5.2. Соотношение представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения и предписания об устранении нарушений

5.2. Соотношение представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения и предписания об устранении нарушений

Территориальными органами Федеральной службы в связи с выявленными правонарушениями выдается значительное количество предписаний, предусмотренных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", главным образом, в целях устранения последствий правонарушений, в то время как внесение представления, предусмотренного статьей 29.13 КоАП, направлено именно на устранение причин совершения правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Таким образом, предписание и представление имеют разное целевое назначение.

Кроме того, предписание об устранении нарушений выдается лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, и нередко в случаях, когда его вина в совершении данных нарушений еще не доказана. Представление же может быть внесено только после того, как вина лица, привлекаемого к административной ответственности, будет установлена по результатам производства по делу и доказана при его рассмотрении в установленном КоАП порядке. Более того, представление вносится всем тем лицам, действия (бездействие) которых способствовали совершению правонарушения, то есть направленность действия представления не ограничена только одним лицом - правонарушителем. Следовательно и количество представлений не ограничено только одним; таких представлений может быть несколько.

Немаловажным является и то обстоятельство, что представления уполномочены вносить только должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях. В то время как предписания выносятся, как правило, должностными лицами, непосредственно осуществляющими мероприятия по контролю, по фактам обнаружения нарушений и до передачи материалов дела на рассмотрение, что способствует возникновению фактов злоупотребления служебными полномочиями.

Таким образом, полномочия должностных лиц органов Федеральной службы по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений не могут заменять или дублировать функцию по внесению представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Неисполнение представления об устранении причин и условий совершения административного правонарушения влечет административную ответственность, предусмотренную специальной статьей КоАП. Таким образом, в конечном итоге возникает возможность применения административных санкций ко всем имевшим отношение к выявленному правонарушению лицам. Такая возможность становится особенно актуальной в случаях выявления правонарушений, связанных с производством и оборотом некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. Обнаружив такое правонарушение в розничной сети, должностное лицо уполномочено применить меры административного воздействия и к изготовителю некачественной продукции, и к ее поставщику путем внесения представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения продавцом такой продукции.