3.2.2. Обследование и восстановление нивелирных знаков
Организационно-технические условия
Обследование и восстановление нивелирных знаков выполняют в соответствии с требованиями Инструкции по нивелированию I, II, III и IV классов (М.: Недра, 1990) и действующих инструкций и наставлений по обследованию и восстановлению пунктов и знаков государственной геодезической и нивелирной сетей.
Местоположение нивелирных знаков отыскивают на местности, используя топографические карты, аэрофотоснимки и материалы описаний местоположения марок и реперов. При отсутствии внешних признаков на местности местоположение нивелирных знаков устанавливают с помощью простейших линейных промеров.
В зависимости от физико-географических условий при производстве работ используют автомашины, вездеходы, гужевой или вьючный транспорт.
Характеристика категорий трудности работ (для рядовых
грунтовых и скальных реперов)
I категория. Местность открытая с крупными формами рельефа и развитой сетью улучшенных дорог. Контуров и ориентиров много. Грунт мягкий. Растительный слой без корней кустарника и деревьев.
II категория. 1. Местность холмистая, местами полузакрытая, с ясно выраженным рельефом и развитой сетью грунтовых дорог. Контуров и ориентиров много. Грунт мягкий. Растительный слой с корнями кустарника.
2. Местность открытая степная, равнинная с сетью проселочных и полевых дорог. Контуров и ориентиров ограничено. Грунт - жирная глина, лесс влажный с примесью гравия. Растительный слой травянистого происхождения.
III категория. 1. Местность полузакрытая с мелкими формами рельефа. Контуров и ориентиров ограничено. Грунт - тяжелая ломовая глина, мягкая глина с примесью гравия, глина сланцевая, песок естественной влажности с примесью гравия более 40%, чернозем и каштановый грунт сухой, отвердевший. Растительный слой с корнями кустарника.
2. Местность равнинная, закрытая. Дорожная сеть развита слабо. Контуров и ориентиров ограничено. Грунт выше средней твердости. Растительный слой с корнями кустарника.
3. Полупустынные районы с пересеченным рельефом или полузакрытые районы предгорий. Дорожная сеть развита слабо. Грунт выше средней твердости с наличием гравия, гальки и частично валунов.
IV категория. 1. Местность закрытая с крупными формами рельефа или тайга с гольцами. Дорожная сеть отсутствует. Контуров и ориентиров ограничено. Грунт твердый с обилием гравия, гальки и валунов.
2. Полупустынные - песчаные районы с барханами. Дорожная сеть отсутствует. Контуров и ориентиров ограничено. Грунт мягкий, песчаный с растительным слоем.
3. Местность закрытая со слабо выраженным рельефом, частично заболоченная. Дорожная сеть отсутствует.
4. Районы равнинной тундры.
5. Горные районы. Грунт разборно-скальный.
V категория. 1. Местность горно-таежная и высокогорная. Грунт разборно-скальный.
2. Местность таежная, равнинная, заболоченная. Грунт с наличием корней деревьев.
3. Местность таежная с пересеченным рельефом в районах распространения многолетней мерзлоты.
4. Районы горной тундры.
5. Районы пустынь.
6. Горно-промышленные районы.
Содержание работы
1. При обследовании. Получение задания, материалов. Выписка технических данных на реперы. Отыскание знака. Вскрытие нивелирного знака и осмотр его состояния. Корректура описания, замеры расстояний до ориентиров. Составление ведомости и схемы обследованных нивелирных знаков. Переезды и переходы на участке работ. Сдача работ.
2. При обследовании и восстановлении. Получение задания, материалов. Выписка технических данных на реперы. Отыскание знака. Вскрытие нивелирного знака и осмотр его состояния. Очистка от коррозии, поросли. Покрытие битумным лаком вскрытых частей металлических труб грунтовых реперов и марок. Замеры расстояний до ориентиров. Возобновление внешнего оформления знака. Исправление описания местоположения. Составление списка и схемы обследованных и восстановленных нивелирных знаков. Переезды и переходы на участке работ. Сдача знака на наблюдение за сохранностью. Сдача работ.
Таблица 65
СОСТАВ БРИГАДЫ
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐ │ Исполнители │ Численность исполнителей, чел. │ │ ├───────────┬──────────────────────────────┤ │ │при обсле- │при обследовании и восстанов- │ │ │довании ни-│лении нивелирных знаков │ │ │велирных ├───────────────┬──────────────┤ │ │знаков │ грунтовых │ стенных │ ├─────────────────────┼───────────┼───────────────┼──────────────┤ │Техник II категории │1 │1 │1 │ │Замерщик на │1 │2 │1 │ │топографо-геодезичес-│ │ │ │ │ких и маркшейдерских │ │ │ │ │работах 2 разряда │ │ │ │ └─────────────────────┴───────────┴───────────────┴──────────────┘
Таблица 66
НОРМЫ ВРЕМЕНИ И НОРМЫ ВЫРАБОТКИ
(в числителе - норма выработки, количество реперов
или марок в смену; в знаменателе - норма времени на 1 репер
или марку, ч)
┌─────┬──────────────────────┬────────┬──────────────────────────┐ │Номер│ Наименование │Расстоя-│Категория трудности работ │ │нормы│ процесса │ние меж-│ │ │ │ │ду зна- ├────┬────┬────┬─────┬─────┤ │ │ │ками, км│ I │ II │III │ IV │ V │ ├─────┼──────────────────────┼────────┼────┼────┼────┼─────┼─────┤ │ │Обследование грунтовых│ │ │ │ │ │ │ │ │и скальных реперов с │ │ │ │ │ │ │ │ │применением автотранс-│ │ │ │ │ │ │ │ │порта и вездеходного │ │ │ │ │ │ │ │ │транспорта │ │ │ │ │ │ │ │1 │ │5 │6,30│5,16│4,23│3,43 │2,29 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │1,27│1,55│1,89│2,33 │3,50 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2 │ │10 │5,44│4,14│3,16│2,52 │1,43 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │1,47│1,93│2,53│3,18 │5,60 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3 │ │15 │4,79│3,52│2,59│1,98 │1,04 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │1,67│2,27│3,09│4,05 │7,70 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование грунтовых│ │ │ │ │ │ │ │ │и скальных реперов с │ │ │ │ │ │ │ │ │применением гужевого │ │ │ │ │ │ │ │ │и вьючного транспорта │ │ │ │ │ │ │ │4 │ │5 │5,10│4,26│3,45│2,80 │1,94 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │1,57│1,88│2,32│2,86 │4,13 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │5 │ │10 │3,96│3,14│2,36│1,90 │1,16 │ │ │ │ │----│----│----│---- │--- │ │ │ │ │2,02│2,55│3,39│4,21 │6,92 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6 │ │15 │3,31│2,54│1,85│1,44 │0,82 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │2,42│3,15│4,33│5,57 │9,71 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование стенных │ │ │ │ │ │ │ │ │реперов или марок с │ │ │ │ │ │ │ │ │применением автотранс-│ │ │ │ │ │ │ │ │порта (независимо от │ │ │ │ │ │ │ │ │категорий) │ │ │ │ │ │ │ │7 │ │5 │ │ │7,48│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,07│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │8 │ │10 │ │ │6,06│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,32│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │9 │ │15 │ │ │4,79│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,67│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование и восста-│ │ │ │ │ │ │ │ │новление грунтовых и │ │ │ │ │ │ │ │ │скальных реперов с │ │ │ │ │ │ │ │ │применением автотранс-│ │ │ │ │ │ │ │ │порта и вездеходного │ │ │ │ │ │ │ │ │транспорта │ │ │ │ │ │ │ │10 │ │5 │2,78│2,36│2,06│1,73 │1,15 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │2,88│3,39│3,88│4,63 │6,94 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │11 │ │10 │2,56│2,07│1,77│1,41 │0,80 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │3,12│3,87│4,52│5,69 │9,94 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │12 │ │15 │2,37│1,85│1,54│1,18 │0,62 │ │ │ │ │----│----│----│---- │-----│ │ │ │ │3,38│4,32│5,19│6,80 │13,00│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование и восста-│ │ │ │ │ │ │ │ │новление грунтовых и │ │ │ │ │ │ │ │ │скальных реперов с │ │ │ │ │ │ │ │ │применением гужевого и│ │ │ │ │ │ │ │ │вьючного транспорта │ │ │ │ │ │ │ │13 │ │5 │2,12│1,86│1,59│1,34 │0,94 │ │ │ │ │----│----│----│---- │---- │ │ │ │ │3,78│4,29│5,04│5,98 │8,47 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │14 │ │10 │1,61│1,41│1,17│0,95 │0,62 │ │ │ │ │----│----│----│---- │-----│ │ │ │ │4,96│5,69│6,86│8,40 │13,00│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │15 │ │15 │1,30│1,13│0,92│0,73 │0,45 │ │ │ │ │----│----│----│-----│-----│ │ │ │ │6,14│7,07│8,68│10,90│17,60│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование и восста-│ │ │ │ │ │ │ │ │новление стенных репе-│ │ │ │ │ │ │ │ │ров или марок с приме-│ │ │ │ │ │ │ │ │нением автотранспорта │ │ │ │ │ │ │ │ │(независимо от катего-│ │ │ │ │ │ │ │ │рий) │ │ │ │ │ │ │ │16 │ │5 │ │ │6,06│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,32│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │17 │ │10 │ │ │5,06│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,58│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │18 │ │15 │ │ │4,37│ │ │ │ │ │ │ │ │----│ │ │ │ │ │ │ │ │1,83│ │ │ └─────┴──────────────────────┴────────┴────┴────┴────┴─────┴─────┘
Примечания: 1. При обследовании или обследовании и восстановлении фундаментальных реперов норма выработки умножается на коэффициент 0,80, а норма времени - на коэффициент 1,25.
2. При обследовании или обследовании и восстановлении нивелирных знаков (стенной репер и марка), заложенных в одном сооружении, нормы выработки умножают на коэффициент 1,43, а нормы времени - на коэффициент 0,70.