7.3.4. Средства оперативного контроля и регистрации событий безопасности

7.3.4. Средства оперативного контроля и регистрации
событий безопасности

Средства объективного контроля должны обеспечивать обнаружение и регистрацию всех событий (действий пользователей, попыток НСД и т.п.), которые могут повлечь за собой нарушение политики ИБ и привести к возникновению кризисных ситуаций. Средства контроля и регистрации должны предоставлять возможности:

- ведения и анализа журналов регистрации событий ИБ (системных журналов). Журналы регистрации должны вестись для каждой рабочей станции сети;

- оперативного ознакомления администратора ИБ с содержимым системного журнала любой станции и с журналом оперативных сообщений об НСД;

- получения твердой копии (печати) системного журнала ИБ;

- упорядочения системных журналов ИБ по дням и месяцам, а также установления ограничений на срок их хранения;

- оперативного оповещения администратора ИБ о нарушениях.

При регистрации событий в системном журнале ИБ должна фиксироваться следующая информация:

- дата и время события;

- идентификатор субъекта (пользователя, программы), осуществляющего регистрируемое действие;

- действие (если регистрируется запрос на доступ, то отмечается объект и тип доступа).

Средства контроля должны обеспечивать обнаружение и регистрацию следующих событий:

- вход пользователя в систему;

- вход пользователя в сеть;

- неудачная попытка входа в систему или сеть (неправильный ввод пароля);

- подключение к файловому серверу;

- запуск программы;

- завершение программы;

- оставление программы резидентно в памяти;

- попытка открытия файла, недоступного для чтения;

- попытка открытия на запись файла, недоступного для записи;

- попытка удаления файла, недоступного для модификации;

- попытка изменения атрибутов файла, недоступного для модификации;

- попытка запуска программы, недоступной для запуска;

- попытка получения доступа к недоступному каталогу;

- попытка чтения/записи информации с диска, недоступного пользователю;

- попытка запуска программы с диска, недоступного пользователю;

- нарушение целостности программ и данных системы защиты;

- другие сведения ИБ.

Должны поддерживаться следующие основные способы реагирования на обнаруженные факты НСД (возможно с участием администратора ИБ):

- извещение владельца информации о НСД к его данным;

- снятие программы (задания) с дальнейшего выполнения;

- извещение администратора БД и администратора ИБ;

- отключение терминала (рабочей станции), с которого были осуществлены попытки НСД к информации;

- исключение нарушителя из списка зарегистрированных пользователей;

- подача сигнала тревоги и др.