедуры выборки, с перечнем организаций, в которых в настоящее время осуществляется сбор информации по приложению N 3 к форме N П-1, формам N N П-5(м), ПМ на предмет выявления тех, которые перестали заниматься оказанием платных услуг населению или были ликвидированы;

12) проводится как количественный, так и качественный анализ организаций, которые не попали во вновь сформированную выборку. Осуществляется адаптация существующего перечня базовых организаций с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура "просеивания", в результате чего добавляются в выборку организации, необходимые для сбора информации в регионе.

Территориальные органы государственной статистики вправе принимать решение о довключении в выборку организаций, являющихся стратегически важными для данного региона, т.е. используется процедура "просеивания" (например, принятие соответствующих нормативных актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов власти и т.д.).

Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в экономике региона. В этих условиях необходимо провести сопоставление организаций, включенных в выборку, с перечнем тех организаций, которые постоянно функционируют в сфере услуг.

Сформированная выборочная совокупность используется в течение 5 лет (до проведения следующего сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодной актуализацией: выявляются выбывшие организации и заменяются организациями из той же типической группы. По истечении этого срока, т.е. после обработки итогов очередного сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, выборочная совокупность формируется заново.

13) распространение данных выборочного обследования организаций, оказывающих платные услуги населению, производится на уровне субъекта Российской Федерации. На основании собранных данных по обследованным организациям составляются списки организаций по видам оказываемых услуг, типам предприятий, а в случае применения типической выборки и по типическим группам.

Распространение осуществляется по средней и производится по программе таблицы N 8.

По каждому из списков по показателю "Объем платных услуг населению" рассчитывается среднее значение на одну организацию:

[13]

Среднее значение показателя "Объем платных услуг населению" в выборке принимается соответствующим этим показателям в генеральной совокупности каждого списка.

Оценка показателя "Объем платных услуг населению" в генеральной совокупности по каждому списку производится путем умножения среднего значения этого показателя на одну организацию в выборке () на число организаций в генеральной совокупности:

[14]

Таблица N 8

Распространение (по средней) на генеральную
совокупность данных выборочного обследования организаций
(при типической выборке), оказывающих платные
услуги населению (по спискам)

Номер типической группы
Вид услуг (код ОКУН) организаций, вошедших в группу
Численность организаций в типической группе
Суммарное значение показателя объема платных услуг в выборке
Распространенное значение показателя на генеральную совокупность
генеральной совокупности
выборочной совокупности
всего
на одну организацию
N
n
X
1
2
3
4
5
6 = 5 / 4
7 = 6 x 3

Такая таблица строится для каждого списка.

В случае систематической выборки строится таблица, аналогичная таблице N 8 для каждого списка, только без графы 1 и с одной строкой.

Для получения общего объема показателя по генеральной совокупности в целом необходимо сложить распространенные значения показателей по всем спискам.

После проведения обследования для характеристики точности оценок показателя "Объем платных услуг населению" рассчитывается дисперсия оценок по следующей формуле:

, где [15]

, где [16]

i - вид услуг;

l - количество видов услуг;

g - номер типической группы (слоя);

k - количество типических групп;

- число организаций в генеральной совокупности i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое);

- число организаций в выборочной совокупности i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое);

- дисперсия i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое).

Расчет производится по следующей схеме:

Таблица N 9

Расчет дисперсии оценок

Код ОКПО
Вид услуг по ОКУН
N типической группы (слоя)
Число организаций в типической группе (слое)
Суммарное значение показателя объема платных услуг в выборке
Дисперсия,
генеральной совокупности
выборочной совокупности
всего
на одну организацию
1
2
3
4
5
б
7
8
9

Юридические лица - микропредприятия

Первичные данные об объеме платных услуг, оказанных населению микропредприятиями, собираются на основе унифицированной формы федерального статистического наблюдения N МП-микро выборочным способом. При этом в форму N МП-микро включен показатель "Объем платных услуг населению" и из него выделяется только 4 вида платных услуг (бытовые, транспортные, туристские и медицинские услуги) и 1 вид бытовых услуг (техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования).

После получения первичных данных по выборочной совокупности происходит распространение данных на генеральную совокупность. Распространение показателя "Объем платных услуг населению" и всех видов услуг, представленных в форме, происходит двумя способами:

1-ый способ: на основе выборочной совокупности рассчитывается коэффициент распространения (количество микропредприятий из основы выборки делится на количество отчитавшихся предприятий), который умножается на объем платных услуг по отчитавшимся предприятиям. Для определения количества предприятий из основы выборки, оказывающих платные услуги населению, используются специальная сопоставительная таблица "Сбор кодов ОКВЭД-2007 по кодам ОКУН", приведенная в приложении N 3 к настоящей Методологии.

2-ой способ: распространение показателя "Объем платных услуг населению" и всех видов услуг, представленных в форме, происходит аналогично остальным показателям, включенным в форму N МП-микро.

При включении информации по объемам платных услуг, оказанных населению микропредприятиями, в разработку по форме N 1-услуги специалисты ТОГС самостоятельно принимают решение, какой из способов является предпочтительным с точки зрения достоверности полученных результатов и их непротиворечивости с ретроданными.

Затем, учитывая, что на основе обработки и распространения данных по форме N МП-микро имеются сведения только по общему объему платных услуг и 5 видам, остальные виды услуг рассчитываются путем наложения видовой структуры по микропредприятиям, сложившейся по итогам последнего сплошного наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства, на общий объем.

Индивидуальные предприниматели

Отбор индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) для участия в федеральном статистическом наблюдении за платными услугами населению на выборочной основе производится в два этапа:

1-этап:

Из пообъектной Базы "Сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства" выгружается список индивидуальных предпринимателей, у которых в резервном поле 3 стоит "1". По каждому ИП выгружаются следующие реквизиты: код ОКАТО, ОКПО, код ОКУН, показатель 2113100020051 (выручка (с учетом налогов и аналогичных платежей) индивидуального предпринимателя от выполнения работ (услуг) по индивидуальным заказам населения), тип ИП, наименование ИП.

2-этап:

Если у ИП в списке несколько кодов ОКУН, то выбирается программными средствами тот вид услуг, который имеет наибольший объем.

Далее полученный список программными средствами используется для построения выборочной совокупности по схеме, аналогичной с малыми организациями. ИП с типом 2 и 3 обследуются на сплошной основе, а с типами 1, 4, 8 - на выборочной. При этом тип 8 необходимо перекодировать в тип 1.

Распространение данных выборочного обследования индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, производится на уровне субъекта Российской Федерации аналогично распространению по малым предприятиям.

Данные административных источников

Сведения об объеме оказанных населению платных услуг железнодорожного транспорта (стоимость проданных населению железнодорожных билетов) в целом по России и в распределении по субъектам Российской Федерации ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") предоставляет в Росстат ежемесячно. Росстат в этом же режиме доводит полученные сведения до своих территориальных органов. В годовую разработку эти сведения включаются по сумме двенадцати месяцев и приплюсовываются к данным ф. N 1-услуги по строке "транспортные услуги".

Аналогичная схема предоставления сведений о реализованных авиабилетах установлена для ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

Первичные данные о платных услугах, оказанных населению нотариусами (нотариальный тариф, взысканный с граждан, за совершение нотариальных действий, оказание услуг правового и технического характера), собираются органами юстиции, обобщаются и передаются ими в Минюст России, который в соответствии с Федеральным планом статистических работ осуществляет формирование официальной статистической информации о нотариальном сообществе и нотариальной деятельности в Российской Федерации (форма N 5-2).

Минюст России предоставляет эту информацию в целом по России и в разрезе субъектов Российской Федерации в Росстат, который рассылает эти данные в территориальные органы государственной статистики для включения в разработку показателя "Объем платных услуг населению".

По причине более поздних сроков предоставления Минюстом России сведений по форме N 5-2 в Росстат (1 сентября), чем срок формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (20 июня), данные о платных услугах нотариусов учитываются в составе показателя "Объем платных услуг населению" с годовым опозданием.