ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ
от 22 мая 2012 г. N 200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ
ОТ ПОЖАРОВ И ЗАЩИТЫ ИХ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145) приказываю:

утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководитель
В.Н.МАСЛЯКОВ

Утверждено
приказом Федерального
агентства лесного хозяйства
от 22.05.2012 N 200

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ
ОТ ПОЖАРОВ И ЗАЩИТЫ ИХ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145) и определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).

2. Деятельность функциональной подсистемы осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

3. Функциональная подсистема действует во взаимодействии с территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданными в субъектах Российской Федерации, в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и очагов вредителей и болезней леса.

4. Функциональная подсистема создана для решения следующих задач:

обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

прогнозирование уровня пожарной опасности и санитарной опасности в лесах;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с охраной лесов от пожаров и защитой их от вредителей и болезней леса;

координация работ по маневрированию лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

осуществление контроля за радиационной обстановкой на территории земель лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате техногенных аварий, организацией и обеспечением лицами, использующими леса, установленного режима охраны, защиты лесов в условиях радиоактивного загрязнения;

подготовка предложений в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по результатам рассмотрения данных мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

5. Функциональная подсистема включает: координационные органы, органы управления, силы и средства пожаротушения, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

6. Руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляет руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.

7. Координационным органом функциональной подсистемы является Комиссия Рослесхоза по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.

Полномочия, функции и задачи координационного органа функциональной подсистемы, а также принятие им решений определяется положением о нем.

8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - структурное подразделение Рослесхоза, в компетенцию которого входит выработка и принятие решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами и массовым распространением вредителей и болезней леса;

на межрегиональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;

на региональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по Московской области и г. Москва.

9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы является специализированная диспетчерская служба Рослесхоза по приему и учету сообщений о лесных пожарах, а также оповещению населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (далее - федеральная специализированная диспетчерская служба).

10. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе федерального бюджетного учреждения "Авиалесоохрана";

лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес";

филиалы (центры защиты леса) федерального бюджетного учреждения "Рослесозащита";

лаборатории и посты радиационного контроля федерального бюджетного учреждения "Рослесозащита".

11. Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи, оповещения и информационного обеспечения.

12. Информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие лесных пожаров, развития массовых очагов вредителей и болезней леса, используется номер телефона, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи. <1>

--------------------------------

<1> Пункт 22 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 145).

13. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации и соглашений между Рослесхозом с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

14. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах силы и средства функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителя Федерального агентства лесного хозяйства в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации в лесах для сил и средств функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

15. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления силами и средствами функциональной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

наблюдение за состоянием пожарной и санитарной безопасности в лесах, соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432; 2011, N 20, ст. 2820; 2012, N 6, ст. 671), и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3431), организациями, производящими работы в лесу;

обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

контроль за обеспечением оснащения лесопожарных и лесозащитных формирований эффективными средствами борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, проведением организационных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону;

организация мониторинга лесопожарной обстановки;

разработка и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями неотложных противопожарных мероприятий в лесах, планов взаимодействия лесопожарных и иных формирований по тушению лесных пожаров на соответствующей территории;

планирование действий сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях в лесах, а также по выработке мер по устранению причин чрезвычайных ситуаций.

б) в режиме повышенной готовности:

руководство мероприятиями по подготовке к действиям по охране и защите лесов в условиях чрезвычайной ситуации, выявление причин ухудшения обстановки и выработка предложений по ее нормализации;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц Рослесхоза, его территориальных органов и организаций непосредственного подчинения, входящих в состав сил функциональной подсистемы;

ведение федеральной специализированной диспетчерской службой наблюдения, оповещения и контроля за лесопожарной и лесопатологической обстановкой в лесах, определение лесных участков, опасных в отношении быстрого распространения огня, вредителей и болезней леса;

сбор, обработка и передача силам и средствам функциональной подсистемы и другим заинтересованным органам государственной власти и организациям данных об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, информирование населения о способах защиты от них.

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

круглосуточный режим работы федеральной специализированной диспетчерской службы;

организация ликвидации чрезвычайных ситуаций (ведение разведки, принятие решений о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, управление силами и средствами, выделенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций);

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, и их последствий.

16. При недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации привлечение сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

17. Финансовое обеспечение функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.