ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 ноября 2017 г. N 466
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ВОЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> и подпунктом 31 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 <2>, приказываю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2017, N 18, ст. 2670.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5802.
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации.
Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации -
главнокомандующий войсками
национальной гвардии
Российской Федерации
генерал армии
В.ЗОЛОТОВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 07.11.2017 N 466
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ВОЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации <1> по основным профессиональным образовательным программам.
--------------------------------
<1> Далее - "ВООВО".
2. Основным видом деятельности ВООВО является образовательная деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ.
II. Разработка основных профессиональных образовательных программ
3. Основные профессиональные образовательные программы разрабатываются ВООВО самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников ВООВО <2> на основе соответствующих примерных основных профессиональных образовательных программ, наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающихся по соответствующей специальности (направлению подготовки).
--------------------------------
<2> Далее - "квалификационные требования".
4. Квалификационные требования определяют военно-профессиональное предназначение выпускников ВООВО по установленной военно-учетной специальности и включают в себя совокупность обязательных требований к объему и содержанию военно-профессиональной подготовки, являющейся составной частью основной профессиональной образовательной программы.
5. Квалификационные требования, примерные основные профессиональные образовательные программы разрабатываются представителями структурных подразделений Росгвардии, оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации <1> и ВООВО.
--------------------------------
<1> Далее - "войска национальной гвардии".
Квалификационные требования устанавливаются Росгвардией <2>.
--------------------------------
<2> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2017, N 18, ст. 2670).
6. В основную профессиональную образовательную программу включается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представляется в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав основной профессиональной образовательной программы по решению ВООВО.
7. Методические материалы включают в себя методические рекомендации (материалы) для преподавателей и методические указания (рекомендации) для обучающихся.
Методические рекомендации (материалы) для преподавателей оформляются в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.
Методические указания (рекомендации) для обучающихся оформляются в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной, а также самостоятельной работы.
8. ВООВО разрабатывает основную профессиональную образовательную программу в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.
Разработка, утверждение, хранение и обновление основной профессиональной образовательной программы осуществляется начальником ВООВО.
III. Особенности реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета
9. При реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета <1> ВООВО руководствуются следующими основными положениями:
--------------------------------
<1> Далее - "образовательные программы".
выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения при реализации образовательных программ осуществляется ВООВО самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;
ВООВО с учетом требований по защите информации ограниченного доступа используют различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение;
доступ обучающихся к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и информационно-образовательной среде ВООВО осуществляется с учетом требований к условиям реализации образовательных программ и в соответствии с требованиями по защите информации ограниченного доступа.
10. Учебный год по очной форме обучения начинается 1 сентября и состоит из 2 семестров. У курсантов первого курса обучения учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по программе общевойсковой подготовки (по военно-профессиональным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы.
ВООВО может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается ВООВО.
Общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Нагрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю.
11. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица. Величина зачетной единицы для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
12. Расписание учебных занятий разрабатывается учебным отделом ВООВО на семестр (месяц), согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений обучающихся, утверждается начальником ВООВО и доводится преподавательскому составу, подразделениям обучающихся не позднее чем за 10 дней до начала занятий.
13. Расписанием учебных занятий предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 36 академических часов в неделю в среднем за период обучения, на который составляется расписание учебных занятий. Продолжительность академического часа составляет 45 минут, допускается проведение занятий продолжительностью 90 минут без перерыва. Тактические, тактико-специальные учения проводятся, как правило, непрерывно.
14. В расписании указываются: подразделение обучающихся, учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место проведения занятия, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
15. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, индивидуальные собеседования, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, контрольные работы (занятия), выполнение курсовых работ (курсового проектирования), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика. Кроме того, дополнительно проводятся другие виды учебных занятий, вводимые по решению начальника ВООВО после обсуждения на ученом совете ВООВО.
16. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Лекции читаются командованием ВООВО, начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. К чтению лекций приказом начальника ВООВО допускаются наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень (ученое звание) или педагогический стаж не менее 5 лет. Если преподавание дисциплины осуществляется только одним преподавателем, то он допускается к чтению лекций по данной дисциплине независимо от педагогического стажа. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики служебно-боевого применения войск национальной гвардии читаются представителями Росгвардии и оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии. Для чтения отдельных лекций приглашаются ведущие ученые и профессора из других ВООВО, ведущие специалисты из оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, научных организаций.
17. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) образовательной программы и имеют целью углубленное изучение дисциплины (модуля), обсуждение и выработку единого понимания изучаемых вопросов, проверку полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
18. Лабораторные занятия (работы) имеют целью практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины (модуля), овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его. После защиты отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения обучающихся в ВООВО.
19. Практические занятия проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, практического овладения иностранными языками, отработки упражнений, приемов и нормативов, освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.
Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося.
20. Групповые упражнения проводятся с целью приобретения обучающимися практического опыта в планировании, организации выполнения служебно-боевых задач (боевых действий), их всестороннем обеспечении и управлении подразделениями, войсковыми нарядами (службами). На групповом упражнении обучающиеся выполняют функции определенного должностного лица.
Групповые упражнения проводятся на местности, на картах, на макете местности, в аудиториях управления боем (специализированных аудиториях) с применением вычислительной техники.
21. Групповые занятия предназначены для более углубленного изучения организации, боевого применения и тактики действий воинских частей и подразделений войск национальной гвардии, Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных армий, изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта, организации и управления видами всестороннего обеспечения подразделений и воинских частей, других теоретических положений изучаемых дисциплин, если проведение лекций по данной тематике нецелесообразно.
Групповые занятия проводятся, как правило, в специализированных аудиториях с максимальным использованием тренажерной и другой учебно-материальной базы.
22. Индивидуальные собеседования проводятся по основным и наиболее сложным разделам образовательной программы и имеют целью проверку и оценку теоретических знаний обучающихся по ранее изученным темам, углубленное изучение обучающимися учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
23. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения и направлены на обучение практике служебно-боевого применения подразделений войск национальной гвардии и тактических действий общевойсковых подразделений в различных условиях обстановки.
На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются компетенции по выполнению обязанностей командира (заместителя командира по вооружению (тылу), начальников служб или других специалистов) в ходе выполнения служебно-боевых задач. Учебные вопросы отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой по времени и в темпе, присущем характеру изучаемых служебно-боевых задач, без предварительного объяснения обучающимся требуемых действий с имитацией и обозначением противника или противоправных действий нарушителей, других обозначений в соответствии с требуемой обстановкой.
Действия противника (нарушителей) обозначаются группами обозначения, управляемыми мишенями, средствами имитации, отдельными образцами военной техники, которыми управляет помощник руководителя занятий.
24. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер, проводятся в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование компетенций обучающихся в организации, выполнении служебно-боевых задач и их всестороннем обеспечении. Обучающиеся исполняют на учениях обязанности командиров подразделений и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.
Тактические (тактико-специальные) учения проводятся по темам, охватывающим несколько служебно-боевых задач на местности, вне расположения ВООВО.
На тактические (тактико-специальные) учения по решению начальника ВООВО привлекаются преподаватели других кафедр и офицеры служб ВООВО. С целью обучения способам и технике выполнения обязанностей командиров и солдат при выполнении служебно-боевых задач, а также с целью боевого слаживания подразделений проводятся тактико-строевые занятия. Они проводятся, как правило, на оборудованной в инженерном отношении местности методом тренировок в составе подразделения обучающихся как с материальной частью, так и без нее.
25. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных и тестовых заданий и могут проводиться с использованием персональных электронно-вычислительных машин или практической проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов.
26. Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) осуществляется с целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.
Для руководства выполнением курсовой работы (курсового проектирования) обучающихся назначаются руководители из числа научно-педагогических работников, которые утверждаются на заседаниях кафедр или предметно-методических комиссий. Защита курсовой работы (курсового проекта) обучающимся производится перед комиссией кафедры при непосредственном участии руководителя работы. Все материалы курсовых работ (курсовых проектов) хранятся на кафедре в течение всего периода обучения обучающихся в ВООВО.
27. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной деятельности и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа организуется командирами подразделений обучающихся, ее методическое обеспечение осуществляется кафедрами. Время на самостоятельную работу отводится в распорядке дня из расчета 3 академических часа ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней).
Учебный отдел ВООВО систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в ВООВО не реже одного раза в месяц.
Самостоятельная работа может проводиться под руководством профессорско-преподавательского состава в часы, определенные расписанием занятий, в объеме не более 10 процентов от учебного времени, отводимого на изучение дисциплины (модуля). Она предусматривает разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) (тематическим планом изучения дисциплины (модуля). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении методам самостоятельной работы с учебным материалом.
28. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, индивидуальных собеседований, контрольных работ, экзаменов (зачетов), проводятся групповые консультации.
29. Практики организуются и проводятся в ВООВО, оперативно-территориальных объединениях, соединениях и воинских частях войск национальной гвардии, по согласованию - в организациях Минобороны России, в организациях, осуществляющих деятельность в соответствии с профилем основной профессиональной образовательной программы.
При разработке образовательных программ ВООВО выбирает типы практик и способы их проведения в зависимости от видов деятельности, на которые ориентированы образовательные программы. ВООВО вправе предусмотреть в образовательной программе иные типы практик дополнительно к установленным федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Кафедрой, на которую возложено руководство практикой, разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого обучающегося. Для руководства работой обучающихся и контроля за ней от ВООВО назначаются руководители практик из числа преподавателей и командиров подразделений обучающихся.
Командиры воинских частей, начальники ВООВО, в которых проводится практика, назначают руководителя практики от воинской части (ВООВО).
Обучающимися по окончании практики готовится письменный отчет о выполнении программы практики и индивидуального задания. Защита отчетов о выполнении программы практики и индивидуального задания проводится в ВООВО.
30. Для качественного усвоения наиболее важных и сложных тем дисциплин разрабатываются комплексные тактические задачи.
Комплексная тактическая задача отрабатывается в форме различных видов занятий, проводимых в определенной последовательности на фоне общего тактического замысла (обстановки). В ходе ее проведения обучающимися практически отрабатываются вопросы, связанные с организацией и выполнением служебно-боевых задач подразделениями войск национальной гвардии, управлением ими в различных условиях обстановки, совершенствованием умений и навыков в организации тактических действий и обеспечении боя. В результате они приобретают необходимые умения и навыки в командовании подразделением, использовании и эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Для проведения комплексной тактической задачи разрабатываются:
план проведения комплексной тактической задачи;
пояснительная записка к плану комплексной тактической задачи;
тактическое задание с картой (схемой) исходной обстановки;
методические указания по проведению каждого занятия и справочный материал для преподавателей;
карта (схема) наращивания тактической обстановки;
план обозначения действий противника (при необходимости).
Для разработки комплексных тактических задач создается авторский коллектив, руководителем которого назначается один из начальников кафедр. В состав авторского коллектива включается профессорско-преподавательский состав (с привлечением представителей учебного отдела), а также начальники служб и командиры подразделений (при необходимости).
Учебно-методические материалы, разрабатываемые одновременно несколькими кафедрами, обсуждаются на межкафедральных совещаниях и утверждаются начальником ВООВО (заместителем начальника ВООВО по учебной работе).
31. Обязательным документом профессорско-преподавательского состава на каждом проводимом учебном занятии является план (план-конспект) проведения учебного занятия. План (план-конспект) разрабатывается лицом, проводящим занятие, утверждается его непосредственным начальником (или его заместителем) и хранится у разработчика в течение учебного года.
План (план-конспект) составляется в произвольной форме. Его содержание зависит от вида занятия, подготовленности и опыта проводящего занятие. При составлении плана (плана-конспекта) используется методическая разработка и учитываются реальные условия проведения занятия.
32. В методических разработках указываются рекомендации профессорско-преподавательскому составу по организации и методике проведения занятий по темам дисциплины (модуля).
Методическая разработка составляется по каждой теме исходя из общих требований педагогической науки. Методическая разработка разрабатывается на кафедре (на факультете, в батальоне), обсуждается на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждается начальником кафедры (заместителями начальника ВООВО по направлениям деятельности, начальником факультета). Методическая разработка на основе опыта проведения занятий по данной теме в течение года может перерабатываться и дополняться новым материалом и методическими приемами. После рассмотрения изменений и дополнений на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и после утверждения методической разработки начальником кафедры (заместителем начальника ВООВО, начальником факультета) она допускается для проведения занятий в следующем учебном году.
33. Образовательная деятельность ВООВО предусматривает контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся.
Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки, качества реализации образовательных программ и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.
34. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной профессорско-преподавательским составом или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий.
35. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией, которая проводится в форме защиты курсовых работ (курсовых проектов), зачетов, экзаменов. Формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом.
36. Организация выполнения и порядок защиты курсовых работ (курсовых проектов) устанавливаются положением, разрабатываемым ВООВО самостоятельно.
37. Зачет (зачет с оценкой) служит формой проверки выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических и семинарских занятий, выполнения программ практик. В отдельных случаях зачет устанавливается по дисциплине (модулю) в целом или по ее разделам.
Начальнику кафедры по представлению преподавателя разрешается освобождать от сдачи зачета обучающихся, показавших отличные знания по результатам текущего контроля успеваемости, с выставлением им оценки "зачтено" ("отлично"). Оценка объявляется обучающемуся перед сдачей взводом (группой) зачета по данной учебной дисциплине (модулю).
38. Экзамен имеет целью проверку и оценку уровня знаний, полученных обучающимися, умения применять их при решении практических задач, а также степени овладения практическими умениями и навыками в объеме требований образовательных программ.
Экзаменом заканчивается изучение каждой дисциплины (модуля) (за исключением дисциплин (модулей), по которым проводится зачет). По дисциплинам (модулям) объемом 3 зачетных единицы и менее в качестве промежуточной аттестации предусматривается зачет. По сложным и объемным дисциплинам (модулям), имеющим самостоятельные разделы, предусматривается 2 и более экзамена.
39. Количество экзаменов при проведении промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 12 в учебном году, а количество зачетов - 20, не считая экзаменов и зачетов на право вождения автомобиля (бронетранспортера), по общевоинским уставам, строевой, огневой и физической подготовке.
Порядок проведения экзамена, зачета определяется начальником кафедры (заместителем начальника ВООВО, начальником факультета). Для проведения экзамена, зачета на кафедре, факультете, в батальоне разрабатывается программа проведения экзамена, которая включает в себя перечень вопросов, задач, выносимых на экзамен, необходимый справочный материал, перечень средств материального обеспечения (вооружения, техники, приборов, макетов, схем, карт, диаграмм).
Экзамен принимает комиссия, назначенная начальником кафедры (начальником факультета, командиром батальона).
Если учебным планом по дисциплине предусмотрен экзамен с использованием двух форм контроля - письменного и устного, то письменные работы проверяются и оцениваются до начала устной части экзамена.
40. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено".
41. По каждой дисциплине (модулю), изучаемой в данном семестре и на данном курсе, обучающимся выставляются итоговые оценки за семестр и курс. Итоговыми оценками за семестр по дисциплинам (модулям), по которым в семестре проводились экзамены и зачеты, являются оценки, полученные обучающимися на экзаменах и зачетах. По остальным дисциплинам (модулям) итоговые оценки за семестр и курс выставляются на основании оценок текущего контроля успеваемости. Оценка текущего контроля успеваемости за семестр и курс проставляется только в журналах учета учебных занятий.
42. Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную ведомость, журнал учета учебных занятий, зачетную книжку и учебную карточку обучающегося. Оценка "неудовлетворительно" или "не зачтено" проставляется только в экзаменационной ведомости и журнале учета учебных занятий.
43. Учет учебных занятий и успеваемости обучающихся ведется в журналах учета учебных занятий, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках, учебных карточках, сводных данных о результатах экзаменационной сессии.
Журнал учета учебных занятий ведется на каждый взвод (группу) обучающихся. В нем учитываются все занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом (командирами подразделений), самостоятельная работа, посещаемость, учет привития командных и методических навыков, выставляются оценки текущего контроля успеваемости, оценки за экзамены и зачеты, оценки текущего контроля успеваемости за семестр и курс по дисциплинам (модулям), не выносимым на экзамены и зачеты. В отдельном разделе журнала учета учебных занятий делается отметка и указания должностных лиц, проверяющих его ведение.
Записи в журнале учета учебных занятий о проведенных занятиях производятся профессорско-преподавательским составом (командирами подразделений), проводившим учебные занятия.
Во время занятий журналы учета учебных занятий находятся в учебных взводах (группах), в остальное время - в учебном отделе ВООВО или месте, определенном решением начальника ВООВО. Их получают перед занятиями и сдают после занятий специально назначенные для этой цели обучающиеся. Журналы учета учебных занятий хранятся в учебном отделе ВООВО или месте, определенном решением начальника ВООВО на протяжении всего срока обучения обучающихся.
44. В целях учета успеваемости обучающихся учебным отделом ВООВО составляется экзаменационная ведомость в одном экземпляре на учебный взвод (группу) по каждой дисциплине (модулю), по которой в соответствии с учебным планом проводятся зачеты и экзамены.
На обучающихся, которые по каким-либо причинам (например, болезнь, командировка, повторная сдача экзамена или зачета при получении неудовлетворительной оценки) сдают экзамен (зачет) отдельно от своего учебного взвода (группы), учебным отделом взамен экзаменационной ведомости выдается экзаменационный лист, который сдается экзаменатором в учебный отдел немедленно после окончания экзамена (зачета) и подшивается к экзаменационной ведомости учебного взвода (группы).
45. На каждого зачисленного в ВООВО обучающегося оформляется зачетная книжка.
При переводе обучающегося в другую ВООВО, а также при отчислении из ВООВО зачетная книжка не выдается, а взамен ее выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому ВООВО.
46. Учебная карточка обучающегося ведется в учебном отделе (на факультете) ВООВО. В нее вносятся из экзаменационной ведомости (экзаменационных листов) все оценки, полученные обучающимся на экзаменах и зачетах.
Исправления в учебных карточках должны быть заверены подписью начальника учебного отдела.
47. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам, признаются имеющими академическую задолженность.
48. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине не более двух раз.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
49. Академическая задолженность ликвидируется обучающимися не позднее одного месяца после начала очередного семестра обучения.
При наличии уважительных причин (например, болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) для обучающихся, имеющих академическую задолженность, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов, при этом срок ликвидации академической задолженности не может превышать сроков начала очередной промежуточной аттестации.
В указанные периоды не включается время болезни обучающегося, нахождения его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
50. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, переводятся на следующий курс обучения.
51. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по результатам промежуточной аттестации, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (например, болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), переводятся на следующий курс обучения условно. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке обучающегося.
После ликвидации академической задолженности (например, прохождения повторной промежуточной аттестации) указанными в настоящем пункте обучающимися начальник ВООВО издает приказ об их переводе на следующий курс обучения.
Обучающиеся, не заключившие контракт о прохождении военной службы и переведенные на второй курс обучения условно, заключают контракт о прохождении военной службы после ликвидации академической задолженности и издания приказа начальника ВООВО об их переводе на второй курс.
52. Формы государственной итоговой аттестации, порядок ее проведения по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
53. Предложения по общей численности и персональному составу государственной экзаменационной комиссии начальник ВООВО представляет в Главное управление подготовки войск (сил) Росгвардии не позднее чем за три месяца до начала работы государственной экзаменационной комиссии.
54. В состав государственных экзаменационных комиссий назначаются:
председатели государственных экзаменационных комиссий - приказом Росгвардии;
члены государственных экзаменационных комиссий, не принадлежащие к составу выпускающих ВООВО, - распоряжением Росгвардии;
секретари и члены государственных экзаменационных комиссий, принадлежащие к составу выпускающих ВООВО, - приказами начальников ВООВО.
55. Приказами начальников ВООВО назначается состав апелляционных комиссий.
56. По результатам государственных аттестационных испытаний проводится заседание государственной экзаменационной комиссии, на котором принимается решение в отношении каждого обучающегося о присвоении ему квалификации, выдаче диплома установленного образца и нагрудного знака.
57. Выпускникам ВООВО, имеющим не менее 75 процентов оценок "отлично" от общего количества оценок, указанных в приложении к диплому (за исключением оценок "зачтено"), включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, а остальные оценки, указанные в этом приложении, - "хорошо" и прошедшим государственную итоговую аттестацию только с отличными оценками, выдается диплом с отличием.
58. Выпускникам ВООВО, сдавшим все предусмотренные учебным планом экзамены (зачеты с оценкой) и прошедшим государственную итоговую аттестацию только с отличными оценками, решением государственной экзаменационной комиссии присуждается золотая медаль и выдается диплом с отличием, а их фамилии заносятся на Доску почета ВООВО.
При решении вопроса о присуждении золотой медали, выдаче диплома с отличием и занесении фамилии выпускника на Доску почета ВООВО учитываются все оценки (по физической подготовке учитывается оценка, полученная при сдаче экзамена в последнем семестре обучения), полученные им на экзаменах и зачетах за весь период обучения.
59. Лица, не прошедшие государственную итоговую аттестацию и отчисленные из ВООВО, допускаются к повторной государственной итоговой аттестации не ранее чем через год и не позднее чем через 5 лет после отчисления из ВООВО при условии, что они состоят на военной службе. При повторной государственной итоговой аттестации указанные лица подвергаются только тем аттестационным испытаниям, по которым ранее была получена неудовлетворительная оценка или которые они не проходили, и в объеме образовательных программ, которые реализовывались в году их отчисления из ВООВО.
60. По результатам работы в ВООВО государственная экзаменационная комиссия составляет отчет о проведении государственной итоговой аттестации.
Отчет государственной экзаменационной комиссии представляется председателем государственной экзаменационной комиссии первому заместителю директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации. Второй экземпляр отчета хранится в ВООВО.
IV. Особенности реализации образовательных программ среднего профессионального образования
61. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются в ВООВО только на базе среднего общего образования.
62. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования и должно обеспечивать получение квалификации.
63. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования ВООВО учитывается следующее:
сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами. Срок обучения исчисляется в годах и месяцах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется в часах (неделях);
основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны содержать модули (разделы) "Общая военная подготовка" и "Специальная военная подготовка";
факультативные дисциплины не планируются;
учебный год в ВООВО начинается 1 сентября.
64. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
65. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (групповые, практические, лабораторные, консультации, лекции, семинары), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) при освоении программ подготовки специалистов среднего звена, практику, а также другие виды учебных занятий, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, допускается проведение занятий продолжительностью 90 минут без перерыва.
66. Практика обучающихся осуществляется в виде учебной практики и производственной практики.
67. Количество экзаменов при проведении промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты на право вождения автомобиля (бронетранспортера), по общевоинским уставам, строевой, огневой и физической подготовке.