МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2015 г. N 14-исх/15623-ГЕ/15
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, в рамках компетенции сообщает следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению в том числе сведения о территориальных зонах.
При этом необходимо отметить, что согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.
Так, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах территориальных зон осуществляется согласно статье 15 Закона о кадастре в порядке информационного взаимодействия; органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решения об утверждении правил землепользования и застройки.
В данном случае обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (часть 5 статьи 15 Закона о кадастре).
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
При этом, как сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", в случае, если при осуществлении постановки на государственный кадастровый учет или государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка, органом кадастрового учета выявляется, что одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, им в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре принимается решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ территориальных зон, которое направляется в соответствующий орган, установивший границы таких зон.
Согласно пункту 13 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), в состав межевого плана раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в том числе, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков.
Если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (например, о необходимости направления органом кадастрового учета в орган местного самоуправления информации о наличии ошибок в сведениях о границах муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон, фрагмент описания местоположения границы объекта землеустройства с правильными значениями координат характерных точек и т.п.) (пункт 66 Требований).
Исходя из вышеизложенного, если раздел "Заключение кадастрового инженера" межевого плана будет содержать информацию, предусмотренную пунктами 13, 66 Требований, и с учетом такой информации органом кадастрового учета будет выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ территориальных зон, то в таком случае при принятии соответствующего решения орган кадастрового учета не должен применять положения пункта 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре. (При этом одновременно принимается решение о необходимости устранения кадастровой ошибки.)
Исходя из изложенного, если пересечение границ образуемого земельного участка с границами территориальной зоны возникло в результате ошибки, допущенной при определении границ территориальной зоны, и обоснование наличия такой ошибки содержится в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера", то орган кадастрового учета может принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, а также решение о необходимости устранения кадастровой ошибки, направляемое в соответствующий орган для исправления такой ошибки.
Если орган кадастрового учета не имеет возможности однозначно установить факт наличия кадастровой ошибки в сведениях о границе территориальной зоны, с которой пересекается граница образуемого земельного участка (за исключением случая, если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом), у органа кадастрового учета имеются основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре. (При этом в таком случае основания для направления в уполномоченный орган местного самоуправления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях о границе территориальной зоны отсутствуют.)
2. В соответствии с приказом Росреестра от 18.05.2012 N П/213 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по осуществлению кадастрового деления на кадастровые районы и кадастровые кварталы" полномочиями по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы наделено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Поскольку на данный момент необходимые сведения из ФГБУ "ФКП Росреестра" не получены, информация по второму вопросу, указанному в обращении, будет направлена в Минэкономразвития России дополнительно.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА