4.1. Формирование весов для расчета средних цен и индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции

4.1. Формирование весов для расчета средних цен и индексов
цен производителей сельскохозяйственной продукции

Расчет средних цен на товары-представители и агрегированных индексов цен предусматривает наличие системы взвешивания.

Расчет средних цен на товары-представители осуществляется на основе переменных весов, в качестве которых используется информация о количестве реализации конкретных видов товаров, входящих в товар-представитель, в отчетном периоде.

В соответствии с международными стандартами индексные расчеты производятся на основе весов базисного периода.

При этом чтобы избежать влияния на индекс цен структурного фактора, т.е. меняющегося удельного веса отдельных видов продукции с различным уровнем цен, вызванного изменением количества их производства в каждом отчетном периоде, базисные веса в течение года должны быть постоянными.

В связи с существенными ежегодными изменениями в структуре реализации сельскохозяйственной продукции, вызванными причинами объективного и субъективного характера (природно-климатическими условиями и урожайностью, банкротством и перепрофилированием сельскохозяйственных организаций, изменением спроса на ту или иную сельскохозяйственную продукцию и т.д.), обновление весов осуществляется раз в год.

В качестве базисных весов для расчета индексов цен на первом и втором этапах агрегации используется информация о количестве, далее - информация о стоимости реализованной продукции за предыдущий год, а при ее отсутствии в начале отчетного года - информация за год, предшествующий предыдущему. Таким образом, базисные веса для осуществления индексных расчетов выбираются по принципу наибольшей приближенности к отчетному году.

Изначально базисные веса формируются в субъектах Российской Федерации и далее на федеральном уровне.

Расчет индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями, осуществляется на основе базисных весов путем их агрегирования (перехода от количества производства (реализации) продукции по выборочной совокупности организаций к стоимостным объемам по всем крупным и средним сельскохозяйственным организациям субъекта Российской Федерации).

Расчет индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями, в субъекте Российской Федерации осуществляется поэтапно по следующей схеме:

         1 этап       2 этап       3 этап           4 этап

  ┌───────┐   ┌────────┐   ┌────────┐   ┌────────────┐   ┌─────────────┐
  │Индексы│   │Индексы │   │Индексы │   │Индексы цен │   │Сводный ин-  │
  │цен по │   │цен на  │   │цен на  │   │на товарные │   │декс цен про-│
  │видам  │   │товары- │   │товары- │   │группы (виды│   │изводителей  │
  │продук-├──>│предста-├──>│предста-├──>│экономиче-  ├──>│сельскохозяй-│
  │ции в  │   │вители в│   │вители в│   │ской дея-   │   │ственной     │
  │органи-│   │органи- │   │субъекте│   │тельности) в│   │продукции в  │
  │зации  │   │зации   │   │РФ      │   │субъекте РФ │   │субъекте РФ  │
  └───────┘   └────────┘   └────────┘   └────────────┘   └─────────────┘

На каждом этапе агрегирования индексов цен в качестве весов используются определенные показатели.

1 этап. На первом этапе расчета индексов цен по конкретному товару-представителю в отдельной сельскохозяйственной организации в качестве весов используется количество в натуральном выражении каждого вида продукции, входящего в данный товар-представитель и реализованного сельскохозяйственной организацией в предыдущем году (из формы федерального статистического наблюдения N 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции").

В начале отчетного года перед осуществлением индексных расчетов базисные веса корректируются:

- удаляется информация о количестве реализованной продукции за предыдущий год по тем видам и организациям, которые исключаются из наблюдения в отчетном году;

- вводится информация, накопленная за предыдущий год, о количестве реализованной продукции по позициям, которые включаются в наблюдение с нового года.

2 этап. Для расчета индексов цен на конкретный товар-представитель по субъекту Российской Федерации используется количество реализации в целом по данному товару-представителю в обследуемых организациях в натуральном выражении за предпредыдущий год (вводится из формы федерального статистического наблюдения N 21-СХ "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции" (годовая)).

3 этап. Индексы цен на товарные группы (виды экономической деятельности) рассчитываются на основе базисных весов, в качестве которых используется стоимость реализации по каждому входящему в товарную группу товару-представителю в целом по субъекту Российской Федерации.

4 этап. Сводный индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции рассчитывается на основе индексов цен по укрупненным товарным группам "Культуры сельскохозяйственные, продукция овощеводства и садоводства" и "Животные живые и продукты животного происхождения" с использованием данных о стоимости реализованной продукции растениеводства и животноводства в целом по субъекту Российской Федерации.

Показатели стоимости реализации по товарам-представителям, товарным группам "Культуры сельскохозяйственные, продукция овощеводства и садоводства" и "Животные живые и продукты животного происхождения" формируются также на основе формы федерального статистического наблюдения N 21-СХ "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции" (годовая) за предпредыдущий год.

В качестве базисных весов при расчете индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной населением, на всех этапах агрегации используются данные о стоимости реализованной населением сельскохозяйственной продукции за предпредыдущий год из формы федерального статистического наблюдения N 2 "Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан", распространенные на все хозяйства населения.

На федеральном уровне в качестве базисных весов для расчета индексов цен по каждому товару-представителю используется информация о стоимости реализации этого товара в базисном периоде, которая рассчитывается путем суммирования соответствующих показателей по субъектам Российской Федерации.