1. Основные положения

1. Основные положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразного подхода при организации и проведении мероприятий по контролю (надзору) в отношении объектов технического регулирования, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59 (далее - ТР ТС 030/2012) и предназначены для использования должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - должностные лица Росстандарта) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).

1.2. Должностными лицами Росстандарта являются:

1) руководитель Росстандарта и его заместители, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля;

2) начальники управлений Росстандарта и их заместители, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля;

3) начальники отделов в управлении Росстандарта и их заместители, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля, а также главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора;

4) руководители МТУ Росстандарта и их заместители, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля;

5) начальники отделов МТУ Росстандарта и их заместители, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора МТУ Росстандарта.

1.3. Должностные лица Росстандарта в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росстандарт и руководители (заместители) его территориальных органов осуществляют контроль за исполнением должностными лицами служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.

1.4. Должностные лица Росстандарта при проведении проверки обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.

1.5. Основными задачами государственного надзора являются:

1) предотвращение и пресечение нарушений требований технических регламентов и государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции, всеми субъектами хозяйственной деятельности;

2) контроль за соблюдением порядка проведения обязательного подтверждения соответствия (обязательной сертификации и обязательного декларирования соответствия продукции);

3) предоставление органам исполнительной власти и общественным организациям достоверной информации о фактическом состоянии соблюдения субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, охрану окружающей среды, и порядка обязательного подтверждения соответствия.

1.6. Надзор осуществляется за соблюдением требований технических регламентов, которые приняты международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования:

- к объектам технического регулирования и правилам их идентификации в целях применения технического регламента;

- к продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- к правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

1.7. В соответствии с положениями ст. 9, 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов, выполнение предписаний органов Росстандарта, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

1.8. Статьи 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ выделяют документарные и выездные проверки.

1.9. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с производимой и реализуемой продукцией, процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; а также с исполнением ими требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, исполнением предписаний органов Росстандарта.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Росстандарта, территориального отдела (инспекции) МТУ Росстандарта (далее - органа Росстандарта).

В процессе документарной проверки при осуществлении надзора проверяются документы, используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере технического регулирования, в том числе документы, содержащие сведения:

- о предыдущих проверках, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора);

- о подтверждении соответствия в виде декларации о соответствии, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом.

1.10. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, производимая, реализуемая юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; а также принимаемые ими меры по исполнению требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям к объектам технического регулирования, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

1.11. В случае необходимости, для рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, обследования используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, отбора образцов продукции, проведения их исследований, испытаний, а также проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда, к проведению проверок могут привлекаться в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке эксперты, экспертные организации.

1.12. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании приказа руководителя, заместителя руководителя органа Росстандарта. Типовая форма приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - Приказ N 141).

Приказ о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки, о прекращении проверки или о внесении изменений в приказ о проведении проверки вправе подписывать:

- руководитель Росстандарта или его заместитель;

- руководитель МТУ Росстандарта или его заместитель;

Проведение проверки без приказа о ее проведении относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя, заместителя руководителя органа Росстандарта. В следующих случаях издается приказ о внесении изменений в приказ о проведении проверки:

- замены должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также невозможностью должностного лица принять участие в проверке по причине временной нетрудоспособности, отпуском, командировкой и пр.;

- изменение наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя без изменения ИНН, ОГРН;

- изменение адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или индивидуального предпринимателя;

- изменение состава представителей экспертной организации, привлекаемой для проведения проверки.

1.13. Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.

1.14. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами Росстандарта, МТУ Росстандарта, которые указаны в приказе о проведении проверки.

1.15. Заверенная печатью копия приказа о проведении проверки должна быть вручена должностным лицом Росстандарта, проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Оригинал приказа о проверке с отметкой "С приказом ознакомлен и один экземпляр получил", датой, подписью, инициалами и фамилией руководителя юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица или иного должностного лица, индивидуального предпринимателя, государственный инспектор прилагает к материалам проверки.

В случае отказа руководителя юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица или иного должностного лица, индивидуального предпринимателя от подписания приказа, копию этого документа государственный инспектор направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (с указанием в уведомлении номера отправляемого документа) по юридическому адресу организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.

1.16. На первом экземпляре документа(-ов), направленного(-ых) заказным письмом, государственный инспектор проставляет отметку о дате и номере в соответствии с реестром заказных писем или прикладывает квитанцию (уведомление) отделения почтовой связи.

1.17. По результатам проверки должностным лицом Росстандарта, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме (в двух экземплярах).

Типовая форма акта проверки утверждена Приказом N 141.

1.18. В акте проверке должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых и (или) реализуемых им товаров (продукции), а также процессам, связанным с производством, проектированием, монтажом продукции, обязательным требованиям законодательства в области технического регулирования.

В акте проверки необходимо указать подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Росстандарта, МТУ Росстандарта воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей.

1.19. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа Росстандарта, проводившего проверку;

3) дата и номер приказа руководителя (заместителя руководителя) органа Росстандарта;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц Росстандарта, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки);

7) сведения о результатах проверки, в том числе информация о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Если проверку проводят в обособленном структурном подразделении (филиале) юридического лица, то дополнительно указывают:

а) наименование проверяемого структурного подразделения (филиала);

б) полный адрес местонахождения с почтовым индексом, проверяемого структурного подразделения (филиала);

в) номер телефона руководителя проверяемого структурного подразделения (филиала);

г) должность, фамилию, имя, отчество руководителя проверяемого структурного подразделения (филиала) или законного представителя юридического лица, при этом, к акту проверки должны быть приложены копии документов, удостоверяющих полномочия указанных должностных лиц.

1.19. К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии:

- протоколы отбора образцов (проб) продукции;

- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;

- объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

- предписания об устранении выявленных нарушений;

- иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

На всех прилагаемых документах, полученных от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, должна быть печать (при наличии) и заверительная надпись:

    "Копия верна _________ _______ _________ ____________"
                 должность подпись    ФИО    дата (ч/м/г)

На все приложения должны быть сделаны ссылки в соответствующих разделах акта проверки с указанием номера приложения. На всех приложениях в правом верхнем углу должна быть сделана запись:

"Приложение N ___ к акту проверки от ______ 20__ г. N ___".

Акт проверки подписывают:

- руководитель проверки;

- государственные инспектора, участвующие в проверке;

- руководитель юридического лица, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель.

1.20. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле.

Следует акцентировать внимание, что для указанных выше случаев отказа проверенных лиц (их представителей) Федеральный закон N 294-ФЗ содержит обязательное требование к способу направления акта проверки - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа Росстандарта.

Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

1.21. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры Российской Федерации, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

В случае выявления нарушений закона, отраженных в акте проверки, органы прокуратуры вправе дополнительно запрашивать у соответствующих органов Росстандарта сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

1.22. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.23. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росстандарта.

1.24. Лицу, в отношении которого была проведена проверка, должно быть разъяснено его право представить свои возражения в порядке, установленном ч. 12 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ, которая гласит, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган Росстандарта в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган Росстандарта.

1.25. Согласно требованиям ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Типовая форма журнала учета проверок утверждена приказом N 141.

1.26. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

При несоответствии журнала учета проверок установленным требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.

1.27. В журнале учета проверок проверяющими должностными лицами Росстандарта делается запись, содержащая сведения о:

- наименовании органа Росстандарта, осуществившего проверку;

- датах начала и окончания проведения проверки;

- времени проведения проверки;

- правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки;

- выявленных нарушениях и выданных предписаниях;

- а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц Росстандарта, МТУ Росстандарта проводивших проверку, и их подписи.

При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в журнале учета проверок необходимо указывать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).