2. Основания для проведения проверок соблюдения требований ТР ТС 013/2011

2. Основания для проведения проверок соблюдения
требований ТР ТС 013/2011

2.1. Статья 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) устанавливает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 294) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1474 "О применении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования и об органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1474) установлено, что Росстандарт осуществляется осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к автомобильному бензину, дизельному топливу, судовому топливу и мазуту, установленных ТР ТС 013/2011.

2.2. Порядок осуществления должностными лицами Росстандарта государственного контроля (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 013/2011 установлен Федеральным законом N 294-ФЗ, "Административным регламентом исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов", утвержденным приказом Минпромторга России N 1409 (далее - Административный регламент по осуществлению государственного контроля (надзора), и настоящими Методическими рекомендациями.

2.3. В соответствии с положениями ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Статьи 11 и 12 данного закона выделяют документарные и выездные проверки.

2.4. Специальные требования к порядку организации и проведения плановой проверки приведены в ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых территориальными органами Росстандарта в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Формирование планов государственного контроля (надзора) МТУ Росстандарта осуществляется в соответствии с основными направлениями контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, с учетом специфики региона, и на основе информации от государственных органов, администраций субъектов РФ, общественных организаций, если данная информация содержит признаки нарушений входящих в компетенцию Росстандарта. Ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем территориального органа Росстандарта доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте территориального органа Росстандарта в сети "Интернет".

Требования к содержанию ежегодных планов проведения плановых проверок указаны в ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

Отсутствие оснований проведения плановой проверки (ч. 2 и ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Приведенный выше перечень оснований является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям. В период между плановыми проверками в случаях, указанных в действующем законодательстве, могут быть проведены внеплановые проверки и процессуальные мероприятия, предусмотренные, в частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Таким образом, плановая проверка может быть:

- документарной;

- выездной.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) МТУ Росстандарта и указывает в приказе о проведении проверки.

2.5. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются МТУ Росстандарта не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя (заместителя руководителя) МТУ Росстандарта о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора) или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ).

Нарушение рассматриваемого срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое может впоследствии быть подтверждено в рамках проверки действий должностных лиц Росстандарта со стороны органов прокуратуры или суда.

При направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении необходимо учитывать, что лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.

Помимо направления указанного уведомления заказным почтовым отправлением ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления.

В связи с возможными неточностями в работе почты рекомендуется в указанный срок вручать копию приказа о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) с получением расписки о получении копии приказа о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии приказа, содержащей дату и время получения, а также подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия приказа о проверке может быть направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии приказа, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, а также включающей подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

Особенности проведения плановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 10, 13 и 14 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации плановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.

2.6. Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положениям части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Основаниями для проведения внеплановых проверок, исходя из полномочий Росстандарта, являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

2) поступление в Росстандарт или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

2.7. Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Таким образом, внеплановая проверка может быть:

- документарной;

- выездной.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Росстандарта и указывает в приказе о проведении проверки.

2.8. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона от N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

При выявлении признаков административных правонарушений, но при отсутствии перечисленных выше оснований для проведения внеплановой проверки, следует исходить из оснований для проведения процессуальных мероприятий, указанных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.9. Важным моментом при назначении внеплановых проверок является требования ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующие согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры Российской Федерации.

Указанному согласованию подлежат внеплановые проверки только при одновременном наличии следующих обстоятельств:

- проверка является выездной;

- проверка проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 части 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде либо возникновение угрозы данного причинения).

2.10. Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается Приказом Генерального прокурора Российской Федерации (см. приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93).

Проведение внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, без согласования с органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

2.11. С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

1) документарные проверки;

2) проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа Росстандарта, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора;

2.12. Вне зависимости от необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

2.13. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органами Росстандарта производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации.

2.14. Типовая форма заявления о согласовании органами Росстандарта с органами прокуратуры Российской Федерации проведения внеплановой выездной проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ N 141).

Заявление о согласовании подписывается начальником отдела Росстандарта или МТУ Росстандарта.

К заявлению прилагаются копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в день подписания приказа о проведении проверки в орган прокуратуры (по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя) непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

2.15. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурорами (их заместителями), принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

2.16. Формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки утверждены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения должно представляться в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Росстандарта.

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами Росстандарта документами.

2.17. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований, установленных Федерального закона N 294-ФЗ, к оформлению решения органа Росстандарта о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа Росстандарта;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

2.18. Необоснованный отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки следует обжаловать вышестоящему прокурору или в суд немедленно после получения такого отказа в письменной форме.

Данную жалобу либо заявление в суд вправе подписывать:

- руководитель Росстандарта или его заместитель;

- руководитель МТУ Росстандарта или его заместитель.

Необходимо учитывать, что рассмотрение таких жалоб в органах прокуратуры Российской Федерации не приостанавливает действие обжалуемого решения.

Порядок приостановления действия указанного решения при обращении в суд регламентирован положениями процессуального законодательства.

2.19. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Росстандарта, ответственное за проведение проверки, при отсутствии оснований для обжалования такого отказа принимает необходимые меры по устранению причин для отказа в согласовании проведения проверки, если они связаны с отсутствием необходимых приложенных документов, нарушением при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки и т.п., и повторно направляет в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки.

Уведомляет заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в связи с отказом органами прокуратуры в согласовании проверки.

2.20. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также обнаружение нарушений обязательных требований в сфере технического регулирования в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер МТУ Росстандарта вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Росстандарта.

2.21. В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки может направляться с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

2.22. Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) приказ (распоряжение) руководителя органа Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

2.23. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч. 17 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

Данное уведомление в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ также не требуется, если основание для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

2.24. Особенности проведения внеплановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 18 и 20 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации внеплановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.