ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2020 г. N 10-352
В дополнение к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.03.2020 N 10-152 направляем обновленные критерии качества и объективности проведения основного периода ЕГЭ и иных оценочных процедур в субъектах Российской Федерации в 2020 году (далее - критерии).
Расчет показателей критериев осуществляется Рособрнадзором самостоятельно, в том числе на основании информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, предоставляемой по отдельным запросам Рособрнадзора и подведомственных ему организаций.
А.А.МУЗАЕВ
Приложение
КРИТЕРИИ
КАЧЕСТВА И ОБЪЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА ЕГЭ
И ИНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2020 ГОДУ
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ - 1 020
МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫЧЕТ - МИНУС 318 БАЛЛОВ
Показатели критерия
|
Методика расчета показателя
|
Максимальное кол-во баллов за показатель
|
I. Объективность результатов ВПР и эффективность механизмов управления качеством образования
|
400 баллов
|
|
1. Качество ведения ОИВ информационных систем Рособрнадзора
|
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
|
400 баллов
|
2. Уровень объективности оценки образовательных результатов в субъекте Российской Федерации
|
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
|
|
3. Эффективность механизмов управления качеством образовательных результатов в субъекте Российской Федерации
|
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
|
|
4. Эффективность механизмов управления качеством образовательной деятельности в субъекте Российской Федерации
|
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
|
|
II. Проведение диагностических работ в 10-х классах
|
20 баллов
|
|
1. Проведение диагностических работ по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов с целью определения уровня и качества знаний, полученных по завершении освоения образовательных программ основного общего образования <1>
|
Сумма значений:
проведение диагностических работ по программам основного общего образования по русскому языку и математике - 5 баллов;
проведение диагностических работ по программам основного общего образования по учебным предметам, соответствующим выбранному профилю обучения (кроме русского языка и литературы) - 5 баллов;
предоставление результатов диагностических работ в ФИС ГИА и приема - 10 баллов.
|
20 баллов
|
III. Эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ и качество оценивания результатов экзаменов
|
300 баллов
|
|
1. Контроль готовности ППЭ к ЕГЭ <2>
|
Своевременное внесение информации в Систему - 30 баллов;
несвоевременное внесение информации в Систему:
от 1 до 3 фактов - 10 баллов;
более 3 фактов - 0 баллов.
|
30 баллов
|
2. Применение технологии "Сканирование экзаменационных материалов (ЭМ) в ППЭ" <3>
|
19 баллов
|
|
Значение:
100% - 19 баллов;
от 85% до 99% - 15 баллов;
от 60% до 84% - 10 баллов;
от 33% до 59% - 5 баллов;
|
||
3. Соблюдение сроков сканирования и (или) обработки бланков ЕГЭ <4>, <5>
|
Зафиксирован факт несвоевременного завершения сканирования и (или) обработки бланков ЕГЭ - 0 баллов;
Своевременное завершение сканирования и обработки бланков ЕГЭ - 20 баллов.
|
20 баллов
|
4. Организация дистанционной работы конфликтной комиссии при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами
|
Рассмотрение конфликтной комиссией в дистанционном режиме не менее 50% апелляций о несогласии с выставленными баллами (от общего числа поданных апелляций о несогласии с выставленными баллами) - 16 баллов
|
16 баллов
|
2. Эффективность общественного наблюдения
|
90 баллов
|
|
1. Охват ППЭ <6> общественным наблюдением
|
Сумма значений:
|
40 баллов
|
Значение:
от 90% до 100% - 20 баллов;
от 70% до 89% - 15 баллов;
от 50% до 69% - 10 баллов.
|
||
Значение:
от 90% до 100% - 20 баллов;
от 70% до 89% - 15 баллов;
от 50% до 69% - 10 баллов.
|
||
2. Контроль за отработкой меток о нарушениях в ППЭ на портале smotriege.ru или в CCTV-решении <7>
|
25 баллов
|
|
Значение:
от 90% до 100% - 25 баллов;
от 80% до 89% - 15 баллов.
|
||
3. Эффективность работы регионального СИЦ <9>
|
25 баллов
|
|
Значение:
50% - 100% - 25 баллов;
40% - 49% - 15 баллов.
|
||
3. Качество работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации (ПК)
|
59 баллов
|
|
1. Доля перепроверок <11> и апелляций <12>, по результатам которых в оценивание развернутых ответов экзаменационных работ не было внесено изменений ни по одному из критериев
|
15 баллов
|
|
Значение:
от 90% до 100% - 13 баллов
от 70% до 89% - 15 баллов
от 50% до 69% - 12 баллов
|
||
2. Участие в 2020 году в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, организованных для председателей (заместителей председателей) ПК
|
За участие в семинарах по каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, иностранный язык, обществознание, литература - по 1 баллу.
|
11 баллов
|
3. Содержательный анализ согласованности работы экспертов ПК в отчетах о работе ПК, включающий следующие обязательные позиции:
А) Перечень экспертов, которые более чем в 5% проверенных работ выставили баллы, значительно отличающиеся от баллов, выставленных другими экспертами (сумма расхождений по всем позициям оценивания), вероятные причины, принятые меры;
Б) Перечень экспертов, по итогам работы которых экзаменационные работы участников ЕГЭ направлялись на третью проверку чаще, чем работы, проверенные другими экспертами ПК, вероятные причины, принятые меры;
В) Перечень экспертов, указанных и в перечне п. А), и в перечне п. Б), и в перечне экспертов, регулярно допускавших значительные расхождения в оценивании работ участников ЕГЭ в 2019 и/или 2018 году, вероятные причины, принятые меры.
|
По учебным предметам: русский язык, история, обществознание, литература, английский язык; математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, география - по 3 балла
|
33 балла
|
За позиции:
А) 1 балл, Б) 1 балл, В) 1 балл
|
||
4. Рассогласованность членов ПК при оценивании экзаменационных работ ("минус")
|
Минус 21 балл
|
|
1. Наличие хотя бы одной ПК, по результатам работы которых на третью проверку было направлено аномальное количество экзаменационных работ <13>
|
Минус 21 балл
|
|
Значения аномальных показателей для учебных предметов:
математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, география - более 15%;
биология, русский язык - более 20%;
история, обществознание, английский язык - более 40%;
литература - более 45%.
|
||
5. Содержательный анализ результатов ГИА (по качеству статистико-аналитических отчетов о результатах ЕГЭ по учебным предметам в субъектах Российской Федерации)
|
66 баллов
|
|
1. Содержательный анализ динамики результатов ЕГЭ <14> по учебному предмету, включающий следующие обязательные позиции:
А) Описание значимых изменений в результатах ЕГЭ 2020 года по учебному предмету относительно результатов 2018 - 2019 гг.;
Б) На основе выявленных значимых изменений выводы о тенденциях и возможных причинах выявленных значимых изменений в результатах ЕГЭ или отсутствии существенной динамики.
|
По каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, английский язык, обществознание, литература - по 2 балла (всего 22 балла максимум).
|
22 балла
|
За позиции:
А) - 1 балл, Б) - 1 балл.
|
||
2. Рекомендации для системы образования субъекта Российской Федерации по совершенствованию преподавания, разработанные на основе проведенного анализа результатов ЕГЭ текущего года по учебному предмету <15>
|
По каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика
и ИКТ, биология, история, география, английский язык, обществознание, литература - по 4 балла. Всего 44 балла максимум, по 1 баллу за каждую позицию в отчете по учебному предмету:
А) Выявление в КИМ заданий с наименьшими процентами выполнения; выделение среди них заданий базового уровня с процентом выполнения ниже 50 и заданий повышенного и высокого уровня с процентом выполнения ниже 15.
Б) Разбор типичных затруднений, ошибок, в том числе описание недостатков освоения предмета, которыми вызваны типичные затруднения, ошибки.
В) Составленные на основе выявленных типичных затруднений и ошибок рекомендации по совершенствованию преподавания предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.
Г) Составленные на основе выявленных типичных затруднений и ошибок рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей и возможным направлениям повышения квалификации для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования.
|
44 балла
|
6. Нарушение требований к предоставлению Статистико-аналитического отчета ("минус")
|
Минус 32 балла
|
|
1. Нарушение структуры Статистико-аналитического отчета
|
Число отчетов, в которых отсутствует или не заполнялся хотя бы один раздел из актуального шаблона (максимально за 11 отчетов - минус 22 балла).
|
Минус 22 балла
|
2. Нарушение сроков предоставления статистико-аналитических отчетов, установленных Рособрнадзором
|
Несоблюдение установленных сроков: предоставление статистико-аналитических отчетов позднее 7 сентября 2020 года (зафиксирован хотя бы один факт - максимально минус 10 баллов)
|
Минус 10 баллов
|
7. Организационно-технологические нарушения ("минус")
|
Минус 265 баллов
|
|
1. Участники ЕГЭ, которые сдавали экзамены в аудиториях не в соответствии с автоматизированным распределением по аудиториям ППЭ
|
При фиксировании хотя бы одного факта - минус 10 баллов
|
Минус 10 баллов
|
2. Ошибочные метки организаторов в бланках регистрации "Не завершил экзамен" и/или "Удален с экзамена"
|
по количеству чел./экз. (10 чел./экз и более - минус 10 баллов)
|
Минус 10 баллов
|
3. Несвоевременное начало экзамена по вине лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ в ППЭ (позднее 11:00 по местному времени) <16>
|
Число экзаменов, начавшихся позднее 11 часов 00 минут по местному времени x 5 (более 6 экзаменов - максимально минус 35 баллов)
|
Минус 35 баллов
|
4. Прерывание онлайн-трансляции <17> с 10:00 до 15:00 дня проведения экзамена
|
Количество дней экзаменов, в которые было зафиксировано прерывание онлайн-трансляции во время проведения экзамена.
Значение:
4 дня экзаменов и более - минус 25 баллов;
2 - 3 дня экзаменов - минус 15 баллов;
1 день экзамена - минус 10 баллов.
|
Минус 25 баллов
|
5. Дубли ИК, использование апробационных или прошлогодних ДБО N 2, автоматизированное распределение участников ЕГЭ по аудиториям в день экзамена
|
Минус 5 баллов за каждое допущенное нарушение (более 5-ти нарушений - минус 25 баллов)
|
Минус 25 баллов
|
6. Нарушение информационной безопасности ЭМ
|
Кол-во случаев нарушения информационной безопасности x 20
(5 нарушений и более - максимально минус 100 баллов)
|
Минус 100 баллов
|
7. Выявление нарушений из обращений граждан в Рособрнадзор
|
Подтверждение факта нарушения Порядка ГИА, указанного в обращении(ях)
|
Минус 20 баллов
|
8. Активность участия в тренировочных и апробационных мероприятиях ФГБУ "ФЦТ" <18>, <19>
|
Минус 40 баллов
|
|
Значение:
80 - 100% - 40 баллов;
60 - 79% - 20 баллов.
|
||
9. Прочие организационно-технологические нарушения, допущенные на экзамене, не представленные в Критериях.
|
Минус 12 баллов за наличие факта нарушения
|
Минус 12 баллов
|
IV. Эффективность осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования при проведении ЕГЭ
|
200 баллов
|
|
1. Правоприменительная практика части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении участников ЕГЭ <21>
|
Сумма значений <22>:
|
50 баллов
|
2. Правоприменительная практика части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных управленческих решений в отношении лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, допустивших нарушение Порядка ГИА <25>
|
50 баллов
|
|
3. Проведение региональных перепроверок отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ, попавших в зоны риска <27>
|
100 баллов
|
|
V. Открытость деятельности ОИВ при проведении ЕГЭ
|
100 баллов
|
|
1. Участие во Всероссийской акции "Единый день сдачи ЕГЭ родителями"
|
участие и выход 10 и более публикаций с комментариями экспертов и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 25 баллов;
участие и выход от 5 до 9 публикаций с комментариями экспертов <29> и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 15 баллов;
участие и выход менее 5 публикаций с комментариями экспертов и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 5 баллов;
неучастие в акции - 0 баллов.
|
25 баллов
|
2. Освещение в СМИ кампании ЕГЭ (без учета п. 1 раздела V)
|
Публикации в СМИ <30>:
51 публикация и более - 35 баллов;
41 - 50 публикаций - 30 баллов;
31 - 40 публикаций - 25 баллов;
21 - 30 публикаций - 20 баллов;
10 - 20 публикаций - 5 баллов.
|
35 баллов
|
3. Активность ОИВ в социальных сетях (ведение сообществ в социальных сетях)
|
Ведение сообществ ОИВ в социальных сетях <31> (либо по тематике ГИА в субъекте Российской Федерации):
два и более сообщества, общее количество участников - свыше 1 000 пользователей, регулярная публикация постов (1 - 2 раза в день), обратная связь - ответы на вопросы, контроль и модерация комментариев, использование контента сообществ Рособрнадзора и "ЕГЭ и ГИА" - 20 баллов;
одно сообщество, количество участников - свыше 500 пользователей, регулярная публикация постов (1 - 2 раза в день), обратная связь - ответы на вопросы, контроль и модерация комментариев, использование контента сообществ Рособрнадзора и "ЕГЭ и ГИА" - 10 баллов;
отсутствие сообществ - 0 баллов.
|
20 баллов
|
4. Актуальность контактных данных регионального ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ на официальном сайте ОИВ
|
Размещение актуальных контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" ОИВ и Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ на главной странице официального сайта ОИВ;
наличие - 10 баллов;
отсутствие или неактуальные - 0 баллов.
|
10 баллов
|
5. Актуальность контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ на официальном сайте Рособрнадзора, официальном информационном портале ЕГЭ
|
Предоставление актуальных контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ для размещения на официальном сайте Рособрнадзора и официальных информационных порталах ЕГЭ:
предоставление - 5 баллов;
непредоставление или неактуальные - 0 баллов.
|
5 баллов
|
6. Размещение баннеров по вопросам ЕГЭ и со ссылками на официальный информационный портал ЕГЭ и иной информации, рекомендованной к размещению пресс-службой Рособрнадзора, на главной странице официального сайта ОИВ
|
Размещение баннеров по вопросам ЕГЭ со ссылками на официальные информационные порталы ЕГЭ и иной информации, рекомендованной к размещению пресс-службой Рособрнадзора, на главной странице официального сайта ОИВ:
размещение - 5 баллов;
неразмещение - 0 баллов.
|
5 баллов
|
--------------------------------
<1> Учитывается участие обучающихся 10-х классов в диагностических работах в сентябре - октябре 2020 года.
<2> Работа в системе "Мониторинг готовности ППЭ".
<3> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
<4> Соблюдение требований пункта 77 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (Порядок ГИА), в части сроков сканирования и обработки бланков ЕГЭ.
<5> За исключением экзаменов, в которых участники ЕГЭ выполняли работу с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
<6> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
<7> Отсутствие меток о нарушении (или метки не подтверждены модератором) - 25 баллов.
<8> Отработанными метками являются метки со статусом "Отработка проверена", информация об обработке которых поступила до 17.00 по местному времени дня проведения экзамена. Учитываются отработанные метки (результат отработки представлен и проверен ОИВ).
<9> Расчет показателя осуществляется при условии, что доля аудиторий, которые вышли в трансляцию в день проведения экзамена и просмотрены региональными наблюдателями в прямом эфире, составляет не менее 40% от общего количества аудиторий, вышедших в трансляцию (кроме штабов ППЭ). Если данное условие не выполнялось, то значение показателя составляет 0 баллов. Итоговый показатель рассчитывается как среднее арифметическое за все экзаменационные дни, в т.ч. за резервные дни.
<10> Расчет по каждому экзаменационному дню ведется отдельно, учитывая все вышедшие в трансляцию аудитории (кроме штабов ППЭ) во время проведения экзамена. Расчет производится при просмотре одновременно не более 4-х аудиторий (кроме штаба ППЭ) без прерывания в разделе "Прямой эфир" непосредственно во время проведения экзамена.
<11> Учитываются все виды перепроверок (региональная и федеральная перепроверки). Перепроверки экзаменационных работ по итогам межрегиональной перекрестной проверки не учитываются только в случае подтверждения результата перепроверок ПК, созданными Рособрнадзором. Проверка экзаменационной работы 3-м экспертом не является перепроверкой (в расчете данного показателя не участвует).
<12> Не учитываются апелляции, удовлетворенные в связи с выявлением технических ошибок, а также апелляции, связанные с ошибками распознавания баллов в протоколах проверки развернутых ответов. Апелляции на результаты межрегиональной перекрестной проверки не учитываются только в случае подтверждения результата апелляции ПК, созданными Рособрнадзором.
<13> Экзаменационные работы основного периода проведения ЕГЭ 2020 года.
<14> В соответствии со структурой и требованиями раздела 2 шаблона Статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.
<15> В соответствии со структурой и требованиями разделов 3 - 4 шаблона Статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ в 2020 году в субъектах Российской Федерации.
<16> Информация из системы "Мониторинг готовности ППЭ".
<17> Продолжительность прерывания онлайн-трансляции в день проведения экзамена составила 15 минут и более, при этом при расчете не учитываются прерывания онлайн-трансляции, причинами которых явились аварии техногенного, природно-климатического характера, указанные ОИВ в официальных письмах в Рособрнадзор. Под временем проведения экзамена понимается временной промежуток от 10:00 до времени, которое фиксируется в Системе мониторинга ППЭ при проставлении статуса "Экзамен завершен".
<18> Учитываются аудитории ППЭ, хотя бы один раз принявшие участие в тренировках и апробациях, проводимых на федеральном уровне в 2019/20 учебном году.
<19> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
<20> Учитываются аудитории, хотя бы один раз принявшие участие в тренировках и апробациях, проводимых на федеральном уровне в 2019/20 учебном году.
<21> При отсутствии нарушений со стороны участников экзаменов значение соответствует 50 баллам.
<22> Округление результата до целого числа.
<23> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание судом факта нарушения (в том числе решение об освобождении от наказания в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности). В случае отсутствия совершеннолетних нарушителей значение соответствует 5 баллам.
<24> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание КДН факта нарушения (в том числе решение об освобождении от наказания в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности). В случае отсутствия совершеннолетних нарушителей значение соответствует 5 баллам.
<25> При отсутствии нарушений со стороны лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, значение соответствует 50 баллам.
<26> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание судом факта нарушения.
<27> Учитываются следующие зоны риска: "3 и более удовлетворенные апелляции у одного участника", "Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день", "Удовлетворенные апелляции на результат, позволившие участнику экзамена получить минимальное количество баллов, определенное Рособрнадзором".
<28> При отсутствии работ в "зонах риска" значение соответствует 100 баллам.
<29> Здесь и далее "эксперты" - организаторы ППЭ, руководители ППЭ, сотрудники РЦОИ, представители научных сообществ.
<30> Здесь и далее "СМИ" - это средства массовой информации федерального, регионального, муниципального уровней, а также корпоративные и школьные издания. К СМИ не относятся сайты ОИВ (или организаций), сообщества в социальных сетях.
<31> Здесь и далее "сообщества ОИВ в социальных сетях" - это сообщества в социальных сетях от лица руководителя ОИВ, а также подведомственных и уполномоченных ОИВ организаций (под контролем ОИВ).