3. Требования к производственным процессам

3. Требования к производственным процессам

3.1. Общие требования

3.1.1. Производственные процессы на предприятиях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75* "ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности" и настоящих Правил.

3.1.2. При выполнении производственных процессов согласно классификации по ГОСТ 12.0.003-74 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" на предприятиях могут иметь место следующие факторы:

Опасные и вредные физические:

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, разрушение конструкций, передвигающиеся изделия, заготовки и материалы;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенная температура поверхностей оборудования;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- повышенная или пониженная ионизация воздуха;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенная напряженность электрического поля;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности пола.

Опасные и вредные химические подразделяются:

- по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные;

- по влиянию на репродуктивную функцию;

- по характеру проникновения в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Опасные и вредные психофизиологические:

- физические нагрузки (статические и динамические), умственное перенапряжение;

- перенапряжение анализаторов (глаз и др.), монотонность труда;

- эмоциональные перегрузки.

3.1.3. Производственные процессы должны выполняться с соблюдением требований настоящих Правил, инструкций по охране труда, государственных стандартов, норм и правил:

- ГОСТ 12.3.002-75;

- "Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах" N 3223-85 от 12.03.85 (табл. 5);

- ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (табл. 6);

- ГОСТ 12.1.012-90 "ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования";

- временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров СН 4559-88;

- СНиП II-4-79 (табл. 7);

- ведомственные нормы искусственного освещения предприятий и организаций.

3.1.4. Предельные физические нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей приведены в табл. 9 и 10.

3.1.5. Для размещения оригиналов на рабочих местах устанавливаются пюпитры, высота и наклон которых должны регулироваться. Наклон документа (рукописи) должен приблизительно равняться углу наклона экрана. При наборе текста пюпитр может находиться перед оператором, а монитор справа или слева от него.

При размещении персонального компьютера (ПК) на рабочем месте необходимо учитывать границы полей зрения работника, которые определяются движением глаз и головы.

Рабочий стул (кресло) должен быть снабжен подъемно-поворотным устройством, обеспечивающим регулировку высоты сиденья и спинки, изменение угла наклона спинки.

Рабочее кресло обязательно должно иметь подлокотники. Высота поверхности сиденья должна регулироваться в пределах 0,4 - 0,5 м. Ширина сиденья - 0,4 м, а глубина - не менее 0,38 м.

Высота опорной поверхности спинки должна быть не менее 300 мм, ширина - не менее 0,38 м. Угол наклона спинки должен изменяться в пределах 90 - 100° к плоскости сиденья.

3.1.6. Производственные процессы следует выполнять в установленной спецодежде и с применением средств индивидуальной защиты.

3.1.7. Производственные процессы выполняются с соблюдением требований технологических инструкций.

3.1.8. Перемещать и транспортировать материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию следует в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76 "ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.020-80 "ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности".

3.1.9. Перемещать и транспортировать материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию надлежит только с использованием исправных транспортных средств, механизмов и тары.

3.1.10. На производственных участках должны быть специальные тележки. Колеса тележек должны быть покрыты упругим материалом (резиной, пластмассой).

3.1.11. Во время работы на ручных тележках нельзя загружать их продукцией выше уровня глаз. При передвижении тележки груз не должен закрывать обзор дороги.

3.1.12. Скорость движения тележек с грузом и без груза не должна превышать скорости спокойно идущего рабочего.

3.1.13. Запрещается:

- поддерживать спереди по ходу движения груженые тележки при спуске их по наклонной плоскости;

- открывать входные двери при движении сильным ударом тележки;

- садиться на тележки во время движения.

3.1.14. При передвижении тележки не следует держать руки на краях боковых стенок, а пользоваться только поручнями.

3.1.15. При работе на трехколесных тележках следует следить за тем, чтобы на поворотах, при движении, укладывании продукции тележка не перевернулась.

3.1.16. При опускании платформы (на тележках с подъемной платформой или рамой) следует быть внимательным и осторожным. Необходимо крепко держать подъемный рычаг при освобождении защелки до тех пор, пока платформа (рама) не остановится в крайнем нижнем положении.

3.1.17. В зоне движения транспортных средств полуфабрикаты и готовая продукция должны складываться так, чтобы водителям транспорта и работникам была обеспечена взаимная видимость.

3.1.18. Между штабелями, поддонами и рулонами бумаги, а также между ними и стенами должны быть предусмотрены проходы и проезды для осмотров и проведения погрузочно-разгрузочных операций исходя из габаритов применяемых механизмов и транспорта.

3.1.19. Эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта и внутризаводского транспорта производят в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения", "Правил по охране труда на автомобильном транспорте" и настоящих Правил.

3.1.20. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться на специально выделенных и оборудованных площадках. На этих площадках запрещено нахождение посторонних лиц.

3.1.21. Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.

При разгрузке (погрузке) особо тяжелых и крупногабаритных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

3.1.22. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работах, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.

3.1.23. Водители механизмов и машин, имеющих электрический привод (электрокары, электропогрузчики, электротележки), должны быть обучены правилам электробезопасности (Правила эксплуатации электроустановок потребителей).

3.1.24. Водитель автомобиля, перевозящего грузы, обязан проверять соответствие укладки и крепления грузов требованиям безопасности и при обнаружении нарушений потребовать от грузоотправителя их устранения.

3.1.25. Движение автомобилей на территории предприятий книжной торговли, в зонах погрузки-разгрузки продукции между зонами приемки, хранения и отправки продукции должно быть организовано по схеме, утвержденной директором предприятия. Дорожные знаки безопасности устанавливаются по ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные".

3.1.26. Автомашины под погрузку и разгрузку должны подаваться задним ходом с таким расчетом, чтобы выезд автомашины с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

3.1.27. Интервалы при расстановке автомобилей у погрузочно-разгрузочного фронта должны быть не менее:

- 1 м - между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину);

- 1,5 м - между автомобилями, стоящими рядом (по фронту).

3.1.28. При применении прицепов последние должны присоединяться к автомобилю жестким дышлом и специальным сцепным устройством. При этом должно быть обеспечено свободное поворачивание дышла в сцепном устройстве.

3.1.29. В местах работы на разгрузочных платформах должны быть предусмотрены съемные ограждения и отбойные брусы. Допускается вместо деревянного бруса устанавливать резиновую прокладку.

3.1.30. При погрузке и разгрузке автомобилей с рампы с помощью авто- и электропогрузчиков необходимо использовать специальные настилы с боковыми упорами.

При установке машины для погрузочно-разгрузочных работ с рампы рабочим запрещается находиться сзади движущейся машины. Водитель обязан поставить машину на ручной тормоз и под задние колеса подложить не менее двух клиновых упоров.

3.1.31. На предприятиях, производящих регулярную погрузку и разгрузку грузов, находящихся на хранении в складах, должны устраиваться платформы (рампы) высотой, равной высоте пола кузова грузового автомобиля (основной марки или типа для данного предприятия).

3.1.32. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойные брусы и т.п.

3.1.33. Погрузка и выгрузка грузов, крепление и освобождение их на автомобильном транспорте осуществляются под контролем водителя.

3.1.34. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ следует выполнять следующие требования:

- автомобиль, поставленный под погрузку или разгрузку, надежно затормозить рычагом ручного тормоза с включением даже при незначительном уклоне первой передачи заднего хода;

- открывать или закрывать борта кузова автомобиля должны одновременно два грузчика, находящиеся сбоку кузова; при открывании бортов кузова автомобиля необходимо убедиться в безопасном расположении в нем груза;

- рабочим, открывающим дверь типа "фургон", следует находиться за ее полотном; против открывающегося дверного проема кузова типа "фургон" - запрещается; в темное время суток кузов типа "фургон" должен быть освещен изнутри;

- при погрузке или разгрузке грузов с платформы или эстакады необходимо уложить мостик, обеспечивающий безопасность перехода в кузов автомобиля;

- запрещается перегружать автомобиль сверх установленной грузоподъемности.

3.1.35. Во время движения автомашины, а также при погрузочно-разгрузочных работах на автотранспорте грузчики должны соблюдать следующие требования безопасности:

- находясь в пути, во всем подчиняться указаниям водителя, который является ответственным за соблюдение правил безопасности во время поездки;

- грузчикам запрещается садиться на борта, стоять в кузове или на подножке, садиться или высаживаться во время движения автомобиля;

- перекладывать груз с места на место, пересаживаться, курить и принимать пищу во время движения.

3.1.36. При перегрузке автомобиля водитель должен следить за равномерным распределением груза в кузове, за надежностью бортовых запоров.

3.1.37. Снимать стропы, цепи или другие грузозахватные приспособления с груза можно только после надежной его установки на место.

3.1.38. Запрещается проезд людей в кузове автомобиля или прицепа, где установлены контейнеры.

3.1.39. Погрузочно-разгрузочные работы при пакетном способе перевозки книжной продукции должны осуществляться в соответствии с "Положением о контейнерных и пакетных перевозках" и "Типовыми транспортно-технологическими схемами контейнерных и пакетных перевозок грузов на автотранспорте".

3.1.40. Закреплять грузы на плоских поддонах следует согласно требованиям ГОСТ 216550-76 "Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах".

3.1.41. Транспортные средства и оборудование, а также организация работ при применении пакетных перевозок определяются "Положением о доставке пакетированной книжной продукции", утвержденным Госкомиздатом СССР 18.08.81.

3.1.42. Для пакетирования следует применять плоские поддоны 0,8 x 1,2 м и 0,6 x 0,8 м. Грузы не должны выступать за пределы поддона.

3.1.43. При пакетировании и для скрепления грузов на плоских поддонах следует применять обвязочные стальные, тканевые, пластмассовые ленты, мягкую стальную проволоку и другие материалы и приспособления.

3.1.44. При погрузке и разгрузке брать пачки за обвязочный материал, бросать пачки и ящики с продукцией запрещается.

3.1.45. Высота пакетов не должна превышать:

1,35 м - для среднетоннажных контейнеров;

2,0 м - для крупнотоннажных контейнеров (блок - пакеты).

Масса пакета не должна превышать 1000 кг.

3.1.46. Ограждения погрузочно-разгрузочных площадок должны соответствовать требованиям ГОСТ 26887-86, ГОСТ 27321-87, ГОСТ 27372-87.

3.1.47. Транспортные пути и погрузочно-разгрузочные площадки следует содержать в исправности, чистоте и порядке, в вечернее и ночное время освещать, зимой очищать от снега, льда и посыпать песком.

3.1.48. Внутризаводской транспорт, погрузочно-разгрузочные площадки, места производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, транспортные пути должны иметь знаки безопасности и цветовое обозначение, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности", ГОСТ 12.2.058-81 "ССБТ. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации".

3.1.49. Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание грузоподъемных машин должны производиться в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и инструкциями по безопасности труда при работе с грузоподъемными машинами и механизмами.

3.1.50. Руководитель предприятия при наличии лифтов и грузоподъемных машин, находящихся на материальном балансе предприятия, назначает лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонта лифта (или заключает договор с специализированной организацией), и лицо, ответственное за организацию эксплуатации.

3.1.51. Лифты всех типов должны соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов".

3.1.52. На лифте должны быть сделаны хорошо видимые надписи: наименование лифта (по назначению), грузоподъемность (с указанием допустимого числа пассажиров), регистрационный номер, номер телефона для связи с обслуживающим персоналом или с аварийной службой.

3.1.53. Разрешение на пуск грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается ответственным лицом за грузоподъемные машины на предприятии или инженерно-техническим работником, выполняющим его обязанности, на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования грузоподъемных машин комиссией предприятия. Разрешение на пуск грузоподъемных машин, а также результаты периодических технических освидетельствований записываются в журнал их учета и осмотра лицом, выдавшим разрешение.

3.1.54. Грузоподъемные машины и механизмы, находящиеся в работе, должны подвергаться техническому освидетельствованию:

частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

полному - не реже одного раза в 3 года.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе все механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, а также проверены освещение и сигнализация, регламентированные Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

3.1.55. Съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться лицом, ответственным за их исправное состояние, в следующие сроки:

а) траверсы - один раз в 6 месяцев;

б) стропы - один раз в 10 дней;

в) тара, клещи и др. - 1 раз в месяц;

г) редко используемые - перед выдачей их в работу.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал их учета и осмотра.

3.1.56. Статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности машины и прочности отдельных ее элементов.

3.1.57. Динамическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, на 10% превышающей ее грузоподъемность.

При динамическом испытании груз повторно поднимают и опускают, а также проверяют действие всех других механизмов машины.

3.1.58. При техническом освидетельствовании съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

3.1.59. Устройство и эксплуатация конвейеров всех типов должны соответствовать требованиям раздела 5.5.

3.1.60. Скорость движения ленты не должна превышать 0,1 м/с. Скорость движения ленты при ручной грузоразборке должна быть не более:

- 0,05 м/с - при массе груза до 5 кг;

- 0,03 м/с - при массе наибольшего груза, превышающего 5 кг.

Для предотвращения случайного увеличения скорости необходимо ставить специальные ограничители предельной скорости.

3.1.61. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением конвейеров необходимо укладывать на них грузы (книжно-журнальную продукцию без упаковки, в пачках и ящиках) так, чтобы обеспечивалась равномерная загрузка конвейера и устойчивое положение груза на нем.

3.1.62. Запрещается перегружать ленту конвейера продукцией, а также транспортировать крупногабаритные, не предназначенные для данного конвейера предметы.

3.1.63. Перед пуском и остановкой конвейера необходимо дать предупредительный сигнал.

3.1.64. Не разрешается садиться и облокачиваться на конвейер, переходить через движущуюся ленту.

3.1.65. Запрещается работать на конвейере в случае перекоса и пробуксовки ленты, набрасывать какие-либо материалы на барабан под движущуюся ленту с целью устранения ее пробуксовки, очищать ленту конвейера на ходу вручную и производить уборку под лентой и барабаном при работающем конвейере.

3.1.66. Регулировку и натяжение ленты, смазку, чистку и накладку приводных механизмов, шестерен, роликов следует производить только после остановки конвейера.

3.1.67. Не разрешается работать с передвижными конвейерами при неисправной ходовой части.

3.1.68. Запрещается перемещать конвейер в рабочем положении перед передвижением и после окончания работы необходимо опустить конвейер в крайнее нижнее положение.

3.1.69. При обслуживании подвесного люлечного конвейера необходимо следить за исправностью: ограждений, двухсторонней сигнализации, предохранительных приспособлений (цепеуловителей, блокировок).

Нельзя допускать свисания груза, класть груз в местах подъема конвейера, а также в других не приспособленных для этого местах.

3.1.70. Устройство машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта должно соответствовать требованиям ГОСТ 18962-86 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия".

Устройство автопогрузчиков должно соответствовать требованиям ГОСТ 16215-80Е "Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия". Устройство грузовых тележек должно соответствовать требованиям ГОСТ 13188-87 "Тележки грузовые. Типы, основные параметры и размеры".

3.1.71. Машины напольного безрельсового транспорта (электрокары, электротележки, автопогрузчики, электропогрузчики) следует оборудовать:

- тормозами с ручным и ножным управлением, звуковым сигналом, стоп-сигналом;

- рабочим освещением (фарами), причем помимо освещения проезжей части должна быть предусмотрена возможность освещения груза на машине и места его укладки;

- устройством, предотвращающим возможность использования машины посторонними лицами;

- автоматическим устройством, отключающим двигатель передвижения и включающим тормоз при освобождении водителем рукоятки управления.

3.1.72. В зоне работы автопогрузчика не должны проходить пути ручной перевозки грузов.

3.1.73. Водитель должен замедлять движение и издавать звуковые сигналы при движении в проходах, при проезде мимо дверей (через ворота и двери), поворотах, пересечении рельсовых путей.

3.1.74. Движение погрузчика как с грузом, так и без груза разрешается только в том случае, когда рабочее приспособление приведено в транспортное положение, рама погрузчика отклонена назад до отказа, а груз приподнят над землей на 0,3 - 0,5 м.

3.1.75. Устанавливать поддон на вилочный захват следует осторожно, прерывистыми включениями кнопки управления. Нельзя производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.

3.1.76. Транспортируемый груз должен укладываться на поддоны, обеспечивающие свободный выход вилочного захвата из-под груза. Чтобы исключить возможность развала или падения груза, его рекомендуется предварительно скреплять, образуя пакет.

3.1.77. При работе со стрелой груз нужно сначала приподнимать. Стаскивать груз со штабеля, а также подтаскивать его краном строго запрещается.

3.1.78. При эксплуатации погрузчика запрещается:

- перевозить груз, поднятый погрузчиком на высоту более 500 мм от пола;

- работать под проводами линии электропередачи;

- находиться на поднимаемом или перемещаемом грузе, а также под поднятым грузом;

- перевозить на машине людей;

- производить подъем, опускание, наклон груза при его транспортировке;

- производить отрыв примерзшего или зажатого груза;

- вскакивать на машину и спрыгивать с машины во время движения;

- производить подъем груза при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилочных захватов;

- укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

- укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения груза на него через раму погрузчика.

3.1.79. При захвате груз должен размещаться на вилочных захватах таким образом, чтобы возникающий опрокидывающий момент был минимальным.

3.1.80. Запрещается обгон всех видов механизированного транспорта (электротележек, погрузчиков). Обгонять ручные тележки, рабочих, несущих груз, пешеходов можно только на малой скорости, подав не менее чем за 5 м до объекта обгона сигнал. Если дорогу не уступают, обгон запрещен.

3.1.81. Расстояние между двумя движущимися друг за другом машинами электрокарного транспорта должно быть не меньше 10 м.

3.1.82. При движении группы электротягачей или электротележек по трассе между ними должно выдерживаться заданное расстояние.

3.1.83. При уходе от машины водитель должен опустить груз, поставить ее на тормоз, вынуть ключ из замка цепи управления.

3.1.84. Использование напольного безрельсового транспорта для перевозки людей запрещается.

3.1.85. При перевозке грузов напольным безрельсовым транспортом груз не должен перекрывать водителю видимость пути движения. Запрещается одновременно перевозить погрузчиками 2 рулона на "торец".

3.1.86. Краны подвесные и ручные тали при устройстве, установке и эксплуатации должны отвечать "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", а также требованиям ГОСТ 12.2.053-91 "ССБТ. Краны-штабелеры стеллажные. Требования безопасности".

3.1.87. На грузоподъемных машинах, устройствах и приспособлениях должны быть сделаны заметные надписи, содержащие информацию об их регистрационном номере, грузоподъемности и дате следующего испытания.

3.1.88. Легкодоступные части грузоподъемных кранов, которые могут стать причиной несчастного случая, закрывают прочно укрепленными металлическими ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку частей кранов.

Обязательному ограждению подлежат:

- зубчатые, цепные и червячные передачи;

- муфты с выступающими болтами или шпонками, за исключением соединительных муфт, применяемых в качестве тормозных шкивов;

- канатные блоки крюковой подвески.