МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2011 г. N 14-7556-ГЕ
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). При этом конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
На наш взгляд, в случае если значения дирекционных углов и длин линий земельного участка после уточнения местоположения его границ отличаются от значений дирекционных углов и длин линий земельного участка, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости или в соответствующих документах, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, однако после такого уточнения площадь земельного участка не будет превышать установленные пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре ограничения, а конфигурация уточняемого земельного участка зависит от границ смежных земельных участков или от имеющихся на таком земельном участке объектов недвижимости, о чем сделана соответствующая запись в заключении кадастрового инженера, то может быть проведено уточнение местоположения границ такого земельного участка.
При отсутствии документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (приказ Минэкономразвития России от 28.07.2011 N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости), фрагменты которых необходимо включать в состав межевого плана.
В настоящий момент порядок предоставления органом кадастрового учета картографической основы государственного кадастра недвижимости не установлен.
Акты первичного обследования домовладения и генеральных планов домовладений в составе технического паспорта, на наш взгляд, не являются документами, предусмотренными частью 9 статьи 38 Закона о кадастре и определяющими местоположения границ земельного участка, однако такие документы (в числе прочих) могут использоваться кадастровым инженером при установлении на местности местоположения границ земельного участка.
Росреестр просит проинформировать о позиции Минэкономразвития России по вышеуказанным вопросам.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА