13.1. Общие принципы оценки и учета качества работ

13.1. Общие принципы оценки и учета качества работ

13.1.1. Оценка качества работ в зависимости от потенциального пользователя может быть ориентирована на рынок или на внутреннее потребление (в предприятии). Для участников рыночных отношений важен факт соответствия предлагаемой продукции (работы) требованиям нормативных документов. Для организаторов производства, которое предполагает передачу продукции (работ) внутри предприятия, важны более дифференцированные качественные характеристики отдельных этапов выполнения работ. Исходя из этих двух подходов, следует на предприятии использовать две системы оценки и учета качества.

13.1.2. Главным критерием оценки работ для внешнего потребителя является факт соответствия работы требованиям ГОСТ, НТА или технического проекта, т.е. она должна быть принята с указанием нормативного документа или технического проекта, по которому осуществлялась приемка. В инструкции такая оценка работ предусмотрена на всех стадиях приемки (см. Приложение 7). Иные случаи приемки работ (в т.ч. и с превышением установленных допусков) могут быть оговорены по согласованию с заказчиком.

Только принятая указанным способом работа может быть включена в список завершенных, и сведения о ней передают в заинтересованные инстанции.

13.1.3. Наряду с указанной оценкой, ориентированной на внешнего потребителя, в процессе контроля и приемки ГТКР предприятие может оценивать качество работы отдельных специалистов, бригад, цехов, партий, отделов, экспедиций, предприятий, а также может применять дифференцированные оценки качества по отдельным видам и объектам. Внутри предприятия оценка качества работ производится по системе качества, принятой на предприятии. В частности, может быть применен любой из методов:

- на основе балльной системы;

- по интегральному (комплексному) показателю;

- на основе серии стандартов ГОСТ Р ИСО 9000.

Общие положения, которые можно использовать при разработке системы оценки качества на предприятии, приведены в Приложении 15.