8. Меры, принимаемые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования ТР ТС 011/2011 с учетом степени риска причинения вреда

8. Меры, принимаемые в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования
ТР ТС 011/2011 с учетом степени риска причинения вреда

8.1. В случае нарушения проверяемым субъектом требований ТР ТС 013/2011 должностные лица Росстандарта, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать следующие предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю:

- об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

- о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии продукции;

- о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- о приостановке реализации продукции, если необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда;

2) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган, а также направлять информацию (уведомления) о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и обязательным требованиям государственных стандартов изготовителям, поставщикам, импортерам этой продукции;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц в пределах своей компетенции, которые в установленном законодательством Российской Федерации порядке направляются в судебные органы или уполномоченным лицам Росстандарта для рассмотрения.

4) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан.

8.2. Предписание составляют в двух экземплярах:

- один экземпляр - государственный инспектор вручает руководителю юридического лица, уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю и разъясняет порядок его исполнения;

- второй экземпляр - с отметкой "Один экземпляр предписания получил", датой, подписью, инициалами и фамилией руководителя юридического лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя его уполномоченного представителя - государственный инспектор прилагает к материалам проверки.

8.3. В предписаниях указываются:

1) порядковый номер предписания;

2) дата и место выдачи предписания;

3) наименование органа, выдавшего предписание;

4) сведения об установленных юридически значимых фактах;

5) сведения о лице, которому выдается предписание;

6) нормы обязательных требований, которые были нарушены;

7) требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенных нарушений;

8) срок исполнения предписания;

9) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить орган Росстандарта о выполнении предписания;

10) порядок и сроки обжалования предписания.

8.4. Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.

8.5. Для проверки исполнения ранее выданных предписаний государственный инспектор оформляет приказ на проведение внеплановой проверки, предметом которой является проверка исполнения предписания (повторной проверки), и осуществляет государственный контроль и надзор в установленном порядке. Невыполнение в установленный срок предписания является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8.6. При предъявлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в орган Росстандарта до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений обязательных требований (устранении нарушений) предписание не выносится.

8.7. Непосредственное обнаружение должностным лицом Росстандарта, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении производятся в порядке, установленном положениями глав 24 - 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При выявлении признаков уголовных преступлений информация об этом и подтверждающие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел в порядке требований Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Должностные лица Росстандарта обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, потенциальной опасности нарушений для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

8.8. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов (непосредственное обнаружение, поступление материалов, сообщения и заявления), и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

8.9. При составлении двух протоколов на должностное и юридическое лицо государственному инспектору необходимо руководствоваться наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и характером выявленного нарушения. В случае выявления в ходе проверки нарушений требований технических регламентов, за совершение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, государственный инспектор возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.

В протоколе указывают:

1) номер протокола (пример: 102-26/16, где 102 - номер отдела, 26 - порядковый номер протокола, 16 - год) в соответствии с утвержденной номенклатурой дел;

2) дату составления протокола;

3) место составления протокола (адрес);

4) пункт, часть, статью КоАП РФ, в соответствии с которыми составлен протокол;

5) фамилию, инициалы государственного инспектора, составившего протокол;

6) сведения о должностном лице (индивидуальном предпринимателе), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

- фамилию, имя, отчество;

- место работы (для должностного лица - занимаемая должность, наименование организации, ее адрес; для индивидуального предпринимателя - юридический адрес и фактический адрес места осуществления предпринимательской деятельности);

- число, месяц, год рождения;

- место рождения (республика, край или область, населенный пункт);

- место регистрации по паспорту, если место проживания не совпадает с местом регистрации (прописки) указывают место жительства;

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ (в случае их отсутствия делают запись "отсутствуют");

- имущественное положение (размер заработка, кол-во иждивенцев и др.);

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП РФ (в случае их отсутствия делают запись "отсутствуют").

- иные идентификационные признаки (для должностного лица - СНИЛС и (или) данные паспорта, для индивидуального предпринимателя - СНИЛС и (или) данные паспорта, ИНН).

Сведения о личности правонарушителя записываются на основании данных, полученных от руководителя юридического лица, в отделе кадров, на основании паспортных данных и от самого нарушителя.

7) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его законном представителе:

- сведения о законном представителе или уполномоченном представителе (защитнике) юридического лица с указанием фамилии, имени, отчества и документов, удостоверяющих его служебное положение и его полномочия. Следует обратить внимание, что в случае составления протокола в присутствии уполномоченного представителя (защитника) юридического лица необходимо указать сведения о надлежащем извещении законного представителя (по месту нахождения юридического лица) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

- сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (наименование, сведения о государственной регистрации юридического лица, ИНН);

- банковские реквизиты.

При отказе должностного лица, законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя предоставить вышеуказанные сведения в соответствующей графе делают запись "Сведения не представлены".

8) В разделе 3 "Описание совершенного правонарушения" указывают наименование юридического лица (ФИО должностного лица, индивидуального предпринимателя), время совершения административного правонарушения, место совершения правонарушения (наименование структурного подразделения и его адреса), описывают событие совершенного правонарушения (указывают пункты конкретных нормативных документов, которыми установлены нарушенные обязательные требования, значения нормативных показателей и их фактические величины).

9) В разделе 4 указывают часть статьи КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за данное правонарушение;

10) В разделе 6 приводят объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о причинах и обстоятельствах, вследствие которых возникло правонарушение, в противном случае государственный инспектор обязательно делает запись: "от дачи объяснений отказался". Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (законный представитель юридического лица) имеет право собственноручно изложить свои объяснения в протоколе об административном правонарушении либо на отдельном листе, прилагаемом к материалам проверки.

11) В разделе 7 указывают иные сведения, необходимые для разрешения дела ("привлекается впервые"; "материалы дела прошу рассмотреть без моего участия"), или делают запись "сведения отсутствуют".

12) В разделе 9 указывают номера и даты акта проверки и выданных по ее результатам предписаний.

Все графы протокола обязательно должны быть заполнены.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является иностранным гражданином, то в протоколе должна быть запись о том, владеет ли данное лицо русским языком, а также данные о предоставлении переводчика при составлении протокола. Отсутствие этих данных является существенным недостатком протокола, суд откажет в привлечении к административной ответственности и вернет материалы дела (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5).

В соответствии со статьей 25.10 КоАП РФ в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Переводчик предупреждается об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за выполнение заведомо неправильного перевода, о чем необходимо сделать запись в протоколе.

При составлении Протоколов об административном правонарушении государственные инспектора в обязательном порядке разъясняют лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (законному представителю юридического лица) его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и изложенные в разделе 10 протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывают:

- государственный инспектор, его составивший;

- лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (законный представитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, должностное лицо);

- свидетели, потерпевшие (при их наличии).

8.10. Физическое лицо или законный представитель юридического лица должны быть надлежаще извещены о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, если составление протокола на месте не представляется возможным.

Лица, привлекаемые к административной ответственности извещаются или вызываются к должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

8.11. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия Протокола об административном правонарушении.

8.12. При отказе лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания и получения копии протокола, а равно отсутствия при составлении протокола должным образом извещенного физического лица или законного представителя юридического лица, в протоколе на месте подписи правонарушителя государственный инспектор, составивший протокол, делает соответствующую запись "от подписи отказался" "не явился, надлежаще извещен" и заверяет ее своей подписью с указанием даты.

В соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола в течение 3-х дней направляется заказным письмом лицу в отношении которого составлен протокол.

8.13. В случае выявления продукции, повлекшей причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни или здоровью животных либо создавшей угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, жизни или здоровью животных, государственный инспектор принимает меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении путем ареста товаров, продукции (п. 8 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Арест товаров производится в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ путем составления протокола ареста товаров. С момента составления протокола ареста, дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), с этого момента начинают исчисляться сроки привлечения к административной ответственности.

8.14. В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Поэтому, при наличии оснований, протокол по делу об административном правонарушении составляется в отношении юридического лица и его должностного лица.

8.15. В случае выявления нарушений обязательных требований при проведении государственного надзора (контроля) в отношении топлива, выпускаемого в обращение, и находящегося в обращении виновное юридическое лицо, его должностное лицо, индивидуальный предприниматель, в зависимости от вида и характера нарушений, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.43 - 14.46 КоАП РФ.

8.16. В случаях воспрепятствования или иного противодействия со стороны проверяемых лиц (их представителей) или иных лиц должностным лицам Росстандарта в ходе проведения проверок, невыполнения их законных требований, и т.п. виновное юридическое лицо (в случаях предусмотренных КоАП РФ), его должностное лицо, индивидуальный предприниматель, в зависимости от вида и характера нарушений, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьями ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7, ст. 19.33 КоАП РФ.

8.17. В случае непринятия по постановлению (представлению) органа (должностного лица) Росстандарта, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6 КоАП РФ.

8.18. В случае невыполнения в установленный срок предписания органа Росстандарта, касающегося обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, реализации, виновное юридическое лицо, его должностное лицо, индивидуальный предприниматель, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.

8.19. В случае неуплаты лицом административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, это лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. ст. 20.25 КоАП РФ.