ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ
от 24 марта 2020 г. N 186

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ) ПРОГРАММ
ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", входящего в состав национального проекта "Демография", в части реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, приказываю:

1. Утвердить Концепцию создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
А.Ю.ПОПОВА

Приложение
Утверждена
приказом Роспотребнадзора
от 24.03.2020 N 186

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ) ПРОГРАММ
ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

I. Общие положения

Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, в рамках выполнения федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" (далее - федеральный проект "Укрепление общественного здоровья"), а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2020 год, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 21.01.2020 N 18.

II. Актуальность

Стратегически важной задачей, в настоящее время, является снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями (далее - НИЗ), увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.

Эффективной стратегией снижения распространенности НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, в том числе принципов здорового питания.

Достижение целей национального проекта "Демография" в части увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижения смертности населения старшего трудоспособного возраста и увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, возможно только при обеспечении устойчивых изменений в образе жизни, повышении физической активности и оптимизации структуры питания детского и взрослого населения, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов.

За последние 10 - 15 лет в Российской Федерации отмечены улучшения структуры питания за счет увеличения потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, внедрения пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, биологически активных добавок к пище. Это привело к снижению распространенности дефицита ряда витаминов.

Однако остаются не решенными проблемы адекватной обеспеченности населения микронутриентами, а также сбалансированности рациона питания, который для большинства взрослого населения характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением жира животного происхождения, соли, простых углеводов при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к распространению болезней, связанных с избыточным питанием.

Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими.

Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.

Для большинства россиян источником информации о здоровом питании являются средства массовой информации (газеты, журналы, специальные выпуски теле- (радио) передач, интернет-сайты) - 85%, только 11,7% населения получает информацию от лечащего врача или в центре здоровья, а 29% вообще не интересуются такой информацией. Всего 34% населения всегда или почти всегда используют информацию о составе и пищевой ценности, указанную на этикетке, при выборе продуктов.

Очевидно, что факторами, повлиявшими на формирование структуры состояния питания населения, стали в том числе:

- низкий уровень образованности населения по практическим аспектам организации здорового рациона на фоне достаточно высокой, но бессистемной информированности о важности питания и взаимосвязи питания и здоровья;

- отсутствие ориентиров в выборе здоровых и безопасных пищевых продуктов, низкий уровень знаний и умений в области технологий приготовления блюд в соответствии с принципами здорового питания;

- богатый ассортимент пищевой продукции высокой степени переработки с высокой энергетической ценностью, с избыточным содержанием сахаров, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, пищевой соли (натрия), низким содержанием пищевых волокон, витаминов и других биологически активных веществ;

- активная реклама в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевой продукции с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая ее привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным;

- давление медиапространства, насыщенного противоречивой, недостоверной и некорректной информацией о питании, затрудняющее принятие обоснованных решений в отношении своего рациона;

- преемственность привычных моделей неадекватного питания внутри семьи и сообществ.

Таким образом, с одной стороны, очевидна тенденция увеличения числа граждан, приверженных здоровому образу жизни и принципам здорового питания, повышения уровня их информированности о связи характера питания и факторах риска развития НИЗ. Однако данные о росте заболеваемости алиментарно-зависимыми НИЗ, распространенности избыточной массы тела и ожирения, а также данные о фактическом потреблении пищевых продуктов населением свидетельствуют о недостаточной осведомленности о правилах формирования здорового рациона, осознанном выборе пищевых продуктов и, следовательно, о необходимости улучшения системы всеобщего обучения населения России принципам здорового питания.

Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность принципам здорового питания.

Инструментом эффективной реализации такой деятельности должны стать современные программы по гигиеническому обучению и воспитанию граждан, ориентированные на широкие слои населения и профессиональные сообщества, основывающиеся на принципах вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, с учетом социально-демографических и культурных особенностей, с использованием активных, нацеленных на устойчивую модификацию поведения подходов.

Пищевое поведение, основывающееся на изначально сформированных в раннем возрасте или скорректированных в процессе жизнедеятельности пищевых привычках и моделях рационов питания, отвечающих современным принципам оптимального питания, с учетом сложившейся структуры и традиций питания, - ключевой компонент здорового образа жизни, наиболее эффективный путь профилактики большинства НИЗ и продления периода активной жизни.

В любом возрасте, на протяжении всего жизненного цикла внесение изменений в привычный рацион питания в соответствии с принципами здорового питания будет оказывать положительное воздействие на здоровье.

Максимально раскрыть потенциал образовательных мероприятий позволит внимание к потребностям и особенностям целевых аудиторий.

Дети и подростки - приоритетная целевая аудитория обучающих программ по вопросам здорового питания. Пищевое поведение, привычки и вкусовые предпочтения, сформированные в детстве, оказывают влияние на состояние здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Включение в образовательный процесс дошкольных и школьных организаций изучения теоретических основ и освоения практических навыков здорового питания станет важным шагом к формированию здорового образа жизни и оптимального пищевого статуса учащихся.

Учитывая возрастные особенности принятия решений в отношении собственного питания, свойственные детям, и, в особенности, подросткам, важно, чтобы информация о правильном питании и здоровом образе жизни поступала из вызывающих у них максимальное доверие источников, включая социальные сети и лидеров мнений из числа сверстников.

Взаимодействие с семьей ребенка, просветительская работа среди родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе отвечающих за питание в школах и детских садах, будет способствовать формированию привычек здорового питания через единообразие подходов к приготовлению пищи в семье и образовательных организациях.

Взрослая аудитория обучающих программ заинтересована в получении простых, четко сформулированных и применимых на практике рекомендаций по организации здорового рациона питания.

Аудитория пожилого возраста заинтересована в получении информации о питании во взаимосвязи с конкретными заболеваниями. Рекомендации по планированию меню, включая стратегии бюджетных закупок и практические занятия, нацеленные на приобретение и совершенствование кулинарных умений и навыков, повысят эффективность образовательных мероприятий.

Последовательная реализация и масштабирование обучающих программ по вопросам здорового питания - ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни и, в том числе здорового питания.

Таким образом, крайне актуальной становится необходимость последовательного проведения целевых просветительских и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности и образованности населения в области здорового питания.

III. Цели и задачи Концепции

Целью Концепции является формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, приверженности здоровому образу жизни, развитию культуры здорового питания, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов, профилактику алиментарно-зависимых заболеваний посредством создания и распространения научно-обоснованных адресных программ по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания (далее - обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания).

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

3.1. Создание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания для различных групп населения Российской Федерации и профессиональных сообществ.

3.2. Формирование у населения мотивации к приверженности здоровому образу жизни и питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

3.3. Развитие у различных групп населения умений осознанного выбора пищевых продуктов и формирования здорового рациона питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

3.4. Формирование в обществе представлений о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека через обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания.

3.5. Создание современных программных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания.

IV. Механизмы реализации Концепции

4.1. Требования к обучающим (просветительским) программам по вопросам здорового питания

Программы разрабатываются в соответствии со структурой обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение).

Программы должны отвечать следующим принципам:

- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей, подростков, взрослого населения;

- научная обоснованность и достоверность - содержание обучающих (просветительских) программ базируется на данных научных исследований в области нутрициологии и диетологии;

- практическая целесообразность - отражение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией питания детей, подростков и различных групп взрослого населения;

- модульное построение содержания - позволяет осуществлять динамическое развитие и системность в изложении материала и достижении цели и задач в реализации программы;

- вовлеченность в реализацию обучающих (просветительских) программ педагогов и родителей учащихся, медицинских работников, работников организаций общественного питания и пищевой промышленности.

- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Целевой аудиторией обучающих (просветительских) программ должны быть:

- беременные и кормящие женщины;

- дети дошкольного и школьного возраста;

- студенты;

- родители;

- лица старше трудоспособного возраста;

- лица с повышенным уровнем физической активности;

- люди, проживающие на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);

- люди, работающие в тяжелых и вредных условиях труда;

- педагогические и медицинские работники, работники пищевых производств и организаций общественного питания.

Основное содержание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания должно охватывать следующие аспекты.

- Основные законы науки о питании. Роль и значение в питании основных пищевых и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества). Критически значимые компоненты пищи (соль, сахар, насыщенные жиры и транс-изомеры жирных кислот, пищевые волокна и другие).

- Значение в питании основных групп пищевых продуктов: зерновые, бобовые, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, напитки (соки, безалкогольные напитки и др.).

- Требования к качеству пищевой продукции, включая ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья, особенности хранения и приготовления пищевых продуктов, маркировка продукции, профилактика инфекционных заболеваний.

- Здоровое питание как часть здорового образа жизни и его роль в профилактике алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, режим питания. "Пищевая пирамида".

При формировании содержания обучающих (просветительских) программ необходимо учитывать современные принципы оптимального питания:

- соответствие пищи всем гигиеническим требованиям, гарантирующее ее абсолютную безопасность для настоящих и будущих поколений;

- соответствие энергетической ценности рациона уровню энерготрат и химического состава рациона "Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (МР 2.3.1.2432-08);

- максимальная персонализация рациона с учетом индивидуальных особенностей, таких как возраст, пол, образ жизни и уровень физической активности, генетические характеристики, а также национальные, региональные и семейные традиции.

Рекомендуемый объем обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания определяется разработчиком.

В разработке обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания принимают участие:

- ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора - для групп населения, работающих в тяжелых и вредных условиях труда;

- ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора - для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);

- ФБУН "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" Роспотребнадзора - для детей дошкольного и школьного возраста;

- ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (по согласованию) - для взрослого населения всех возрастов, в том числе беременных и кормящих женщин, лиц старше трудоспособного возраста и лиц с повышенным уровнем физической активности.

Реализация обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания осуществляется в соответствии с "дорожной картой", в которой отражаются следующие положения:

- цели и задачи;

- ответственные исполнители;

- количество и наименование субъектов Российской Федерации, где будут реализовываться разработанные научно-обоснованные обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;

- целевые показатели эффективности для субъектов Российской Федерации, где будут реализовываться разработанные научно обоснованные обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;

- сроки реализации.

Реализация обучающих (просветительских) программ предполагает:

- Вариативность при выборе площадок:

Для организации санитарного просвещения и формирования навыков здорового питания у различных групп населения могут быть использованы образовательные учреждения различного типа - дошкольные и общеобразовательные учреждения (лицеи, гимназии, школы), профессиональные образовательные учреждения, организации системы дополнительного образования, лечебно-профилактические, социальные учреждения (в т.ч. детские дома и интернаты) и другие.

- Вариативность способов реализации:

Обучающие (просветительские) программы могут быть реализованы в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), факультативной и кружковой работы, при реализации регионального компонента учебного плана, в форме открытого лектория.

При реализации обучающих (просветительских) программ могут быть использованы разнообразные формы и методы, преимущественно интерактивного характера, обеспечивающие непосредственное участие слушателей, игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, флеш-мобы, акции, кулинарные курсы.

4.2. Особенности формирования мотивации к ведению здорового образа жизни, включая следование принципам здорового питания

Действия, направленные на мотивацию приверженности к здоровому питанию и повышению уровня физической активности, должны учитывать психологические особенности поведения. Это особенно актуально в отношении формировании осознанного выбора пищевых продуктов, чтобы более здоровый выбор стал более легким, приятным и, в итоге, привычным для потребителей.

Для реализации данной задачи необходимы:

- Разработка адресных руководств по улучшению питания, направленных на решение конкретных проблем питания целевых аудиторий.

- Привлечение к взаимодействию лидеров мнений целевых аудиторий, для трансляции ценностей здорового образа жизни и принципов здорового питания.

- Создание пула амбассадоров здорового образа жизни и здорового питания на региональных уровнях с учетом социальных и демографических характеристик целевых аудиторий.

- Оказание практической и консультативной помощи по реализации обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, адаптированных в соответствии с региональными культурными традициями и пищевыми привычками целевых групп.

- Создание среды, поддерживающей обеспеченность информацией о здоровом питании, как на этапе формирования намерения (актуальные медиаресурсы), так на этапе реализации принятых решений о здоровом питании (предприятия торговли продовольственными товарами, общественного питания). Расширение и таргетирование каналов коммуникаций с целевыми аудиториями.

- Мотивация населения к ведению здорового образа жизни, включая следование принципам здорового питания через волонтерские, добровольческие общественные объединения, ассоциации потребителей, клубы здоровья, некоммерческие организации.

4.3. Формирование среды, способствующей развитию у населения умений построения рациона, отвечающего принципам здорового питания

Для реализации данной задачи необходим анализ существующих практик по развитию у населения умений построения здорового рациона с целью выбора, оптимизации и масштабирования наиболее успешных мероприятий, в первую очередь в образовательных организациях дошкольного и среднего образования, так как школа является оптимальной средой для формирования у детей навыков и установок на здоровое питание. Одним из важных аспектов формирования правильных установок является вовлечение детей в процесс приготовления пищи.

Для реализации этой задачи необходимо:

- Формирование привычки и потребности следовать принципам здорового питания при выборе пищевых продуктов;

- Включение в обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания, реализуемые в детских садах и школах, разделов, направленных на приобретение теоретических знаний о принципах здорового образа жизни и здоровом питании;

- Обеспечение тесного контакта с семьей ребенка, организация просветительской работы среди семьи и педагогических работников.

4.4. Формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека

Питание - важная часть культуры, виды пищевых продуктов, способы их приготовления и употребления отражают традиции и формируют культурную самобытность. В число наиболее важных факторов, воздействующих на рацион питания, входят также сложившиеся семейные отношения и традиции. Выбор продуктов питания на уровне отдельного человека носит глубоко личный характер, однако он также зависит от культуры, ритуалов и традиций в семье и обществе.

Формирование культуры питания, в том числе обучение традиционным навыкам приготовления пищи и информирование о важности продуктов питания как элемента культурного наследия - важная часть повышения уровня грамотности в вопросах питания.

Реализация обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания предполагает проведение комплекса мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

- представление о питании как важной составной части здорового образа жизни;

- знание основных правил питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- готовность соблюдать правила здорового питания;

- знание правил этикета в части питания. Осознание того, что знание этикета является неотъемлемой частью общей культуры личности;

- представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

- чувство уважения к культуре питания своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате обучения формируется социокультурная компетенция обучающихся - это знание национально-культурных особенностей социального поведения, включающего обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также умение пользоваться полученными знаниями в процессе общения.

4.5. Создание современных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания

Значимой проблемой является тот факт, что дети и подростки, а также и взрослое население, все чаще обращаются за интересующей их информацией в различные тематические группы, на сайты и блоги в сети Интернет, которые в свою очередь могут дезинформировать и предоставлять устаревшие или неверные сведения.

Альтернативой этому является создание информационно-просветительской среды, задействующей наиболее востребованные у целевой аудитории медиаканалы, которые будут предоставлять научно-обоснованные актуальные данные о здоровом питании. Информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", включая социальные сети и мессенджеры, следует рассматривать как наиболее приоритетные каналы связи, так как через них осуществляется наибольшая часть коммуникации среди населения.

Актуальными на данный момент механизмами реализации этой задачи являются:

- Размещение материалов обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания на официальных сайтах органов и организаций Роспотребнадзора.

- Создание информационных порталов, обеспечивающих доступ к актуальным и научно обоснованным материалам по вопросам здорового питания.

- Создание и ведение тематических блогов и страниц в социальных сетях по вопросам здорового питания.

- Создание и ведение тематических каналов в популярных мессенджерах.

- Создание специализированных приложений для смартфонов (например, приложений для занятий спортом или для учета калорий).

- Создание и размещение информационных роликов на площадках популярных видеохостингов.

V. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в несколько этапов:

На первом этапе (2020 год):

Разрабатываются:

- обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;

- дорожная карта по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания на 2020 год;

- отраслевое статистическое наблюдение о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании с методикой расчета охвата населения обучающими и просветительскими мероприятиями по вопросам здорового питания.

Проводится обучение сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации по вопросам обеспечения реализации обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

Сотрудниками территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по распространению обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в формате тематических сайтов и социальных сетей.

Осуществляется сбор и анализ информации о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании и подготовка отчета.

Далее ежегодно (2021 - 2024 годы) с учетом ожидаемых результатов:

- Проводится пересмотр и коррекция разработанных обучающих (просветительских) программ;

- Разрабатывается дорожная карта по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания;

- Проводится обучение сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

- Сотрудниками территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по распространению обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в формате тематических сайтов и социальных сетей;

- Осуществляется сбор и анализ информации о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании и подготовка отчета.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции и их оценка

Проведение мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию широких слоев населения Российской Федерации по вопросам здорового питания позволит добиться поставленных в федеральном проекте "Укрепление общественного здоровья" целей по информированию и мотивации целевых аудиторий населения к ведению здорового образа жизни.

У целевых аудиторий будет сформировано представление о пищевой ценности основных групп пищевых продуктов, правилах формирования здорового рациона, будет воспитано осознанное понимание связи между рационом питания и состоянием здоровья сегодня и в будущем. Сформируется культура здорового питания в семьях, вырастет уровень информированности школьников об основах здорового питания как залога здоровья в будущем.

Ожидаемым результатом реализации настоящей Концепции является обеспечение внедрения разработанных научно обоснованных обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания:

- в 2020 году в не менее 23 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5 млн. человек;

- в 2021 году с нарастающим итогом в не менее 45 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 10 млн. человек;

- в 2022 году с нарастающим итогом в не менее 60 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 15 млн. человек;

- в 2023 году с нарастающим итогом в не менее 70 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 20 млн. человек;

- в 2024 году с нарастающим итогом в не менее 80 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 30 млн. человек.

Приложение
к Концепции создания обучающих
(просветительских) программ
по вопросам здорового питания,
утвержденной приказом Роспотребнадзора
от 24.03.2020 N 186

СТРУКТУРА
ОБУЧАЮЩЕЙ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ) ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Титульный лист

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
_____________________________________________________
(наименование организации разработчика программы)

ОБУЧАЮЩАЯ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ) ПРОГРАММА
по вопросам здорового питания:
_____________________________________________________

I. Общие положения

Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для __________________________________ разработана в целях реализации федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)" национального проекта "Демография", а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2019 год и перспективный период 2020 - 2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 N 29, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.

II. Целевой раздел

2.1. Актуальность программы

Краткое изложение актуальности, принципов и подходов к формированию обучающей (просветительской) программы.

2.2. Цель программы

Описание основной цели обучающей (просветительской) программы.

2.3. Задачи программы

Описание задач, решение которых предусмотрено в ходе реализации программы.

2.4. Целевая аудитория программы

Описание целевой группы или групп, на которые будет направлена программа в соответствии с наименованием программы.

2.5. Объем программы (в академических часах)

Объем определяется разработчиком.

2.5. Механизмы реализации программы

Описание форм, методов и средств реализации обучающей (просветительской) программы с учетом возрастных, профессиональных и иных особенностей слушателей.

2.5.1. Разработка программы

Возрастная адекватность целевой аудитории, научная обоснованность, практическая целесообразность, модульное построение и культурологическая сообразность программы.

2.5.2. Внедрение программы

Наименование, количество и целевые показатели субъектов Российской Федерации, где будет реализовываться обучающая (просветительская) программа, сроки реализации, форма обучения (очная, заочная)

2.5.3. Реализация программы

Описание выбранных площадок для реализации обучающей (просветительской) программы (дошкольные, общеобразовательные учреждения, интернаты и т.д.), описание методов и форм реализации программы (лекции, внеклассная работа, интерактивные формы, кружковая работа и т.д.), описание каналов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информационные порталы и блоги, тематические каналы в мессенджерах, информационные видеоролики, специализированные приложения для смартфонов)

2.6. Планируемые результаты освоения программы

Критерии эффективности освоения обучающей (просветительской) программы и планируемых полученных навыков.

III. Содержательный раздел

3.1. Общее содержание программы.

Описание образовательной (просветительской) деятельности, выявление перспективных направлений в работе по пропаганде здорового образа жизни с целевыми группами, моделирование нового качественного состояния работы в данном направлении в современных условиях, разработка обучающей (просветительской) программы действий.

3.2. Этапы реализации программы.

3.2.1. Сроки реализации каждого этапа.

IV. Организационный раздел

4.1. Общие рамки организации образовательного процесса:

Виды занятий: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

4.2. Учебный план.

4.3. Контроль состояния программы.

Формы контроля для проверки знаний.

4.4. Рекомендуемая литература.