3.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

3.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 24.1 КоАП основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Обеспечивая выполнение указанных задач, должностным лицам Федеральной службы приходится сталкиваться с необходимостью применения мер обеспечения производства по делу, перечисленных в части 1 статьи 27.1 КоАП. Наиболее значимыми из них являются такие меры обеспечения, как:

1) изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (статьи 27.10 и 27.11 КоАП);

2) арест товаров и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, если изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (статья 27.14 КоАП);

3) временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (статья 27.16 КоАП).

Территориальные органы Федеральной службы применяют меры обеспечения производства по делу далеко не во всех случаях, игнорируя имеющиеся к тому основания, например, связанные с выявлением нарушений установленных требований к деятельности по производству и обороту продукции, с выявлением некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. Должным образом не принимаются меры, направленные на конфискацию такой продукции в установленном порядке и (при необходимости) ее уничтожение.

В связи с тем, что конфискация в соответствии с частью 1 статьи 3.7 КоАП назначается только судом, применение вышеназванных мер является необходимым в случае передачи дела в суд для решения вопроса о назначении конфискации некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. В таком случае изъятая или арестованная продукция будет являться вещественным доказательством по делу. В случае отсутствия таких доказательств суд может не принять решение о конфискации, ограничиться лишь наложением штрафа, поскольку к моменту рассмотрения дела судом предметы административного правонарушения могут быть вывезены из мест хранения, возвращены поставщику или реализованы правонарушителем.

Характерным является следующий пример из судебной практики:

Решением Арбитражного суда Свердловской области (от 18.10.2007) ООО "Авилес" было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП, в виде штрафа.

Из материалов дела об административном правонарушении, которое находилось в производстве территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, меры обеспечения в виде изъятия или ареста некачественной алкогольной продукции не применялись. В связи с этим дополнительное наказание в виде конфискации указанной продукции судом назначено не было. В то же время санкция, установленная статьей 6.14 КоАП, предусматривает наложение административного штрафа только с конфискацией.

Вышеуказанное решение суда было оставлено без изменения и вышестоящей судебной инстанцией (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2007 г. N 17АП-8113/2007-АК).

В рассмотренном примере суд в целом удовлетворил обращение территориального органа Федеральной службы о назначении административного наказания. Однако некачественная продукция конфискована не была и фактически осталась в обороте, в связи с чем велика вероятность того, что такая продукция может быть реализована позднее и в другом месте. Таким образом, назначенное наказание в рассмотренном случае не достигло своей цели. Именно в этом заключается негативная сторона подобных случаев правоприменительной (в том числе судебной) практики.

Сведения за 2008 год о применении территориальными органами Федеральной службы норм КоАП позволяют установить следующее.

Из 277 случаев выявления правонарушений, предусмотренных статьей 6.14 КоАП, в целом по Российской Федерации меры обеспечения применялись лишь в 99 случаях (35,7%). Причем из 277 дел передано в суд 209; по результатам их рассмотрения суд принял следующие решения:

- о наложении административного штрафа с конфискацией - в 126 случаях (60%);

- о наложении только административного штрафа - в 83 случаях (40%).

Таким образом, из 126 случаев назначения судом конфискации применена мера обеспечения в 99 случаях (80%). В остальных 27 случаях таких мер принято не было. Отсюда следует, что нередко (в 20% случаев) конфискация назначается судом в отношении той продукции, которая не была изъята или арестована в административном порядке и оставалась без контроля со стороны должностных лиц Федеральной службы.

Неправильный подход к применению норм КоАП, регламентирующих основания и порядок применения таких обеспечительных мер, как изъятие или арест предмета административного правонарушения, затрудняет решение стоящих перед Федеральной службой задач по обеспечению государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества продукции и ее безопасности для здоровья человека.

Руководителям территориальных органов Федеральной службы следует обращать более пристальное внимание не на высокие показатели формально "выигранных" судебных дел, а на активизацию действий, направленных на фактическое изъятие из оборота некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции, ее конфискацию. В целях выполнения поставленной задачи, а также в целях обеспечения принятия судом адекватного решения по делу должностным лицам Федеральной службы следует подходить к исполнению своих обязанностей со всей полнотой ответственности, а не ориентироваться на устоявшиеся отрицательные примеры судебной практики.

Зачастую суд вынужденно принимает решение о назначении наказания в виде штрафа без конфискации в связи с отсутствием самой возможности фактически применить конфискацию предмета административного правонарушения. И подобная ситуация возникает именно в тех случаях, когда должностные лица органов Федеральной службы при наличии к тому всех оснований игнорируют применение обеспечительных мер и тем самым способствуют принятию судом неадекватного решения по делу - без конфискации предмета административного правонарушения даже в случаях, когда санкция статьи КоАП предусматривает обязательное применение такого наказания.